— Отец Константин, сегодня очень многие молодые люди, помимо заключения светского брака, хотят венчаться в храме, т. е. заключить церковный брак. По вашему мнению, это дань моде или возвращение к семейным православным традициям?
— Венчание в церкви — очень красивый и торжественный обряд, и порой некоторым хочется ко всем свадебным украшениям добавить еще и это, хотя нет у приходящих ни веры, ни желания видеть свой брак христианским. Знаю случаи, когда даже некрещеные приходили и требовали их обвенчать. И никакие убеждения не помогали. «Зачем вам это?» — «Хотим, как у всех!»
Но не для красоты установлено это таинство. И не стремление быть верным моде должно вести молодых из рагса в храм.Христианская семья — это малая церковь. Она сможет ею быть только в том случае, если будет органично соединена с «большой церковью». Совместное участие мужа и жены, а затем и детей в церковных богослужениях и особенно в литургии, регулярная исповедь, причастие — все это необходимо, чтобы благодатные дары, полученные супругами в таинстве, не были утеряны, а принесли плоды.
— Обязательна ли для заключения церковного союза регистрация брака в рагсе?
— Православная церковь признает брак, оформленный в рагсе, исходным моментом создания семьи. Как и первохристианская церковь, православная церковь не отменяет и не нарушает государственных законов и призывает своих верных чад регистрировать брак в рагсе, тем самым проявляя свое гражданское послушание. Но зарегистрировать брак в рагсе можно и в сам день венчания. Как правило, большинство пар именно так и поступают. Иногда говорят: «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в рагсе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее, чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот.
Однако современные правила православной церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах рагса. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в гражданском браке, говорить невозможно.
— Известно, что молодые определённым образом должны подготовиться к венчанию. Одним из условий является исповедь и причастие накануне. Когда это лучше сделать? Ведь в предсвадебной суете можно и не успеть этого.
— Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Можно совершить это не в сам день венчания. Однако, желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия. Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Священным Синодом в конце 2011 года принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», в котором говорится о необходимости подготовки верующих к таинству брака и духовно-просветительской работе с семьей.
— Если молодые люди — представители разных религиозных конфессий и хотят заключить церковный брак. Как православная церковь относится к таким случаям?
— Смешанным браком (между представителями разных религиозных конфессий) называется брак между православным и католиком, между православным и протестантом. Такие браки допускались Священным Синодом. Было специальное постановление, которое допускало такие браки в том случае, если православная сторона получает согласие неправославной воспитывать своих детей в православии. Только в том случае можно было заключить такой церковный брак, если протестантка-мать соглашалась, выходя замуж за православного, что дети будут крещены в православие и станут ходить в православную церковь. И, наоборот, если протестант — отец, то он все равно соглашается детей своих крестить в православие.
Есть замечательные примеры спасительности такого брака. Например, святая княгиня Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, будучи протестанткой. Уже потом, прожив в этом браке семь лет, Елизавета Федоровна совершенно свободно, не испытывая давления со стороны мужа, сама приняла православие и стала подвижницей православной церкви.
Но тем не менее, несмотря на такие примеры, древняя церковь не знала здесь никаких компромиссов. Она считала, что брак между православным и инославным невозможен, потому что истинный брак может быть только внутри церкви. Если невозможно приступить к святой чаше вместе, значит, невозможно и таинство брака. И разрешение смешанных браков являлось и является в наше время существенным компромиссом, существенной уступкой, и такой брак все равно не считается полноценным. О каком единстве здесь может идти речь? Это единство, конечно, будет, но сугубо временным, земным, и никакой полноты христианского брака здесь быть не может.
— Процедура расторжения светского брака всем известна. А как насчет церковного?
— Для тех, кто считает, что если существует развод, то существует и развенчание, сразу отвечу: такого понятия, как «развенчание» в церкви нет. Не существует и обряда по прекращению церковного брака. В церковь за разрешением вам придется обратиться только в том случае, если вы решили обвенчаться с новым избранником или избранницей. После того, как вы зарегистрируете свой новый брак в рагсе, надо обратиться в областное Епархиальное управление. Разрешение, или благословление на повторный брак, могут дать только там. Священник в храме не имеет на это права. Если вы получили это разрешение, то можете обращаться в любой храм и обвенчаться.
Еще раз уточним: не развенчание церковного брака, а Таинство венчания для новой семьи. Если у обоих молодоженов этот брак — повторный, то венчание совершается «вторым чином», без возложения венцов. Если же один из них венчается впервые, то церемония проходит с возложением венцов. Благословление на второй брак получает та сторона, которая неповинна в распаде прежней семьи.
— Вступать в светский брак можно сколько угодно раз, а как с церковным браком? Сколько раз в течение жизни можно венчаться?
— Наши предки верили в то, что браки заключаются на небесах, и супруги должны делить радости и печали до конца… как минимум кого-либо из них. Затем на смену таинству венчания пришла бюрократическая процедура записи акта гражданского состояния, и молодожены скрепляли свои отношения не под куполами церкви, а в отделах рагса. Сегодня часто отказываются и от этой формы регистрации, предпочитая проверять чувства на крепость совместной жизнью.
Надо заметить, что на второй брак церковь смотрит неодобрительно и настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Но православные научились относиться к человеческим слабостям снисходительно.
Сегодня допускается благословение второго и даже третьего брака, на который церковь смотрит лишь, как на принимаемое послабление, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения.
Четвертый брак, с точки зрения церкви, недопустим.
— Что бы вы пожелали молодым людям, желающим заключить церковный брак?
— Если вы серьезно и молитвенно обдумали этот шаг и охотно, с благоговением желаете вступить в брачный союз, чтобы быть едиными во всем до смерти, желаю укрепления веры, духовного единства, душевных сил для поддержки друг друга, благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Автор: Ольга Дюжинских
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Возвеличься как Сарра – которую подкладывали под каждого нужного человека,
будь весёлой, как Ревекка, у которой один сын предал другого,
умножься как Рахиль, которая умерла вторыми родами –
да, это офигенное пожелание счастья молодым. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1