Как говорят железнодорожники, «рабочие» электрички, то есть поезда, доставляющие жителей пригородных поселков на работу в Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, напоминают японское метро, служащие которого буквально запихивают пассажиров в вагоны.
Однако, если судить по количеству проданных в кассах билетов на пригородные поезда ПЖД, «населенность» электричек составляет в лучшем случае 20% от реальных пассажиров. Это значит, что 80% находящихся на их борту людей — «зайцы».
Лояльность тарифов на железнодорожном транспорте и сохранение льгот на пригородных перевозках давно превратили электрички в народное средство передвижения.
— Если проезд по маршруту Днепропетровск — Чаплино в автобусе стоит 65 гривен, то в электричке — 22 гривны, Днепропетровск — Синельниково соответственно 25 и 12 гривен, Днепропетровск — Павлоград — 45 и 15, Днепропетровск — Пятихатки — 53 и 20, — сравнивает цены начальник службы пригородных пассажирских перевозок Приднепровской железной дороги Игорь Черепанов.
Новые методы борьбы с «зайцами», мягко сказать, не пришлись по душе пассажирам. Достаточно посмотреть видео, снятое на перроне станции Сухачевка, чтобы понять: ПЖД предстоит поистине титаническая борьба с привычкой пассажиров миновать билетные кассы.
Что только не услышали участники «посадочных бригад» в свой адрес… Пассажиры, взбешенные напоминанием об их обязанностях («безбилетный пассажир не есть таковым», говорят на дороге) буквально прорывались с руганью через шеренгу железнодорожников, вставших на пути «зайцев» и попытавшихся направить их в кассы.
Сотрудники дороги рассказывают, что во время одного из таких рейдов даже были сбиты с ног милиционеры, привлеченные для охраны общественного порядка. То, что такое вполне возможно, убедилась и автор этих строк, приглашенная «проникнуться ситуацией» на станцию Горяиново, расположенную поблизости от проходной Петровки.
Контролировавшие правопорядок два сотрудника отдела милиции, правда, с ног не были сбиты, зато члены «посадочной бригады», сгруппировавшиеся у единственного выхода на перрон, вынуждены были принять на себя немало эмоционального негатива. Но потенциальные пассажиры все-таки возвращались в кассы.
Когда электричка «отчалила» в направлении Днепродзержинска, начальник пассажирского сектора Днепропетровской дирекции Елена Браун принесла выкладку из касс: было куплено 63 билета, и почти все по минимальной цене, якобы до следующей станции: люди решили, что называется, обойтись малой кровью. А еще кассы выдали 37 посадочных талонов.
Между тем, именно посадочные талоны являются основанием для получения Приднепровской железной дорогой компенсации от госадминистраций за провоз людей льготных категорий (четверть от общего количества пассажиров). Если такие талоны не оформляются, дорога недополучает огромные суммы. Так, в 2013 году, по словам Игоря Черепанова, ПЖД не досчиталась более трех миллионов гривен, в прошлом — почти семь миллионов.
За пять месяцев нынешнего года ПЖД перевезла по области 1,4 миллиона льготных пассажиров на общую сумму 11,8 миллиона гривен, при этом получив компенсацию 9,2 миллиона гривен.
— Мы могли бы эти деньги направить на ремонт подвижного состава. Стоимость текущего ремонта одного поезда в условиях депо и составляет 2 миллиона 730 тысяч гривен. А такие ремонты крайне важны, в первую очередь, для обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Ремонтировать же составы с каждым годом становится все дороже. Так, капитальный ремонт состава в условиях завода ныне стоит 12 миллионов гривен, — рассказывает начальник Днепропетровской дирекции железнодорожных перевозок Анатолий Борецкий.
И в этой ситуации ПЖД приходится, с одной стороны, уповать на сознательность льготников, обязанных легализовать свои поездки, с другой — судиться с госадминистрациями разных уровней, которые согласно Закону Украины «О железнодорожном транспорте» обязаны сполна компенсировать дороге ее затраты на провоз льготных пассажиров.
В принципе, дороге достаточно непросто определиться с тем, что она могла бы сделать «в противном случае». Чувствуя свою социальную ответственность перед людьми, для которых электрички являются единственно доступным видом транспорта, ПЖД не хочет идти на крайнюю меру — отмену маршрутов или аннулирование остановок на станциях, отличающихся особенным пренебрежением к покупке билетов. (В Сухачевке, например, в сутки пользуются услугами пригородных перевозок до 900 человек, тогда как в кассе покупается …70 билетов). Однако руководители предприятия говорят, что если «зайцев» не убавится, они вынуждены будут применить «шоковую терапию».
Пока же ПЖД пытается вразумить хронических безбилетчиков, вновь и вновь заявляя о том, что нельзя рубить сук, на котором сидишь. Стремясь придать отношениям с пассажирами цивилизованный характер, дорога выпускает проездные абонементы. Для усиления контроля ПЖД заключила договор с охранной фирмой, сотрудники которой работают на выходах на перроны и в поездах. Больших полномочий, впрочем, у них нет. «Зайцу» разве что можно предложить выйти на ближайшей станции.
Система штрафов, к слову, на пригородных перевозках не работает, хотя формально и существует штраф — десятикратный размер стоимости проезда. Ну а обзавестись турникетами на станциях у Приднепровской магистрали нет средств. Впрочем, для современных зайцев и турникеты не преграда. В том же Горяиново пассажиры просто шли в обход, чтобы миновать кассы и контролеров…
«Зайцы» мирового масштаба«Зайцы» в транспорте — явление не только украинское. Они обитают и в странах Евросоюза.
Экономику Германии безбилетные пассажиры обкрадывают на 300 млн. евро ежегодно, потери несут Испания, Польша, другие европейские государства. Меры борьбы везде разные. Это и штрафы, и замораживание счетов, и кампании общественного порицания.
Последнее широко распространено в Каталонии. Местные власти публикуют имена примерно 500 злостных безбилетников в специальном бюллетене Diari Oficial de la Generalitat (DOGC). Каждый год в Барселоне ловят больше 50 тыс. «зайцев», которые или вовсе не платят за билет, или покупают билет за одну цену, а едут дальше оплаченной зоны.
Кстати, штрафы в странах Европы: от 60 до 150 евро.
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Этим решением, закрепленным распоряжением правительства №1284-р от 29 декабря 2014 года, планировалось передать станцию Мариуполь вместе с вагонным ДЕПО Приднепровской железной дороге. Но этого не произошло. Журналистам удалось узнать, что до сих пор руководство мариупольского вокзала находится в населенном пункте Ясиноватая и Донецкая железная дорога все еще существует!
Я плакаль...
http://www.0629.com.ua/news/893483 Ответить | С цитатой