Ослепительная красавица славилась неприязнью к мужчинам. Мало того, всех своих женихов отправляла на плаху, где безжалостные палачи рубили им головы, как капусту. Сколько ни пытались образумить жестокосердную Турандот отец-император, мудрые сановники, народ Пекина, принцесса продолжала кровавые забавы. Главной фишкой были три загадки, которые задавали каждому из женихов. В случае проигрыша (а проигрывали все!) у безрассудных претендентов незамедлительно слетали головы с плеч. Не исключено, что таким образом Турандот вела «селекционный отбор» с целью выявления самой достойной кандидатуры. Но в один из дней в столице появился принц (разумеется, инкогнито), чтобы жаром своей страсти растопить ледяное сердце принцессы смерти.
История превращения ярой мужененавистницы в любящую женщину волновала не только персиян. Она очаровала венецианского поэта Гоцци, пленила немецкого романтика Шиллера и стала лебединой песней маэстро Пуччини, написавшего на экзотический сюжет гениальную оперу. В ней все горячо и неистово, потому что замешана она на крови, любви и страсти. (Слава храбрецам, что осмеливаются любить, не боясь лишиться головы!)
Но вернемся к Джакомо Пуччини. На самом пике всенародного признания и славы его подстерегла злая болезнь. «Дайте мне только двадцать дней, чтобы я мог закончить «Турандот», — умолял Джакомо врачей в предсмертной записке. Говорить он уже не мог... Неуступчивая судьба распорядилась по-своему. Маэстро умер, не успев дописать финальный дуэт оперы, который он сам называл великим. («Non finito», — говорят итальянцы). Финал к лебединой песне Пуччини дописывал его ученик. Увы, Франко Альфано был наделен иной мерой таланта. И это еще одна загадка (уже мистическая) от восточной принцессы: какой видел, слышал и представлял себе завершающую концовку оперы ее автор, остается только гадать. Вот так причудливо переплелась красивая театральная сказка Карла Гоцци и вовсе несказочная суровая реальность жизни.
Главный «дежурный по «Турандот» – режиссер-постановщик, народный артист Украины Юрий Чайка. В канун приближающегося 40-летия Днепропетровской оперы Юрий Викторович отметил 70-летие. Так что, по сути, премьерный спектакль – это юбилейное приношение театру, которому он служит 38 лет, и себе, любимому (имеет право на такой подарок!).
— Сегодня «Турандот» востребована, как никогда, — говорит Юрий Чайка. — Ее ставят в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Прибалтике, Белоруссии. Объяснить причины столь массового спроса на последнюю оперу Пуччини, не вполне им завершенную, я не берусь. В ней есть необъяснимый магнетизм. Кто-то обращается к ней, потому что его волнует тема тоталитаризма. Кому-то близка ныне актуальная гендерная тема. Помню, что когда лет десять назад я впервые обратился к «Турандот», выполняя заказ итальянцев, меня поразил агрессивный характер музыки Пуччини, мощное нагнетание звука, задающее запредельную активность сценическому действу и характерам главных героев – Турандот и Калафа.
Героический Калаф у нас был и есть. Это Эдуард Сребницкий, народный артист Украины. Уникальный исполнитель, достойный Книги рекордов Гиннесса. В его возрасте на мировой оперной сцене петь такую «кровавую» партию решаются единицы. В пару к нему нужна была Турандот. Счастье, что тогда появилась в спектакле итальянская прима Натали-Маргарит Фронталини. Она умеет петь большую оперу. Это ее формат и масштаб. Гранд-опера требует полнозвучных мощных голосов. Голос Маргарит как нельзя лучше отвечает этому требованию. Она владеет им, как истинный профессионал. Второе обстоятельство в ее пользу – итальянский язык, который она знает в совершенстве. И, значит, может передать все смысловые и эмоциональные оттенки партии и роли Турандот. Нельзя сбрасывать со счетов и огромнейший исполнительский опыт этой талантливой певицы и актрисы, сценическое ее обаяние, природный темперамент. Я хорошо отношусь к Наташе Сандак, второй исполнительнице партии Турандот. Нахожу у нее замечательные достоинства: сильный голос, потрясающая работоспособность. Но если объективно, она лишь в начале пути к Турандот, хотя осваивает пространство роли очень динамично. Поэтому рекомендую слушать и смотреть обеих.
В октябре мы покажем «Турандот» трижды: первый спектакль состоится 6 октября (воскресенье), 18.00, последующие 26 (суббота), 18.00 и 31 (четверг), 17.00.
К премьере готовятся два состава исполнителей. Я назову лишь основных. Турандот поют — Фронталини и Сандак (первое исполнение); Калафа — Сребницкий и Коробейник (первое исполнение); Лиу — помимо Бокач, Самойлова и Еременко. Для двух последних это будет дебютное выступление.
— Что более всего волнует вас сегодня в «Турандот»? — Хотя опера — искусство условное по своему характеру, искать в ней надо человеческую историю и человеческое содержание. Это не я придумал. Это убеждение выстрадал своей многолетней творческой жизнью великий оперный режиссер Борис Покровский. Я разделяю его мнение. Для меня «Турандот» — мудрая сказка-притча о всепобеждающей силе любви и ее могуществе. Она превыше всего. «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить», — так писал не далекий от нас во времени Гоцци, а наш современник, сказочник Евгений Шварц в своем «Обыкновенном чуде». В опере еще категоричнее: «Я жажду смерти или Турандот», — объявляет Калаф народу Пекина. О вечном чуде любви, ее таинственной власти над человеком, способной кардинально изменить его, думал я в свои семьдесят лет, когда ставил «Турандот». И, может, именно условное искусство оперы и балета (в спектакле заняты артисты балета) позволяет приблизиться к пониманию того божественного чувства, что люди зовут любовью. И отгадке перерождения Турандот, ее преображения.
Автор: Наталия Иващенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |