Стоя на Фестивальном причале спиной к Днепру, горожане могут наблюдать фантастическую картину застройки склона, простирающегося от улицы Дзержинского до Набережной. Неподготовленному человеку очень трудно различить какие-либо закономерности в этом конгломерате различных по форме и размерам объектов.
Создается впечатление архитектурного анклава с непонятным предназначением, существующего по собственным внутренним законам. Между тем комплекс «Крутогорный» несет в себе строго определенную градостроительную и функциональную нагрузку. Об этом мы сегодня беседуем с сотрудниками мастерской «Дольник и к», создававшей это завораживающее чудо, заместителем директора по проектированию Татьяной Свирежевой и главным архитектором проектов, лауреатом Государственной премии за комплекс «Башни» Сергеем Песчаным.— Татьяна Александровна, правильно ли я понимаю, что «Крутогорный»— это элитный комплекс жилого предназначения?
— Безусловно. Несмотря на разнообразие форм и стилей, все это жилые объекты. Офисно-деловую функцию выполняет толь-ко объект «Терраса» у подножия всем известного «Амстердама». Заказчиком и генподрядчиком большинства зданий явилась корпорация «Перспектива». Только «Амстердам» и «Террасу» заказывала фирма «Спарта», принадлежавшая Геннадию Аксельроду.
— Трудно поверить, что такой сложный ансамбль был спроектирован сразу как единое целое…
— Но именно так и было! Была спроектирована центральная ось, пролегающая сейчас между двумя зданиями «Башен», через комплекс «Амфитеатр» и направленная на север. Дальше планирование шло на восток и запад от этой оси (Восточная стена и Западная стена). Названия придумывались в процессе работы, как правило, с отсылкой на определенные исторические прототипы. Естественно, план был утвержден на градсовете, и мы его строго придерживались, не считая детализации отдельных объектов в соответствии с пожеланиями заказчика.
— Сергей Анатольевич, помните ли Вы, как все начиналось?
— Концепция созрела пример-но к 1997 г. На этом месте когда-то был стадион «Динамо», который так и не реализовался как стадион, затем планировался концертный зал, который так и не был построен. Но фактически к началу работ то, что здесь находилось, можно было назвать словом «клоака». Вариантов застройки предлагалось много, но понятия «тендер» тогда просто не существовало. Все решалось при встрече заказчика и проектировщика. Решающим стал момент, когда между нами и«Перспективой» образовался надежный тандем.
— Какие градостроительные задачи при этом решались? Как происходила привязка к местности?
— Прежде всего, необходимо было создать променад— окультуренный спуск между улицей Дзержинского и Набережной. Но главным градостроительным акцентом Днепропетровска испокон века был центральный холм, где расположены Октябрьская площадь и Преображенский храм. Все «видовые лучи» должны были сходиться в эту точку. Когда-то возникла некая «космическая» идея создать вокруг вершины холма кольцо высотной застройки. Но потом это кольцо как бы распалось на отдельные многоэтажные объекты. Создание комплекса «Башни» в какой-то степени работает на эту идею. А главная ось «Крутогорного» также упирается в Октябрьскую площадь.
— Многие горожане называют «Крутогорный» строительным хаосом, создается впечатление, что некоторых он чуть лине пугает. Что это — неспособность воспринять современные архитектурные концепции?
— Хаосом?! Я даже не понимаю, о чем идет речь! Здесь, наоборот, настолько классически строгая форма подчинения отдельного объекта общей композиции… Впрочем, лично я ничего плохого о «Крутогорном» не слышал. А скатываться до уровня обывателя, сами понимаете, недостойно. Вот это было бы оскорбление вкусов горожан! Так или иначе, цель была одна— выполнить поставленную градостроительную задачу.
— Согласно книге, где подробно описаны основные объекты ансамбля, в первоначальный план «Крутогорного» были включены еще два объекта: «Окуляр» — между «Амстердамом» и парком Шевченко и «Утес», выходящий на Дзержинского чуть выше Рогалева. Сейчас там не ведется никакого строительства. От этих проектов пришлось отказаться?
— «Окуляр» не был утвержден в рамках первоначального проекта. Но там определенно планировалась многоэтажная застройка, как продолжение Восточной стены. Потом к этому месту пытались «привязать» несколько различных проектов. Многие не учитывают характера существующей застройки. Я даже видел один, сделанный вопреки всему уже созданному. Чем все закончится,— не знаю.
Что касается «Утеса», то заказчиком его также является «Перспектива». В 2008 г. мы сделали эскизный проект. Но дальше этого пока не пошло— помешал кризис. Из всех объектов «Крутогорного» мы продолжаем работу над проектом комплекса «Каменья», который будет включать около десятка зданий и завершит выход променада к Днепру.
— Что за объект находится справа (если смотреть с Набережной) от «Кампанилы»?
— Он фигурировал в плане как «Западная стена», подчеркивая идею эспланады с улицы Рогалева до парка Шевченко. Мы сделали и согласовали рабочий проект. При увязке с остальными объектами «стена» должна была иметь 7 этажей. Но заказчика такой вариант не устраивал, и он обратился к другому проектировщику, который создал такую себе 14-этажную «плиту». Конечно, она не вписывается в существующий ансамбль. Но что есть, то есть…
Компетентно «за» и «против»
Дмитрий Волик, архитектор, лауреат Госпремии 2008 г. за проектирование и реконструкцию Набережной:
— «Крутогорный» на сегодня можно назвать единственным в Днепропетровске примером градостроительного освоения территории. С точки зрения проработки идеологии, объемно-планировочной концепции ему просто нечего противопоставить. Конечно, с отдельными решениями можно спорить, но в целом— это большой успех авторов проекта. Правда, его специфика в том, что он является планировочно «интравертированным», замкнутым на себя, что несколько некорректно по отношению к другим территориям. Но этот момент обусловлен социально-экономическими факторами, соображениями безопасности для потенциальных покупателей жилья и, безусловно, вторичен по отношению к функции ансамбля в глобальном градостроительном подходе.
Николай Лопатюк, главный архитектор генплана Днепропетровска:
— Концептуально замысел ансамбля «Крутогорный» сформировался еще более десяти лет назад, был утвержден в составе генплана, и с тех пор сколько-нибудь заметных изменений не претерпел. Застройщик строго следует первоначальному плану. Несколько настораживает завышение этажности объектов, выходящих непосредственно на Набережную в районе улицы Литейной. Но такая тенденция наблюдается сейчас по всей стране и связана с ростом стоимости земли.
В целом застройка Набережной протекает достаточно контролируемо. Но проектных организаций и застройщиков, претендующих на эту землю, немало. Как в дальнейшем удастся скоординировать их действия, сегодня сказать сложно.
Василий Мирошниченко, председатель союза художников Днепропетровска:
— Главный минус «Крутогорного» втом, что Набережная продолжает застраиваться объемами, параллельными воде. Хотя в любом учебнике сказано, что строить нужно перпендикулярно. Хотелось бы, чтобы прибрежная застройка максимально отражала философию реки Безусловно, проведена колоссальная работа по благоустройству ранее заброшенной территории. Но по используемым материалам и формам все слишком разнопланово и разношерстно. Объемно-планировочные решения оставляют желать лучшего.
Автор: Игорь Гусаров
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
- самообман великая вещь в среде небожителей! :) Ответить | С цитатой