|«« | «« | »» | »»| |
Инициатор строительства дома в украинском стиле Владимир Николаевич Хренников был человеком состоятельным. Однако это не мешало ему по негласным сведениям в 1903—1904 годах принадлежать к партии социалистов-революционеров, оказывать последней материальную поддержку, хранить в своей квартире в доме №15 по Клубной улице (неподалеку от Английского клуба) в значительном количестве нелегальную литературу. А в имении своего отца в Новомосковском уезде, сообщала полиция в своих донесениях, он оборудовал подпольную типографию, но из боязни быть арестованным уничтожил таковую…
…Это было в пятидесятые годы. В Днепропетровске восстанавливали сожженное фашистами здание на углу проспекта Карла Маркса и улицы Короленко. Там ныне гостиница «Украина», а в начале века этот дом екатеринославцы звали «Украинским домом» или «Домом Хренникова». Так вот в этом здании была найдена после войны небольшая серебряная табличка, проливавшая свет на историю дома. На табличке был следующий текст на украинском языке:
«Року Божого від Різдва Христова тисяча дев’ятсот десятого (1910) 30-го жовтня під час ІІІ-ї Державної Думи /Російської/ заложено цей дім.
Будується він власником грунту інженер-технологом Володимиром Миколаєвичем Хрінниковим по його власному проекту. Фасад по Катерининському проспекту і Первозванівській вулиці робиться по проекту архітектора Петра Фетісова в стилю «Відродження України».
Владимир Хренников имел в Екатеринославе несколько домов, но след о себе оставил именно этим. Многим ли днепропетровцам сегодня говорит это имя? Вряд ли. Сын богатого купца, он был миллионером. Но вот, что у Владимира Николаевича был один из первых в городе автомобилей, — доподлинно известно. Но об этом чуть позже.
Кто же он, Владимир Хренников?
Его отец Николай Николаевич Хренников был почетным потомственным гражданином, попечителем Екатеринославского реального училища (после него на эту должность изберут Александра Поля). Хренников-старший был большим землевладельцем — под Екатеринославом у него было два имения. Сын его Владимир с высшим образованием получил и личное дворянство. Некоторые подробности об обоих представителях рода Хренниковых можно было почерпнуть из книги «300 лет дома Романовых», где содержались краткие сведения обо всех заметных людях того времени.
Владимир Хренников родился в 1876 году. Учился в Петербургском технологическом институте вместе с Николем Скрипником и Василием Мазуренко, которые потом станут известными деятелями пролетарской революции в Украине. А в студенческие годы всех их объединяла оппозиционность самодержавию, модное среди студенчества увлечение кружками и запрещенной политической деятельностью. Владимир Хренников стал членом украинской студенческой Громады в Санкт-Петербурге. Как своего товарища его вспоминает известный украинский историк Дмитрий Дорошенко.
В своих воспоминаниях Дорошенко лишь мимоходом упоминает Хренникова, как «человека очень состоятельного, миллионера, но феноменально скупого. На этой почве с ним случалось немало трагикомических историй, которые здесь я считаю неуместным рассказывать.» Но имеются все же факты, свидетельствующие об обратном — о том, что Хренников слыл и меценатом.
Его главное детище
Дом в украинском стиле был заложен 30 октября 1910 года на углу Первозвановской и проспекта (Первозвановская — нынешняя улица Короленко). Свой дом Владимир Николаевич в основном проектировал сам — затратил на это много сил и средств. В начале строительства чуть не попал в тюрьму — на том месте был одноэтажный дом, откуда один упорный жилец не спешил выезжать. А срывалось начало строительства — был уже смонтирован башенный кран. Тогда Хренников приказал сорвать крышу, за что суд приговорил его к тюремному заключению, однако он отделался штрафом. Строительство было завершено в начале 1914 года.
Умерший в 1962 году днепродзержинский врач и литератор Алексей Коваленко пролил свет на историю, связанную с началом строительства дома Хренникова. По рукописным воспоминаниям Коваленко там, где ныне находится гостиница «Украина», стояла плохонькая лавчонка. (Михаил Шатров уточняет, что там находилась кондитерская Стрекозова). Договор арендатора с городом был как-то так написан, что без его согласия лавчонку нельзя было снести. Ни на какие денежные компенсации за передачу лавки арендатор почему-то не соглашался.
Хренников обратился за советом к екатеринославским юристам, но те ничего утешительного для него не обещали. Тогда Хренников разыскал известного харьковского юриста и украинского общественного деятеля Николая Михневского (1873—1924), человека гордого, независимого, смелого в своих пристрастиях и поступках. Михновский приехал в Екатеринослав, познакомился с документацией и сказал, что дело он надеется выиграть в пользу Хренникова. И действительно выиграл. После суда Хренников обратился к Михневскому с вопросом: «Что бы тебе, Мыкола, дать за твою работу?» — «Мне лично ничего не надо, дай шесть тысяч рублей на издание украинской газеты», — ответил Михновский. Хренников заплатил эти деньги и у Михневского появилась возможность издавать в 1912 году в Харькове еженедельник «Снiп».
Наконец началось строительство, вспоминал А. Коваленко, и снова беда: полицмейстер запретил складывать строительный материал на проспекте. Хренников обратился за помощью к Дмитрию Ивановичу Яворницкому. Тот пошел с ним к городскому голове. Хренников рассказал свое дело, Дмитрий Иванович замолвил словечко. Голова позвонил губернатору, а тот полицмейстеру, чтобы не запрещал Хренникову складывать строительный материал на проспекте. В благодарность за эту услугу Владимир Николаевич выделил двести рублей и издал в 1909 году «Материалы к биографии Т. Г. Шевченко» Д. Яворницкого. А за три года до этого Хренников выступил издателем и первой украинской газеты в Екатеринославе «Запорiжжя», редактором которой был тот же Яворницкий.
Еще один факт из издательской деятельности Хренникова. «В Екатеринославе г. Хренников собирается издать небольшой украинско-русский словарик тысяч на 4—5 слов, — сообщал в сентябре 1906 года полтавский журнал «Рідний край». — По словам господина Хренникова словарь этот составлен в Харькове и на днях будет прислан в Екатеринослав, где он будет печататься.»
Это лишь некоторые известные нам факты из меценатской деятельности Владимира Николаевича Хренникова, которые опровергают миф о его феноменальной скупости.
И все-таки главным детищем его стал дом в стиле украинского модерна. По мнению специалистов, он занимает заметное место в истории украинской архитектуры начала XX века. Это был не просто рядовой жилой дом доходного типа, а своеобразный мемориал Запорожской Сечи. По мнению доктора архитектуры В. Чепелика замысел создателей дома Хренникова заключался в том, чтобы превратить здание в мемориал народной славы, бросить этим вызов царскому самодержавию.
Не случайно именно Д. Дворницкий оказался главным вдохновителем создания этого дома с ярким романтическим образом, который вызвал искреннее восхищение у жителей города. Впечатляет нынешняя гостиница «Украина», однако она является лить отзвуком того, что было ранее, до войны. Красная черепичная кровля и белые стены здания создавали эффект, усиленный красочной майоликой на главном и боковом фасадах. Дом имел два крыла, выходящих на улицы, а третье, в котором размещался театр, вытянулось вглубь участка. Над входом в театр майолика превращала стену в экзотический ковер. Он состоял из пышных орнаментов, среди которых выделялись изображения павлинов. В этом отразилась характерная для нашего края красочная декоративность, особенно ярко проявившаяся в творчестве петриковских мастеров.
Современников поражало и внутреннее убранство дома. Все было выдержано в одном стиле. Особенно большое впечатление производили большие металлические корабли в стиле Киевской Руси, опускавшиеся с потолков в виде люстр театрального зала. Когда в 1952—1954 г. г. по проекту днепропетровского архитектора В. Зуева отстраивалось здание, чертежи первоначального облика дома не сохранились. Отсюда и потери в нынешнем внешнем виде здания.
А какова судьба самого Хренникова? В начале гражданской войны он со второй женой еще был в Екатеринославе, а затем, из понятных соображений, довольно активно перемещался по стране, не засиживаясь подолгу на одном месте. Во время нэпа инженер-технолог Владимир Хренников оказался в Крыму, где он проектировал и строил мельницу. Затем он с семьей переехал в Баку, где работал в качестве инженера в НИИ Грознефти. Умер Владимир Николаевич где-то в середине 30-х годов. Похоронен в Кисловодске. Точная дата смерти, к сожалению, неизвестна.
А как же его первая жена Мария, мать его четверых детей? После того, как они разошлись, Мария Петровна купила, что-то вроде проигрывателя. Счет был предъявлен Хренникову. И тогда в газете появилось извещение «Я, В. Н. Хренников, прекращаю оплату счетов моей бывшей жены». В ответ на это Мария Петровна подала иск на алименты для детей. Иск был удовлетворен. Бывшей жене и детям Хренников предоставил один из своих домов по улице Клубной, 11. Здание на ул. Ленина до наших дней не сохранилось, там сейчас девятиэтажка, в которой долгое время был молочный магазин. Вокруг дома, по Плеханова и в сторону Днепра было несколько одноэтажных домиков, принадлежавших Хренникову. Во время нэпа его первая жена взяла их в собственность, включая дом № 11. В начале 20-х она вышла замуж за старого большевика Ивана Матросова, работала в Екатерннославе в земотделе в области сельхозобразования. В 1928 г. вместе со вторым мужем переехала в Харьков, где и умерла в 1963 году. Такова судьба Хренниковых, их дома и их самих.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
(полицмейстер запретил складывать строительный материал на проспекте. Хренников обратился за помощью к Дмитрию Ивановичу Яворницкому. Тот пошел с ним к городскому голове. Хренников рассказал свое дело, Дмитрий Иванович замолвил словечко. Голова позвонил губернатору, а тот полицмейстеру, чтобы не запрещал Хренникову складывать строительный материал на проспекте. )
нужно дать взятку, миценацтвом так раньше называлось, а сейчас корупция. Вот откуда корни корупции. Ответить | С цитатой