Наш земляк, днепропетровский художник, ветеран-афганец Александр Костенко поделится мыслями о том, какую роль Афганистан сыграл в его жизни, как изменил его мировоззрение и даже определил творческий путь.
Жить, чтобы творить
Именно там, в горах под Баграмом, он понял, как ценен каждый прожитый день.
— Когда на твоих глазах умирают люди, то поневоле начинаешь задумываться о смысле жизни, — говорит Александр. — Ты понимаешь, что нет большей ценности, чем каждая минута, подаренная тебе Всевышним. Поэтому нужно жить, творить, чтобы оставить после себя что-то, нет, не материальные блага, как сейчас принято, а нечто большее, то, что и после твоего ухода будет дарить людям радость.
А оставить Александру есть что — его картины. Взяв однажды, еще мальчишкой, в руки кисть и карандаш, он не выпускает их из рук уже больше сорока лет. Даже там, в Афгане, с ним всегда был блокнот и карандаш. Сегодня листая уже пожелтевшие, потрепанные страницы старенького блокнота, можно по зарисовкам, сделанным в редкие минуты отдыха, увидеть историю одного отдельно взятого разведвзвода, бойцом которого и был старший сержант Александр Костенко. Здесь и лица товарищей, опаленные ветром, и караван машин, движущийся вдоль узких ущелий, и подбитый БТР, и «вертушка», взявшая на борт тяжело раненных, и многое, многое другое. Полтора года жизни в одном маленьком блокнотике.
— Помню, был такой фильм «Афганский излом», — продолжает Александр. — Очень правдивый фильм, на мой взгляд, рассказывающий об афганской войне. Так вот, в сознании практически каждого, кто побывал там, произошел своеобразный излом, после которого мало кто вернулся домой прежним. Менялось все и прежде всего — жизненные ценности. Именно поэтому многим ребятам на «гражданке» было так тяжело адаптироваться к обычной жизни. Для меня же спасением стали мои работы, в которых я мог выразить все, что накопилось в душе.
От милиционера до карикатуриста
После возвращения, как бывшему воину-интернационалисту, Александру сразу же предложили работу в органах внутренних дел. Недолго думая, он согласился. И через полгода школы милиции, молодой милиционер уже патрулировал ночные улицы Днепропетровска.
— Надолго меня не хватило, — рассказывает Александр. — Я как-то сразу понял: не мое это. Уволившись из органов, я решил попробовать себя в роли художника. Но как устроиться на работу без соответствующей «корочки»? Я ведь самоучка и никаких специальных учебных заведений не заканчивал. Судьба оказалась снисходительной ко мне. По воле случая я устраиваюсь на работу в одну из местных газет. Я до сих пор благодарен редактору этого издания, что поверил в меня тогда. В должности художника-карикатуриста я проработал там около десяти лет. Потом было много других изданий, в том числе и «Зоря». Карикатура давала неограниченные возможности для самовыражения и на долгие годы определила мою творческую деятельность.
Действительно, благодаря именно карикатуре молодой художник заявил о себе как в Украине, так и в мире. Он становится победителем престижных всеукраинских и международных конкурсов карикатур. Его политическая карикатура на турецком конкурсе в 2001 году получает не только Гран-при, а и личные хвалебные отзывы премьер-министра Турции — страны, где с особым трепетом относятся к политической карикатуре.
Победы на конкурсах карикатур стали для Александра уже привычным делом. В его доме под многочисленные призы и награды уже давно выделено специальное место.
— Когда обычной книжной полки стало явно не хватать, пришлось выделить книжный шкаф, — смеется Александр.
Интересуюсь у Александра о последней победе:
— Слышала, что недавно вы в очередной раз заняли призовое место, кажется, в Аргентине?
— Да, это был конкурс, посвященный танго. Моя работа заняла там первое место. Мне пришло официальное письмо с дипломом и что-то вроде отчета, в каких средствах массовой информации освещалось это мероприятие.
Живопись — моя настоящая любовь
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Мне кажется, что, перефразировав это выражение, можно сказать: талантливый художник талантлив во всех жанрах. Именно поэтому карикатура не стала для Александра вершиной его мастерства. Его творческая натура постоянно искала новых путей для самовыражения.
— Я всегда хотел серьезно заниматься живописью, но все как-то не складывалось, не хватало времени. И только в последние лет пять я наконец-то делаю то, к чему тянется моя душа.
— А была мысль сделать персональную выставку?
— Да, была. Мне даже предлагали помощь в ее организации. Но насобирать необходимое количество работ мне до сих пор не удается — все, что я пишу, не задерживается у меня надолго. Некоторые работы продаются, а некоторые дарятся друзьям и знакомым.
В его картинах — особый философский смысл. Чувствуется, насколько глубок и богат внутренний мир автора. Благодаря мастерству художника сплетаются в единое целое мифология, история, философия и религия, как бы приоткрывая нам тайну мироздания, заставляя задуматься над бренностью нашего земного существования.
Сегодня Александр довольно востребованный художник. С ним охотно сотрудничают многие украинские издания. Книги с его иллюстрациями читают и взрослые, и дети. Не оставляет художник и карикатуру. Принимает участие в конкурсах, печатается в средствах массовой информации.
Писать иконы благословил батюшка
Особое место в творчестве Александра занимает иконопись. Иконы, написанные Александром, украшают не один храм Днепропетровска.
— Как пришла идея писать иконы? Ведь это особое искусство.
— Случайно, как, впрочем, и все, что случается в моей жизни. Однажды ко мне обратился настоятель одного из днепропетровских храмов с предложением расписать иконостас недавно построенной церкви. Я, конечно же, засомневался, достоин ли я, смогу ли. Тогда отец Константин (так звали настоятеля) и говорит мне: давай попробуем, если Богу будет угодно, то у тебя все получится, а если нет, тогда не твое это. Он благословил меня, и я приступил к работе. Написал первую икону, затем вторую, третью… И уже через полгода иконостас был почти готов. На храмовый праздник съехалось много священников из других храмов, увидели мою работу и… Так вот я и стал писать иконы для храмов и просто для людей, желающих иметь у себя дома настоящую рукописную икону.
— Почему рукописная икона так ценится?
— Ну, прежде всего, потому, что художник вкладывает в нее свою энергетику. Именно поэтому мастер, пишущий святой образ, должен быть искренне верующим человеком. Я никогда не приступаю к написанию иконы, предварительно не попросив благословения у Всевышнего. Кроме того, очень важно регулярно посещать храм.
Я подхожу к только что написанной, но еще не вскрытой специальным лаком, иконе архангела Гавриила. Удивительно, но мне на какой-то миг показалось, что я почувствовала тепло, исходящее от нее.
Автор: Ольга Дюжинских
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |