Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 19 декабря 2024
01:08

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Море счастья

Море счастья
Жителю Днепропетровска Георгию Хандюку во времена СССР удалось совершить кругосветное путешествие.

За бортом шторм, судно, плывущее по Тихому океану, швыряет из стороны в сторону, оно кренится и, кажется, вот-вот перевернется. Первый помощник капитана Георгий Хандюк, чтобы хоть немного поспать, ложится поперек кровати и привязывает себя к ней, иначе выбросит на пол каюты. И вот наконец-то страх перед стихией уступает место глубокому сну. А утром Георгий Иванович открывает глаза в своей днепропетровской квартире. В объятиях Морфея он снова вернулся в прошлое. Благодаря морской службе во времена СССР ему посчастливилось совершить кругосветное путешествие по водам Мирового океана. Когда многие его соотечественники были невыездными, а наш земляк посетил 17 стран и побывал на четырех континентах. Теперь, с высоты своих 69 лет, он с трепетом и ностальгией вспоминает свои приключения. Немного жаль, что так рано, в 1981 году, ушел в отставку. Былого не вернуть, но у моряка есть одна цель, стремление к которой воодушевляет и наполняет жизнь смыслом.

Если судьбе угодно, то и Япония близко

Георгий Хандюк уже в школьные годы мечтал о море.

- Мой друг Анатолий Терехов увлекался моделированием судов и меня приобщил к этому, - рассказывает Георгий Иванович. – Толя был немного старше, и, окончив школу, уехал на Сахалин поступать в Корсаковскую мореходку.

А Георгий хотел поступить в Ростовское морское училище, но поздно подал документы. Как говорится, остался за бортом.

- Решил пойти в автошколу, получить водительские права, - продолжает наш читатель. – Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не Анатолий. В 1961 году он приехал погостить в Днепропетровск. Все ахнули, увидев его в курсантской форме. Друг сказал мне, что нельзя отказываться от мечты, и решил помочь. Взял мои документы и лично отвез в Корсаковскую мореходную школу.

Георгий успешно ее окончил и получил квалификацию матроса I-го класса. Работал на грузовом судне «Приморлес», которое, в основном, ходило в Японию.

- Туда из Владивостока всего двое суток пути. Я побывал на всех крупных островах, кроме Хоккайдо. Много раз гулял по Токио, ориентируясь по карте, - продолжает Георгий Иванович.

Через два года 20-летнему парню прислали повестку в армию. Но моряк как раз поступил в высшее инженерное морское училище во Владивостоке, где была военная кафедра.

- Я выбрал электромеханический факультет, это тогда было перспективное направление, - говорит наш читатель.

По окончании вуза молодому специалисту предложили работать преподавателем. Но это показалось ему скучным, и он уехал на 3 месяца в Гонконг ремонтировать суда, надеясь, что потом подвернется что-нибудь поинтересней. Так и произошло: вскоре Георгию Ивановичу предложили партийную работу – должность первого помощника капитана по политчасти на судне немецкой постройки «Высокогорск». С этого момента жизнь превратилась в увлекательное морское приключение.

Куба, солнце и Эдита Пьеха

Судно, на котором ходил Георгий Иванович, перевозило стратегически важные грузы. Ему повезло объездить весь мир, побывать не только в Японии, но и в США, Канаде, на Кубе, в Сингапуре, Индии, Вьетнаме, на Филиппинах, в Австралии…

В тот период началась китайско-вьетнамская война. Советский Союз помогал Вьетнаму. Корабль Георгия Ивановича доставлял туда провизию.

- Помню, мы пришли во вьетнамский порт Хайфон. Над головой летали советские самолеты, а неподалеку стояло черноморское судно «Ромен Роллан», полное взрывчатки. Нас с капитаном обязывали сообщать в специальный отдел по контролю за движением флота о приближении американских авианосцев и китайских судов.

Но особенно помощнику капитана запомнился вовсе не Вьетнам с его военным положением, а Куба - оплот социализма в Западном полушарии. Чтобы добраться на дружественный Советскому Союзу остров, приходилось плыть 27 суток, бороздя воды Тихого океана.

- Кубинцы принимали нас хорошо, устраивали экскурсии. Страна жила очень бедно. Мы возили кубинцам технику, лес и продовольствие. Тогда Куба обходилась Советскому Союзу в 1 миллион рублей в день - это огромная сумма, - продолжает Георгий Хандюк.

Именно на Кубе состоялась очень памятная для первого помощника капитана встреча с легендарной певицей Эдитой Пьехой.

- Мы тогда стояли в городе Сантьяго-де-Куба, там есть прекрасный пляж Сибоней. Эдита Пьеха отдыхала там с мужем Александром Броневицким и ансамблем «Дружба». Накануне они давали концерт, на который пригласили и нас с капитаном. А потом сборная нашего корабля играла на пляже в волейбол с «Дружбой». Кстати, тогда игра закончилась дружеской ничьей.

А еще Георгий Хандюк проводил на Кубе встречи со школьниками. Им было очень интересно, как живут в Союзе, и Георгий Иванович на английском отвечал на все вопросы. С любопытством дети слушали о том, что в Союзе бесплатное образование, медицина и жилье. И чтобы заниматься спортом, тоже не нужно платить. Это выглядело, как некая фантастика.

- Хотя, на самом деле, по сравнению со США и Канадой мы жили хуже, - продолжает Георгий Иванович. – В этом убедился воочию, когда познакомился с русскими эмигрантами. С ребятами из Канады и вовсе подружился. Частенько бывал в гостях в трехэтажном особняке одного из них. Канадцы уговаривали меня остаться, даже с красивой девушкой познакомили. Но я и не думал об этом. Представляете, первый помощник капитана, проводивший политико-воспитательную работу на судне, - изменник Родины. Наверное, прославился бы на весь мир. А откровенно говоря, не променял бы Украину ни на одну другую страну.

Ошибка на море может стать роковой

Наиболее тяжелыми были переходы в зимнее время. Кратчайший путь из Японии в Америку лежал по так называемой дуге большого круга. По ней плыть намного дольше, нежели по линии экватора. Особенно трудно приходилось во время шторма, бывало, что из-за стихии груз доставляли с повреждениями. Но самое главное, что беда обходила стороной экипаж. В то же время Георгий Иванович не раз становился свидетелем трагедий.

- Мы шли из Америки в Японию, проходили субтропики, погода стояла солнечная, - рассказывает моряк. - Вдруг капитан получил радиограмму, что недалеко от Гавайев затонул итальянский корабль. У нас на борту находился доктор, требовалась его помощь. Нас попросили прибыть на место крушения.

Когда советский корабль пришел в назначенную точку, норвежское судно «Тамерлан» уже принимало участие в спасательной операции. Та жуткая картина до сих пор перед глазами Георгия Ивановича. Он видел гору трупов на борту корабля. Итальянское судно взорвалось из-за паров перевозимых им нефтепродуктов.

Еще одну трагедию, свидетелем которой он был, и сегодня морской волк вспоминает с дрожью в голосе:

- Мы стояли в Токио, когда старший механик сообщил ужасную новость - затонул «Тикси». Это наше судно голландской постройки. Оно находилось в 500 километрах от Японии, когда в Тихом океане попало в шторм. Роковой стала ошибка в распределении сыпучего груза. Его не разместили, как того требуют правила, и во время шторма он сместился. Судно накренилось, опрокинулось и затонуло. Из воды подняли всего 18 трупов, остальные ушли на дно. Погибших товарищей мы хоронили во Владивостоке. Помню, это было накануне моего 30-летнего юбилея. Я его даже не праздновал.

Все хорошо, но не хватает шторма

В должности первого помощника капитана Георгий Хандюк проработал 10 лет. И хоть большую часть из этого времени провел в море, на земле успел обзавестись семьей.

- Как-то приехал в Днепропетровск в отпуск и встретил здесь свою вторую половинку – Лилию Васильевну Крестицкую. Это была любовь с первого взгляда. И я понял, что без нее не смогу, - рассказывает морской волк. – Поспешил сделать предложение, и Лиля согласилась. Сначала жена некоторое время находилась в Днепропетровске, а затем, я забрал ее во Владивосток.

В семье помощника капитана родились дочь и сын. А в 1981 году Георгий Иванович и Лилия Васильевна решили, что пора возвращаться в Днепропетровск, где детям будет лучше.

- Мы поступили правильно. Ведь, насколько я знаю, в тяжелые 90-е во Владивостоке жилось тяжелее, нежели на родине Брежнева – Днепропетровске. Но я всегда мечтал поехать во Владивосток, повидать друзей, да так и не сложилось. А недавно решил, что пора превратить свою мечту в реальность. И вот недавно мы с женой поставили перед собой цель: во что бы то ни стало полететь во Владивосток.

До заветного дня осталось чуть меньше двух месяцев. И чем ближе путешествие, чем волнительней на сердце у морского волка. Он вспоминает улицы Владивостока, представляет, как все изменилось. И снова ему снится шторм, но это для морского волка вовсе не кошмар, а родная стихия.

Gorod.dp.ua на Facebook.


LOKI  (05.08.13 13:36): Таких людей по пальцам можно пересчитать, а вот чем сегодняшние "патріоти" могут похвастаться, кроме факельных шествий вокруг Тернополя? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
gaplyk  (04.08.13 19:06): однослово-хандюк Ответить | С цитатой
dneprbezkomun  (04.08.13 19:03): замполит , *** Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте