|«« | «« | »» | »»| |
К находке отправили двоих водолазов, которые и отрапортовали, что, скорее всего, это советская подводная лодка типа "Щ" ("Щука"). Более подробные исследования на удивление хорошо сохранившейся субмарины позволили с точностью установить: это лодка Щ-216, чья судьба оставалась неизвестной почти 70 лет, с февраля 1944 года. Без вести пропавшим считался и ее экипаж из 47 подводников. Среди них было и два наших земляка – родившиеся в 1919 году и призванные на службу в 1940-м Иван Дмитриевич Бурчак из Днепропетровска и Григорий Моисеевич Черне из Кривого Рога. Теперь поисковики из Днепропетровской областной общественной организации «Гвардия-Днепр» занялись поиском потомков и родных героически погибших краснофлотцев.
- Это место - так называемый "сто первый квадрат", 17 февраля 1944 года там действительно без вести пропала Щ-216, - говорит председатель этой организации Павел Ковалев. - Это уникальная находка, так как из 42 подводных лодок этого класса, существовавших во время Великой Отечественной, 26 были затоплены, а 16 считаются без вести пропавшими. На сегодняшний день найденная подводная лодка Щ-216 является единственной сохранившейся подлодкой данного типа и серии. Кроме того, лодка имеет все шансы быть поднятой, так как ее сохранность составляет 80 процентов. На ее борту покоятся и останки членов экипажа, среди которых – и двое наших земляков. Исключительность ситуации еще и в том, что Днепропетровщина дала много людей, героически проявивших себя в годы войны в авиации, пехоте, танковых войсках. А вот о наших земляках, сражавшихся на флоте, мы знаем очень мало. И эта тема подвигов наших земляков моряков и речников – повод для будущего разговора.
Из истории вопроса. Щ-216 – четвертая по результативности в годы Великой Отечественной лодка в подводных силах Черноморского флота. Была спущена на воду 30 мая 1940 года в Николаеве, вступила в боевой строй 17.08.1941. Командир – капитан-лейтенант (позже – капитан 3-го ранга) Григорий Евстафьевич Карбовский. В конце 41-го Щ-216 проводила дозоры, крейсерство, атаки на вражеские коммуникации в районе мыса Зейтин-Бурну. Весной 1942-го осуществляла сложнейшую миссию по доставке секретных документов и грузов в осажденный Севастополь. В сентябре 42-го выйдя из Туапсе, у крымского мыса Олинька экипаж проявил мастерство и героизм, потопив румынский транспорт «Карпати» с немецким грузом. В 1943 году Щ-216 осуществляла регулярные походы к мысу Тарханкут, который был крупным вражеским узлом, связывавшим Крым, Одессу и Румынию. В одном из таких походов наша субмарина провела успешную торпедную атаку на немецкий танкер «Фируз», получивший тяжелые повреждения, но, увы, не затонувший. Во время походов и крейсерства Щ-216 регулярно подвергалась атакам противолодочных кораблей противника, получала повреждения.
В свой последний поход Щ-216 отправилась из Туапсе 6 февраля 1944 года. Если верить немецким архивам, лодку с командой из 47 человек атаковали немецкие корабли-охотники UJ-103 и UJ-104. По Щ-216 было сброшено не менее десяти мощных глубинных бомб. Судя по отверстию два на четыре метра в районе второго отсека, эта пробоина образовалась от взрыва глубинной бомбы. Но особенно удивило ученых состояние лодки, пролежавшей на дне морском почти 70 лет. Вместо того, чтобы погрузиться глубоко в ил, "Щука" едва касается килем дна.
- Мы уверены, что лодка пыталась всплыть - это видно по положению рулевой группы, которая установлена в режим подъема, - говорит директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. – Рубка запутана в больших траловых сетях. Их, видимо, еще во времена СССР потеряли рыболовы. Легкий корпус лодки порос моллюсками. Носовая часть, где и находится взорванный отсек, разрушен, его части лежат на дне. Но в остальном сохранность лодки – уникальна. Это раскрывает такие перспективы по ее подъему и восстановлению, что дух захватывает. В Российской Федерации многие подводные лодки времен войны реставрированы и установлены на земле в качестве памятников.
Но прежде чем заниматься подъемом субмарины, надо точно определить, нет ли на ее борту торпед, которые могут взорваться. Именно из-за угрозы такого взрыва из морской пучины не рискую извлечь еще одну советскую подводную лодку, погибшую в годы Великой Отечественной. Ее еще в советскую эпоху обнаружили в северо-западной части Черного моря, возле острова Змеиный. Но не стали поднимать из-за торпед, находящихся на боевом взводе.
Если же Щ-216 станут подымать, то по той же схеме, по которой действовали с российским атомоходом "Курск", погибшем в 2000 году в Баренцевом море. Корпус обвяжут тросами и прицепят их к понтонам, которые наполнят воздухом. Если операция пройдет удачно, лодку отреставрируют и установят в поселке Черноморское в качестве музея. А членов команды субмарины с военными почестями предадут земле. Есть вероятность, что уцелевшие отсеки до сих пор заполнены воздухом. А значит, ученым удастся провести эксгумацию погибших моряков, для которых лодка стала ловушкой и братской могилой.
Среди 47 героических подводников покоятся и двое наших земляков. По «горячим следам» поисковикам удалось установить следующее.
Иван Дмитриевич Бурчак – краснофлотец, трюмный. Родился 08.04.1919 в Днепропетровске. Призван на службу в 1940 году Красногвардейским райвоенкоматом. Отец - Дмитрий Терентьевич Бурчак, проживал в селе Кархутора Криничанского района Днепропетровской области.
Григорий Моисеевич Черне – краснофлотец, строевой. Родился 01.11.1919 в Кривом Роге. Призван на службу в 1940 году Осипенковским райвоенкоматом Запорожской области. Отец – Моисей Григорьевич Черне, проживал в г.Самарканд, Сябский район, ул. Восьмого марта, 7.
- Мы уже активно занялись поиском родных наших земляков-подводников, - говорит Павел Ковалев. – И будем благодарны за любую информацию о родственниках этих героев, которую можно оставить как на самом популярном сайте нашего региона gorod.dp.ua, так и отправить на форум нашей организации «Гвардия-Днепр». В целом же хорошо бы подключить специалистов для создания базы данных тех людей, которые ищут своих родных, пропавших без вести в годы войны. С другой стороны, на таком ресурсе можно было бы размещать информацию о тех погибших в годы Великой Отечественной людях, останки которых находят и идентифицируют поисковые организации. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто даст идею об организации подобного ресурса. А все поисковые организации нашего региона готовы участвовать в таком проекте.
Если Щ-216 будет поднята из морской пучины и останки погибших подводников будут идентифицированы, Павел Ковалев выступает с инициативой отправиться на мыс Тарханкут с представительной комиссией специалистов и родными погибших. Останки Ивана Бурчака и Григория Черне должны быть торжественно преданы земле на родине героев. А материалы о судьбе Щ-216, на которой сражались и два уроженца Днепропетровской земли, - специальным стендом могут украсить областной музей фортификации и военной истории Днепропетровска, который как раз и создается по инициативе нашей областной власти и «Гвардии-Днепр».
Справка:
«Щ» («Щука») - советская дизель-электрическая подводная лодка.
Автор: Людмила Батальская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Более года назад, 22.06.2012г., на крымском форуме племянник погибшего на Щ-216 матроса Черне Георгия Моисеевича (из г.Кривой Рог) благодарил за информацию о МЕСТЕ НАХОЖДЕНИЯ ПОГИБШЕЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-216, где в числе экипажа лежит и его дядя.
По ссылке можно прочитать его слова благодарности и другую информацию:
http://chernomorskoe.info/forum/viewtopic.php?p=36719#p36719
Автору - пожелание давать в статье правдивую и проверенную информацию,
а "гвардейцам-днепровцам" - найти родных погибших матросов самостоятельно. Ответить | С цитатой
Это решать не хитроглазому Пашке Калеву, а родным погибших.
"... А материалы о судьбе Щ-216, на которой сражались и два уроженца Днепропетровской земли, - специальным стендом могут украсить областной музей фортификации и военной истории Днепропетровска, который как раз и создается по инициативе нашей областной власти и «Гвардии-Днепр»..."
Подводная лодка в степях Украины. Каким боком к фортификации? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
много данных Ответить | С цитатой
http://namesfs.yadvashem.org/YADVASHEM/Hall Of Names/7801/4427481_1.JPG Ответить | С цитатой
и тут тоже ищут Ответить | С цитатой
ЗДЕСЬ ТОЖЕ ИЩУТ РОДНЫХ ПОДВОДНИКОВ Ответить | С цитатой
И с числом кораблей серии явно напутали - выходит, что ни один не вернулся?
Верно говорить не "были затоплены" (это как?), а "затонули", "потоплены", "погибли".
Новость очень хорошая!!! Увидеть бы эту лодку памятником!!! Таких монументов в мире не так и много. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1