— Еще полгода назад говорилось о том, что для Евро-2012 нужны кредиты и инвестиции. Но за это время пришел кризис, инвестиций нет и кредиты требуют назад. Это конец проекта?
— А вам что нужно написать — хорошее или правду? Я спрашиваю потому, что в эпоху кризиса те, кто хочет сохранить Евро-2012 для Украины, обязаны говорить правду. А все, кто говорят, что кризис не влияет на подготовку к чемпионату, врут. Я надеюсь, что Евро будет в Украине, но мои надежды связаны только с частными деньгами. А во всем, что касается бюджетных денег, которыми заправляет бюрократия, у нас просто ужас.
К примеру, днепропетровский аэропорт — никак не могут решить его судьбу, хотя есть готовый инвестор с официальной гарантией первой категории на 250 млн евро. И конкурс не хотят проводить. Второе: не могут поделить подрядчика для львовского аэропорта — дерется Васюник (первый вице-премьер. — Авт.) с конкурентами, и в очередной раз перенесен тендер. Третье: абсолютно потерянный год для львовского стадиона, и я уверен, что подрядчик, которого взяли сейчас без конкурса, — я имею ввиду ИСД, — из-за проблем металлургии без денег строить не будет. Мэр Львова Садовой в корне ошибается считая, что самое надежное — это государственный или коммунальный бюджет, который всегда будет. Но государство не живет в космосе отдельно от экономики, потому бюджеты будут проваливаться. Собственно, они уже проваливаются, только надо иметь смелость не врать перед телекамерами. Тем более, у Львова и своих проблем по горло — и дороги, и водоснабжение.
Ну, и четвертое — это просто верх цинизма, — то, что подрядчиком для "Олимпийского" становится "Киевгорстрой" с непонятным финансовым состоянием. Тут же на 700 млн гривен увеличена смета реконструкции — и это в то время, когда цены на стройматериалы упали на 30-50 процентов. Это уже чистый дерибан, которым занимаются люди, которые понимают, что они не доживут во власти до Евро-2012 и потому спешат отдать деньги подрядчикам и получить с них все, что полагается. Разве не аморально, если новый стадион с сумасшедшим парком в Донецке стоит 1,2 млрд гривен, а в Киеве упрощенная реконструкция будет стоить 2,2 млрд?!
Один чиновник мне откровенно сказал: "Червонец, у тебя есть спортивная машина, и я хочу такую же". Я ему отвечаю: "Подожди, брат, у меня 34 перелома, я был чемпионом Союза, профессионалом. Я на свои первые деньги купил грузовики, годами что-то строил". А он говорит: "А меня не волнует. Я годами лизал, чтобы подняться на эту позицию и теперь хочу быть не хуже тебя".
Вот так мы подходим к 2009-му. А 2009-й — это я заявляю официально, как менеджер, — будет ключевым для процесса Евро. Потому что потом, даже если на нас манна небесная свалится и мы будем купаться в деньгах, времени на выполнение правительственных гарантий не останется.
А ведь мы сейчас уже могли строить! Обидно, что в феврале я привел $5 млрд кредита на дороги под "либор плюс ноль" (минимально возможная 5-процентная ставка кредита в этом году — Авт.), но Кабмин от них отказался. Сейчас сумма в программе осталась, но под какие сумасшедшие проценты их теперь дадут?! К тому же, глядя на дефицит нашего бюджета, понимаешь, что Евро уже приоритетом не будет — оно просто не может оказаться важнее голодных пенсионеров.
— Но сейчас кредиты вообще не дают, их забирают...
— Да, практически все нынешние зарубежные кредиторы "Укравтодора" требуют свои деньги обратно. Я об этом еще летом предупреждал, и дело тут не столько в кризисе, сколько в ситуации внутри "Укравтодора". Хотя с августа там... толковый руководитель из моей бывшей команды (Вадим Гуржос. — Авт.), но и он не справится с наследством, которое получил.
— Не боитесь вот так хвалить человека? Его за такую характеристику и уволят сразу…
— Нет, он просто начинал со мной на госслужбе, когда я был министром транспорта, а сейчас прекрасно работает с Тимошенко. Правда, не знаю, поможет ли ему Кабмин. Единственный шанс на спасение — сделать эту отрасль приоритетной, упростить разрешительную систему хотя бы по объектам Евро. Чтобы получить "добро" на какой-то объект, у нас ведь минимум год надо пробивать разрешение да еще чемодан денег за собой таскать. Мы все законопроекты подали еще в июне, и идея была такова, чтобы на объектах Евро сделать революцию — упрощенную систему разрешения. Но на нем в Кабмине наложили резолюцию: "Не годится".
Но как тогда вернуть доверие инвесторов? А его нет — после того, как честный конкурс по "Олимпийскому", выигранный Archasia, тупо отменили, и после того, как я руками и ногами отпихивал "Киевгорстрой", а сегодня его опять пропихивают. Хотя вернуть это доверие можно элементарно: объявить открытый — перед телекамерами — тендер с госгарантиями среди лучших украинских строительных компаний, и при нынешней дешевизне материалов вместо 2,2 млрд реконструкция будет на миллиард дешевле. Но как же такое чиновники могут допустить, если время пребывания у власти заканчивается?!
— И как с этим бороться?
— Думаю, все изменится со сменой правительства. Как менеджер я не вижу перспективы, что этот Кабмин займется чем-то, кроме клятвенных обещаний и ничегонеделания. А ведь если в благополучном 2008-м ничего не сделали, то какие у меня могут быть надежды насчет 2009-го, который обещает стать кризисным?!
— Но кто в кризисном 2009-м будет строить — при любом Кабмине?
— И после него останутся лидеры, которых называют первой пятеркой олигархов, — они имеют запас прочности. Они уже построили стадионы и достроят аэропорты. Я имею ввиду Ахметова, Коломойского, Ярославского, Климова и Дыминского (правда, последнего отсекли и сейчас он уже вряд ли будет инвестировать). Но это не все. Когда экономика достигнет дна и появятся признаки хотя бы стабилизации — а я думаю, что это будет в середине 2009-го, — зарубежные инвесторы вернутся. Потому что недооцененный рынок страны с 46-миллионным населением никуда не денется. Наконец, я надеюсь, что придет правительство, в которое не будут брать по цвету флага, а наконец возьмут профессионалов — пусть неудобных, но таких, чье пожатие руки будет важнее всех контрактов. Просто надо подобрать людей, которые готовы дать подписку: "Или я доведу проект до конца, получу за это $10 млн и Героя Украины, или получу 10 лет тюрьмы". В частном бизнесе такие найдутся.
"ПОВТОРЮ ЗА ЮЩЕНКО И ЯЦЕНЮКОМ: Я ВЕРНУСЬ"
Ликвидируя агентство Евгения Червоненко, первый вице-премьер Иван Васюник назвал причиной неэффективность его работы. Сам Червоненко объясняет ликвидацию так: "Меня убрали, потому что я требовал открытых тендеров. А что смогут потребовать послушные клерки в Кабмине, которые займутся Евро вместо нас?! Ведь я могу показать те заводы, которые построили я и моя команда, а что может показать Васюник, кроме перемаранных бумаг, не знает никто. Зато такие чиновники умеют ходить строем и где-то подлизывать".
P.S. В интервью Сегодня|Спорт Червоненко крайне нелицеприятно отозвался о деятельности правительства по подготовке к Евро-2012. Мы готовы предоставить возмодность представителям Кабмина выссказать альтернативную точку зрения на сей вопрос.
Автор: Дмитрий Коротков
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Как же теперь быть , дайте хоть немного народу урвать, а то и евро не будет, и народ голый , босый!!! Ответить | С цитатой
и другим не повадно будет... Ответить | С цитатой