Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 19 декабря 2024
00:58

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Евгений Шевченко из Днепропетровска собрал коллекцию из 40 кинокамер

Евгений Шевченко из Днепропетровска собрал коллекцию из 40 кинокамер
В его коллекции сегодня насчитывается четыре десятка кинокамер. Евгений подчеркивает: «тех, что снимают на кинопленку». Сам Евгений, хотя и закончил пару лет назад Днепропетровский аграрный университет, жизнь свою связал с операторским искусством. По профессии — телеоператор днепропетровских телеканалов. Сейчас решил поступить на курсы операторского мастерства в Киеве.

Когда Евгений увлекся коллекционированием кинокамер? Пару лет назад тогда еще студент агроуниверситета решил пойти на радиорынок. Неожиданно (шел совсем за другим) увидел пожилого мужчину с кинокамерой «Кварц» в руках. Это была популярная в свое время советская модель камеры, снимавшей на 8-мимиллиметровую пленку. Подумал, что старик заломит за кинокамеру большие деньги. Ведь ее уже можно считать музейным экспонатом. Оказалось, нет — мужчина просил за нее всего тридцать гривен. Так что парень не устоял и так приобрел свою первую кинокамеру. Она и положила начало нынешнему собранию.

А уж затем пришла к нему идея начать собирать коллекцию. Евгений почувствовал собирательский азарт, что называется, заразился коллекционированием. И теперь старался не пропускать по выходным блошиных рынков, барахолок, толкучек и прочих мест, где можно было встретить экспонаты. Причем не только в Днепропетровске, но и, скажем, в Харькове. Две кинокамеры — «Кодак» и японскую «Санкё» этим летом привез из Киева. Японская камера оказалась не механической, работала на пальчиковых батарейках, это немного удивило.

— Каждая камера, — рассказывает коллекционер, — имеет какие-то свои особенности. Все они в рабочем состоянии. Только иной раз проблема найти пленку для старой модели, чтобы на ней и снимать было можно. А не только показывать в качестве экзотического предмета недавней эпохи.

В его коллекции в основном представлены кинокамеры 8 и 16-миллиметровые. А приобрести молодому человеку 35-миллиметровую пока не позволяют финансы. Потому что такие камеры как «Дружба», «Родина», «Конвас» считаются уже профессиональными. Ими в свое время снимали профессиональное кино.

Есть ли у него в нашем городе «конкуренты» по количеству камер? Евгений называет имя собирателя Владимира Жиденко и народную киностудию «Юность» при Национальном горном университете — там солидная коллекция, собранная за полвека существования студии.

Мы подходим к книжному шкафу, на котором стройным рядом выставлены кинокамеры Евгения. Здесь и советские, и заграничные аппараты. Вот, к примеру, ленинградская камера «Нева-2» имеет три объектива — для близкого, среднего и дальнего расстояния съемки. Она механическая, имеет завод, на ней выставлялась покадровая съемка. Кстати, больше половины камер в рабочем состоянии. Проблема — пленка. Где-то ее, может, и выпускают, но купить ее — удовольствие не из дешевых. Это как иголки для грампластинок. Пластинки есть, а иголки у многих давно поизносились, попробуй достань их.

На некоторых образцах имеются специальные кинокамеры — можно проводить подводные съемки.

А вот большая габаритная камера «Красногорск-3» — это, по сути, репортажная кинокамера. С ее помощью на областных телеканалах в 1970-х снимали оперативные события.

Кинокамера «Пентафлекс-16» (цифра 16 указывает на 16-мм пленку) устанавливалась на штатив, ибо она достаточно увесистая — более пяти килограммов.

В Днепропетровске отдельные камеры прошлого стоят 100-200 гривен. А если пройтись по Андреевскому спуску в Киеве, можно встретить кинокамеры ценой и в тысячу гривен. Так что хобби затратное.

— Поначалу, мало разбираясь в кинокамерах, я чуть ли не последние деньги отдавал за приглянувшийся экземпляр, — рассказывает мой собеседник. — Со временем стал, как мне кажется, разбираться и в моделях, и в ценах. Изучал в интернете реальные цены. За камеры выкладывал от 100 до 700 гривен.

Но деньгами этого не измерить. Но посещает и его собирательский азарт, на время затмевающий сознание. Впрочем, это знакомо каждому коллекционеру: обладать любой ценой, за любые деньги.

Евгений, между прочим, собирает и кинопленку. В его коллекции есть документальные съемки города на Днепре прежних лет или любительские фильмы о событиях семейной жизни — свадьба, отдых на природе… Вот говорят же, что на ловца и зверь бежит. Как-то Евгений с девушкой прогуливался по улицам в центре города. И вдруг натыкается на ворох выброшенной кем-то кинопленки. Ее было так много, что позвонил знакомой на колесах: приезжайте, помогите спасти сотни метров пленки! Потом оказалось, что не пленке запечатлен Днепропетровск 1970-х годов. А сколько такого добра пропало!..

Каково практическое значение его коллекции? По мнению Евгения, она представляет историю развития одной из граней техники. За ней возникает и некая история минувшего быта. В былые времена иметь кинокамеру считалось престижным и не каждый мог позволить себе ее купить. Цена одной камеры могла равняться целой месячной зарплате. Так что обычному человеку на нее надо было откладывать, копить деньги.

Хронологический охват коллекции — тридцать лет — с 1961 по 1990 годы. Это последние тридцать лет советской власти. Пока, к сожалению, в собрании нет камер, выпускавшихся в 1930-х или 1940-х годах. Не говоря уже о начале ХХ века. Это большие редкости на рынке и купить их непросто. Но Евгений не теряет надежды, что когда-то появятся у него и такие раритеты. Не все же сразу приходит.

Кстати, первым профессиональным киносъемочным аппаратом можно назвать «Синематограф Люмьер» 1895 года. Им братья Люмьеры снимали свои первые киносюжеты.

Надо сказать, что мой собеседник вот уже пятый год, с сентября 2009-го возглавляет киноклуб им. Даниила Сахненко при Днепропетровской областной научной универсальной библиотеке. На заседания клуба Евгений приносил камеры из своего собрания. У ребят из киноклуба была возможность потрогать их своими руками, поизучать.

Наш собеседник мечтает о мини-музее кинокамер. Но когда такой появится — сказать сложно. В Интернете сейчас можно купить всё — задержка, как вы понимаете, за материальными средствами…

Современная техника выглядит намного проще. Раньше все выглядело куда хлопотнее: надо было раздобыть кинопленку, вставить ее в камеру, установить частоту кинокадров, выставить диафрагму, и при этом молниеносно определиться, что же будем снимать. Ибо пленка, пока вы думали, стремительно заканчивалась… И стереть ее как нынче, было невозможно.

Сейчас все намного проще: техника, по словам Евгения, резко шагнула вперед. И все же… В пленке есть душа. А в «цифре» — качество. С пленкой ты должен был так подготовиться к съемке, чтобы 10 минут пленки были максимально эффективными, ты должен был продумать каждую раскадровку, что да как снять. А с цифровой техникой наоборот: ты можешь расслабиться, много снять, стирать, качество чудное, но души там может и не оказаться.

Вот почему он собирает кинокамеры.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Галина Гусак  (27.11.13 23:31): Прекрасная статья, захватывающе, с душой написано! О Шевченке, думаю, мы еще не раз услышим, Женя молодец, пусть сбываются его мечты) Ответить | С цитатой
Денси Яцюк  (25.11.13 20:59): Молодец, Женя! Так держать. На таких людях и держится отечественный кинематограф. У тебя большое будущее, а музей будет обязательно. Ответить | С цитатой
Коза  (25.11.13 13:21): Гарний козак. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте