Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 15 ноября 2024
19:39

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Люди Днепра: Александр Макаров

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает раскрывать малоизвестные факты биографий выдающихся людей, связанных с нашим городом.

Аккурат в День города исполняется 115 лет со дня рождения Александра Макарова. Человек-символ, человек-эпоха. Почетный гражданин Днепра. Легендарный директор «Южмаша».

Есть прекрасный повод вспомнить историю жизни этого выдающегося человека.

Откуда родом Александр Макаров? Как и где он формировался как человек? Как оказался в Днепропетровске? Как продержался 25 лет на посту директора «Южмаша»? Какие промышленные успехи связывают с именем Макарова? Где он похоронен и как сохраняется в городе память о нем?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Родился на берегах Дона и прошел лагеря

«Александр Максимович Макаров родился 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1906 года далеко от берегов Днепра, - рассказывает Максим Кавун. - Место его рождения – станица Цимлянская (ныне город Цимлянск Ростовской области РФ).

Интересно, что существуют разночтения в определении даты рождения Макарова. Во всех своих автобиографиях он указывал датой рождения (по новому стилю) 12 сентября 1906 года. В то же время, согласно официальному свидетельству о рождении, он родился чуть позже – 6 сентября (19 сентября по новому стилю) 1906 года. 

Макаров происходил из семьи православного мещанина, как указывалось в документах. Еще в молодости он выбрал техническую специализацию. Окончил техникум, затем Ростовский институт инженеров путей сообщения (в 1933 году). Получил специальность инженер-теплоэнергетик.

Трудовую карьеру Макаров начал в Ростове-на-Дону. Работал заместителем директора НИИ (1933-1935 годы) и директором авторемонтной станции (1935-1938 годы).

Затем он несколько раз менял место работы и географию. После Ростова работал в Белоруссии, на Могилевском авторемонтном заводе (1938-1939 годы). Молодой инженер сразу обратил на себя внимание.

С сентября 1939 года по приказу Ивана Лихачева Макаров был назначен директором завода автонормалей «Красная Этна» в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Время было тяжелое. Началась Вторая Мировая война, ощущение войны на своей земле уже стояло на пороге.

В этих условиях военной и промышленной мобилизации доминировала политика «закручивания гаек». И в самом начале своей карьеры Александр Макаров попал в жернова системы.

В августе 1940 года А.М. Макаров получил предупреждение об ответственности за большой процент брака на заводе «Красная Этна». Предупреждение вынесла председатель Комитета советского контроля, знаменитая «красная фурия» Розалия Землячка. Тучи сгустились…

8 сентября 1940 года, из-за увеличения выпуска бракованной продукции на заводе, Макаров выездной сессией судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР (на основании Указа Верховного Совета Союза ССР от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции») был приговорён к тюремному заключению сроком на 8 лет.

Александр Максимович отбывал свой срок в Заполярье, в Печоржелдорлаге (поселок Абезь Автономной Республики Коми). Здесь он постиг азы лагерной жизни, принимал участие в строительстве железнодорожной магистрали Котлас—Воркута (Северо-Печорская железная дорога).

Он провел почти два года в заключении… В апреле 1942 года Макаров был досрочно освобождён. Много позже, в середине 1950-х годов, дело по обвинению руководителей завода «Красная Этна» было пересмотрено Главной военной прокуратурой СССР: обвиняемых полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления. 

Профессионализм А.М. Макарова стал залогом нового успешного подъема. В 1942 году его назначили директором завода малолитражных двигателей в городе Петропавловск в Казахстане. А в 1943 году Макаров возглавил Ирбитский мотоциклетный завод в городе Ирбит Свердловской области, которым руководил 5 лет, до 1948 года.

Директор-рекордсмен: четверть века на посту

В 1948 году Александр Макаров был переведен на работу в Днепропетровск. Это было время восстановления города на Днепре, нового становления его как центра тяжелой промышленности. В широком смысле готовились предпосылки для превращения города в закрытый центр ракетно-космической промышленности мирового уровня.

Восхождение Макарова было не стремительным, но системным, что свойственно многим людям, родившимся под знаком Девы. Сначала, два года, он был директором завода вспомогательного оборудования (1948-1950 годы).

Затем Александр Макаров связал всю свою жизнь с заводом, начавшим строиться в 1944 году как автомобильный, а с 1951 года перепрофилированного на оборонную индустрию. Городской сайт подробно рассказывал об истории «Южмаша».

В 1951 году Макаров стал начальником производства завода. В 1954 году – главный инженер, затем заместитель директора. В марте 1961 года А.М. Макаров стал директором Южного машиностроительного завода, и находился на посту ровно 25 лет – по ноябрь 1986 года.

С именем Александра Макарова связаны четыре поколения боевых ракет и ракетно-космических комплексов. Управленец высочайшего уровня, он сделал огромный вклад в развитие производства ракетно-космической техники.

Под руководством Александра Макарова на заводе «Южмаш» был освоен выпуск четырех поколений межконтинентальных баллистических ракет, разработанных в Конструкторском бюро «Южное», и свыше 400 космических аппаратов. В частности, руководимый Макаровым завод стал поставщиком ракет-носителей для запуска советских космических аппаратов, в том числе первого советского спутника (1957) и первого пилотируемого космического корабля с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту (1961).

Ракеты КБ «Южное» и «Южмаша» стали основой боевой мощи бывшего Советского Союза и обеспечивали паритет в Холодной войне. Макаров возглавил создание производства корпусов ракет, жидкостных, маршевых и рулевых двигателей, приборов и систем автоматики, космических аппаратов и станций, твердотопливных ракет. В частности, здесь были изготовлены ракетные комплексы Р-14 (8К65), Р-16 (8К64), и Р-36 (8К67).

В 1986 году пребывавший в почтенном возрасте А.М. Макаров вышел на пенсию. На посту директора завода его сменил Леонид Кучма – до того парторг завода, впоследствии – Президент Украины (1994-2004 годы).

Директор ракетного гиганта – градостроитель

Александр Макаров, будучи директором «Южмаша», внес огромный вклад и в градостроительство Днепропетровска того времени. Огромный жилой район возле завода был застроен благодаря системной градостроительной политике, используя колоссальные ресурсы предприятия. В центральной части города большая часть крупных объектов также появилась благодаря поддержке руководства ЮМЗ.

За время руководства заводом А.М. Макарова в городе было построено более 400 жилых домов! Биограф А.М. Макарова, известнейший журналист и писатель Владимир Платонов так писал об этом:

«Детище Александра Макарова Южмаш — это фактически город в городе со всей инфраструктурой: магазинами, школами, детскими комбинатами, спортивными площадками, кинотеатрами. Макарова часто называли «великим строителем». 

Александр Максимович уточнял: «Великим строителем был Владимир Андреевич Красников, я у него ходил в помощниках. Дворец культуры, стадион, плавательный бассейн — это его творения. Мы задумали и начали строить заводской домостроительный комбинат. Надо раз и навсегда решить проблему жилья, а дальше — будем строить город. Имейте в виду, жилье всегда было, есть и будет в цене. Нам надо думать о будущем — не всегда же Южмаш будет клепать оружие...

Трудно перечислить все, что сделано Южмашем для благоустройства и развития Днепропетровска. Диорама «Битва за Днепр», театр оперы и балета, новое здание аэропорта, центральный стадион «Метеор», крупнейший в Украине универсальный зрелищно-спортивный дворец, Дворец водных видов спорта, новые мосты через Днепр — все это стало визитной карточкой Днепропетровска».

Дважды Герой Труда, депутат, почетный гражданин

Александр Макаров удостоился всевозможных наград и почетных званий. Доктор технических наук, профессор. Дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1976 годы). Первый раз звание Героя Социалистического Труда присвоили ему 17 июня 1961 года, через несколько месяцев после полета в космос Юрия Гагарина.

Лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1981) и премии имени академика М.К. Янгеля Академии наук Украины (1980). Он носил почетные звания «Заслуженный машиностроитель УССР» (1981) и «Заслуженный машиностроитель СССР» (1986).

В 1978 году А.М. Макарову присвоили звание Почетного гражданина города Днепропетровска.

Согласно советской официальной традиции, руководитель такого ранга часто избирался депутатом. Александр Максимович был депутатом Совета Союза (верхней палаты парламента) Верховного Совета СССР пяти созывов (6-11 созывы, 1962-1989 годы), от Днепропетровской области. Двадцать семь лет, считайте, был сенатором.

Список наград Александра Макарова также впечатляет: дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1976); пять орденов Ленина (высшая награда СССР, 1959, 1961, 1966, 1969, 1976); орден Октябрьской Революции; три ордена Трудового Красного Знамени; орден князя Ярослава Мудрого V степени (1996); орден Дружбы (РФ, 1996).

Александр Макаров был прекрасным семьянином. Сын и дочь окончили физико-технический факультет Днепропетровского государственного университета (ныне ДНУ имени Олеся Гончара). Сын Александр стал ракетостроителем, занимался созданием жидкостных и твердотопливных двигателей. Дочь Елена занималась гравитационной стабилизацией летательных аппаратов, работала в КБ «Южное» и в ДГУ. Ее муж – Игорь Ларионов, ведущий специалист в области прочности, начальник отдела КБ «Южное».

Завод, улица, площадь, памятники, мемориальные доски

Александр Макаров прожил 93 года. Он скончался 9 октября 1999 года от сердечной недостаточности. Хоронили почетного гражданина Днепропетровска всем городом, как в старые времена. Заводы дали гудки, вереницы автомобилей также гудели.

Похоронили Александра Максимовича на Запорожском кладбище, на Аллее почетных граждан, на самом почетном месте. Памятник на могиле А.М. Макарова вышел символическим – бюст в окружении двух гранитных пилонов, где стилизованно изображены ракеты. Памятник Макарову сразу бросается в глаза всем, кто переступает главные ворота кладбища.

После смерти А.М. Макарова звучали предложения переименовать в «проспект Макарова» улицу Рабочую, которая ведет к «Южмашу», и практически половина которой (верхняя часть) была застроена под непосредственным руководством завода. Но в итоге улица Рабочая сохранила историческое название (одно из самых старых в городе, упоминается с 1885 года).

В 2006 году, к 100-летнему юбилею А.М. Макарова, по ходатайству «Южмаша», имя Макарова получила другая крупная улица – бывшая Большевистская, которая проходит параллельно Рабочей с восточной стороны завода.

В 1999 году, после смерти Александра Максимовича, название «площадь Макарова» получила площадь возле Дворца культуры машиностроителей. Это было новое название площади, которая ранее не считалась отдельным топонимическим объектом. Ну и, наконец, в 1999 году, имя А.М. Макарова получил сам завод «Южмаш». А в 2006 году указом Кабинета Министров, имя А.М. Макарова получил Национальный центр аэрокосмического образования молодежи Украины.

Еще при жизни, согласно законам бывшего СССР, Александр Макаров удостоился памятника – бронзового бюста. Такой чести удостаивались дважды Герои Социалистического Труда. Бюст установили в 1981 году возле Дворца культуры машиностроителей.

Также памятник А.М. Макарову в полный рост установлен непосредственно на территории завода «Южмаш». Существует и памятник-бюст на родине нашего героя, в городе Цимлянске.

Директор удостоился и нескольких мемориальных досок: на здании главной конторы завода, на здании Дворца культуры машиностроителей, на здании Дворца спорта «Метеор», на доме, где жил Александр Максимович по адресу улица Комсомольская (ныне Староказацкая), 68.

***

Александр Максимович Макаров – один из главных символов истории нашего города XX века. Он прошел путь от зэка сталинских лагерей до директора крупнейшего в Союзе ракетного завода. Это было время становления Днепропетровска как мирового центра ракетно-космической техники, «закрытого города», где царил высочайший для того времени уровень технологического развития и уровень развития научно-технической интеллигенции. Результаты этой эпохи видны и сегодня», - завершает Максим Кавун.

Фото из архива В. П. Платонова и открытых источников

Gorod.dp.ua на Facebook.


...  (23.09.21 23:23): На Запорожском кладбище при входе расположен на самом центральном месте "пантион"какого-то неизвестного богача,бандита полагаю...Для этой могилы поломали часть площади...Она находится перед могилами значимых людей города...В том числе и А.Макарова...это символично...самое коррумпированное кладбище,беспорядок,неухоженность... Ответить | С цитатой
По итогу  (11.09.21 11:59): Мы все про е пали Ответить | С цитатой
батько  (11.09.21 03:36): Я даже не знал что Макаров был отгулажен в период коммуняцькой тирании, чего то мне казалось что это какой то кум-брат-сват кого то из Кремля или удачно женился на какой то дочери партийного Босса. Тогда мне не понятно как коммуняки могли поставить во главе крупного космического завода отгулаженного Кренделя? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Дп.уа  (10.09.21 16:56): Гвозди бы делать из этих людей... Ответить | С цитатой
Житель Победы  (10.09.21 16:16): Монументальный человек Ответить | С цитатой
Дима  (10.09.21 16:11): Если бы Макаров увидел, что происходит сейчас, в том числе с его наследием, в гробу бы перевернулся. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте