Просто роман
А ведь всё начиналось, как в авантюрном романе. Два с половиной столетия назад один итальянец, запутавшись в любовных сетях, убил на дуэли сына венецианского дожа. Пришлось бежать во Францию. Успел прихватить с собой только любимого пса. Вот эта парочка и колесила по Европе, давая вдвоём цирковые представления.
В 1880 г. они оказались в России, и наши беглецы поняли, что здесь не хуже, чем в каком-нибудь Париже. Так на российском цирковом горизонте появилось имя Труцци, причём со временем не в единственном числе. Цирковые гены давали о себе знать, а наследникам просто кружили головы. Особенно гены, отвечающие за амуры и лямуры.
Дело было в Казани, конечно же, в цирке. Здесь наследник того первого Труцци, Жижетто Труцци, просто потерял голову, влюбившись в грациозную наездницу Александру Перес. Но без проблем не обошлось — отец девушки возражал. Нет, союз Пересов и Труцци его не смущал, а вот заработки будущего зятя смущали. Папаша Перес проблему захотел решить тихо, по-семейному. Для этого в их семье обычно покупали пистолет, а дальше главное, чтобы рука не дрогнула.
Но Труцци дружил с Анатолием Дуровым, а тот не переносил стрельбу. В спешном порядке Дуров придумал пантомиму с постыдно бесхитростным финалом: некая девица, прячась от строгого отца, заходит в парке в беседку, но налетевший ветер от беседки оставляет только груду щепок. Отец берёт ветер за горло: где моя кровиночка? А тот молчит, как партизан на допросе. Короче, отец из пантомимы и отец по жизни так и остались в неведении.
Но тебе-то, читатель, мы можем приоткрыть тайну беседки, вернее, приоткрыть её секретный люк, за которым скакунью Александру, оказывается, ждал жених Жижетто. А смотаться в ближайшую церковь и обвенчаться было сущим пустяком, тем более что за обряд венчания Дуровым уже был проплачен двойной тариф.
Но молодым где-то надо было обустраиваться, короче, искать другой цирк. Увы, ничего не подворачивалось. И снова, словно волшебник, материализовался Дуров: «Ежели нет удобного цирка, надо построить новый. Есть прекрасный город Екатеринослав, где ничего стационарно циркового пока нет. Я бы об этом подумал».
Труцци думал недолго. И цирк поставил, а заодно поставил и тестя на место, когда пригласил его на гастроли на двойную оплату. В общем, многие думают, что только в романах бывают счастливые концы, но оказывается, жизнь тоже сочинитель не слабый.
Цирк да и только
Какие только артисты не выступали в екатеринославских цирках! Здесь с успехом давали свои представления Владимир и Анатолий Дуровы, выступал придворный японский цирк «Микадо». Позднее бывали Юрий Дуров, дрессировщик Владимир Труцци, ковёрный Жакомино, фокусники Эмиль и Игорь Кио, клоун Олег Попов, укротительница Ирина Бугримова.
Цирковые номера всегда таили в себе загадку, секрет которой пытались разгадать. Вот, например, номер «Люди-мухи». Артисты ходили вниз головой под куполом цирка. Это вызывало жуткое смятение нервных дам: а вдруг один из исполнителей сорвётся им на голову — ведь на причёску потрачены немалые суммы. А секрет номера был прост. Акробаты надевали ботинки с присосками. От каждого ботинка тянулась незаметная гуттаперчевая трубка, заканчивающаяся баллончиком, который исполнитель прятал в кармане. Когда он ставил ногу, то быстро откачивал воздух от присосов и повисал вниз головой. Номер восхищал, особенно Сеню Буциса с Каретной, серьёзного вора-домушника. Большие деньги тот предлагал артистам за их секрет. Но те прямо сказали: «Сеня, истинное искусство не продаётся. Сами после представления этим подрабатываем».
А вот один старый хранитель цирковых историй рассказывал, что сам видел в цирке номер, который просто повергал в шок. На манеж выносили стол и стул. Выходил клоун Фасси, одетый как посетитель дорогого ресторана, садился на стул и начинал ждать официанта. Появление официанта, как и явление Христа народу, во все времена тоже считалось чудом. И тогда, устав ждать, посетитель потихоньку начинал есть стол. Съев с хрустом столешницу, он принимался за ножки, и по выражению его лица было видно, что столовые ножки — это вообще его любимое лакомство. Потом под общий хохот он принимался за стул. Вскоре ловкие екатеринославские журналисты очень тонко выведали у Фасси секрет его трюка — стол и стул были сделаны из тончайших вафель. Об этом и поведали газеты. Но завсегдатаи екатеринославского цирка продолжали хохотать, потому что за раскрытый секрет антрепренёр Мориц лишил Фасси недельной зарплаты и посадил на голодный паёк. Закончилось всё весьма плачевно — три обглоданных кресла в партере, а уж они-то были не из вафель. Это было настоящей загадкой! Хотя плюш от кресел на губах Фасси на кое-какие догадки наводил.
Мужество до замужества
А что творил «факир Омар»! Его трюк просто накалял публику. Но сначала ассистентка накаляла на огне специальной жаровни в стальной ложке кусочки металла, превращая их в расплавленную массу. Зрителям даже предлагалось потрогать докрасна расплавленный металл, но, ясное дело, таких дураков не находилось. После этого Омар преспокойно выливал раскалённое содержимое ложки себе в рот и через какое-то время выплёвывал на поднос кусочки уже остывшего металла. Зал неистовствовал. И хотя один профессор-химик пытался объяснить, что есть металлы, которые плавятся при температуре, равной горячему чаю, простаков верить профессору-умнику так и не нашлось. Не настолько прост любитель цирка, чтобы признать, что он заплатил, чтобы посмотреть, как кто-то за его деньги пьёт горячий чай.
Особым уважением пользовались сильные женщины. Причём уважение и интерес исходили тоже от женщин. Мужчины этого феномена побаивались. То, что дама может поднять мужчину, — это ещё не фокус. Вот куда ей вздумается его закинуть, если что-то её не удовлетворит — вот с чем экспериментировать не хотелось.
Как-то на гастроли в Екатеринослав приехал силач Брейтбарт, который руками рвал цепи. На одном из представлений он обратился к мужчинам и в шутку предложил: «Кто хочет повторить этот номер?». Мужчины притихли, но из зала неожиданно вышла дама (потом выяснилось, что это мадам Сандвинина, незамужняя), которая шуток не понимала. Сняв перчатки и поплевав на руки, она легко порвала цепь, причём для убедительности в нескольких местах. Директор цирка тут же предложил ей работу — демонстрировать на арене свою силу. Мадам Сандвинина не нашла сил отказаться. Но когда в конце месяца директор, выплачивая зарплату, удержал с неё рубль с полтиной за порванные цепи, искренняя русская женщина забросила директора под купол цирка, где он, к счастью, успел зацепиться за крепления лонжий. Оказалось, что добраться туда и вызволить директора можно только, разобрав купол, скажем, во время ремонта. Поскольку ремонт директор планировал начать через год, этот год цирк имел отличные сборы, рекламируя аттракцион «Директор под куполом», откуда тот руководил творческой жизнью цирка. Между прочим, вызволил его слон. Когда обезьяны в шутку подсунули слону нюхательный табак, тот чихнул, и крышу словно ветром снесло. Так директор оказался на свободе.
Новые цирковые времена
Традиции ценны, если они не умирают. Этим и привлекает цирк. А верные носители этих традиций регулярно удивляют и радуют новыми находками, пополняя ими программы днепропетровского цирка. Например, в 1989 году здесь впервые был поставлен аттракцион «Игры с морскими животными» под руководством Бориса Майхровского, который для номера лично выловил первых артистов — морских львов Лорда, Кента и Филлипа в ходе экспедиции на Сахалин и Курильские острова. Поражало, как беспрекословно животные выполняли все команды дрессировщика. Сейчас можно открыть тайну такой филигранной дрессуры. Всё объяснялось довольно просто: укротитель сразу предупредил морских львов: «Начнёте валять дурака, отправлю назад на Курилы своим ходом». Так выяснилось, что морские львы не такие уж дураки, а очень мыслящие животные.
Да, цирк жив и идёт в ногу со временем. И нет, видимо, человека, который бы с детства не мечтал побывать в волшебной стране, которую те, кто лишён элементарной фантазии, зовут «цирком», но возвышенные души называют «праздником». Праздник должен у каждого быть, без него неинтересно жить. Может быть, поэтому в Екатеринославе, а позже в Днепропетровске так любили цирк — праздник, который всегда с тобой.
Автор: Валентин Крапива
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Цирки со зверями, зоопарки, зоозоны, частные террериумы и аквариумы - живодерни - под запрет. Торговлю редкими, забугорными животными - под запрет!
На животных надо смотреть в их среде на расстоянии! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1