Падение продаж на топливном рынке заставляет аналитиков бить тревогу.
Глядя на происходящее на топливном рынке в Украине, все эксперты говорят, что минувшая неделя, как и предыдущая, прошла под знаком двух разнонаправленных факторов: удешевления нефти на мировом рынке и девальвации гривни в Украине. И если снижение цен на нефть на 1 доллар за баррель снижает цены нефтепродуктов на 35-40 копеек на литре через 3-4 недели, то удешевление гривни к доллару на 1 грн, наоборот, повышает спустя 2-3 недели цену литра топлива на 70-80 копеек.
Напомним, в Украине около 80% нефтепродуктов импортируется, прежде всего это дизтопливо и сжиженный автомобильный газ, поэтому для нас очень чувствительны колебания стоимости как нефти, так и гривни.
«Цены на бензины и дизтопливо в крупном опте упали примерно на 60 долларов на тонне, это 6-8%, – подсчитал замдиректора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. – Это в итоге оказалось больше, чем девальвация гривни, которая не только стала дешеветь медленнее, чем на позапрошлой неделе, но и сама девальвация теперь стала контролируемой благодаря действиям Национального банка. Поэтому стоимость нефтепродуктов пока не выросла. А вот то, что значительно упало их потребление, особенно в приграничных регионах, где из-за карантина прекратилось челночное движение украинцев на автомобилях за границу и обратно (для закупки и перепродажи товаров), может стать серьезным препятствием для дальнейшего удешевления топлива. Хотя арифметически его цена вроде бы высокая».
Сергей Куюн уточнил, что топ-менеджеры и владельцы нескольких крупных сетей АЗС сообщили о начале падения продаж с середины недели на 15%, к выходным – на 20% и более по сравнению с предыдущей субботой.
«Наибольший спад – 40% – в западных регионах. В лидерах Закарпатье и Черновцы. На станциях в районе погранпереходов продажи упали на 90%. Ожидания тоже более-менее одинаковы – снижение реализации в апреле на 40-50%. Это весьма оптимистично, учитывая, что в Италии заправки потеряли 70-80%, – говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. – О ценах. Падение цен на мартовские поставки съела девальвация – укрепление доллара с 24 до 27 с лишним гривен. На апрель я закладываю доллар по 30 грн. Расчет показывает потенциал снижения по бензину на 3 грн/л, по ДТ – на 2,5. Если доллар будет по 28, тогда 4,2 и 3,7 грн/л соответственно. Если бы не провал курса, падение цен на нефть и нефтепродукты в мире дало бы снижение закупочных цен в Украине в апреле на 6 и 5,5 грн/л для бензина и ДТ соответственно».
По словам аналитика рынка сжиженного газа Артема Куюна, цены на сжиженный газ всегда подвержены влиянию двух факторов – стоимости нефти и курса доллара. К ним подключились падение продаж и новые условия работы.
«В розничных сетях уже начали падать продажи и упадут еще, – говорит Артем Куюн. – Топлива продают меньше, а затраты на его продажи стали выше: из-за карантина надо обеспечивать персонал защитными средствами, не ходит общественный транспорт – нужна развозка сотрудников, обеспечение их питанием. Некоторые сети уже начинают обустраивать общежития, вахты –так дешевле. Если это крупная сетевая заправка – это одно положение дел. А вот у единичных АЗС ситуация критическая, может встать вопрос: а стоит ли ей работать, если на литре заработаешь 5 гривен, а потратишь 6 гривен? То есть маржа (наценка на стоимость топлива в опте) будет возрастать, при этом доходы трейдеров – падать из-за роста накладных расходов».
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |