|«« | «« | »» | »»| |
Специалисты отмечают всплеск интереса к старинной атрибутике и находкам времен войны – и, прежде всего, немецко-фашистской. А солдатские каски, ложки, противогазные ранцы, гильзы и даже пули запросто можно встретить в продаже. Вот только такая торговля все увереннее уходит в «подполье», перекочевывает на сайты, где увидеть в лицо продавца и покупателя практически невозможно. К этой теме мы еще вернемся. А пока пойдем искать, где в Днепропетровске можно в открытую купить находки времен Великой Отечественной и прочую старину.
На городском книжном рынке много лет тусуются в том числе и продавцы извлеченных из земли предметов. Если вы хотите нарваться на настороженные взгляды - попробуйте разговорить кого-нибудь из них. А если рискнете пофотографировать – можете запросто лишиться своего аппарата. Мне удалось обойтись без экстремального развития событий. Вот только никто из продавцов не захотел ни называться, ни рассказывать о судьбе «товара».
- А что ты хочешь? – оправдывает такую скрытность Антон, продающий старинные монеты, а также «мелочевку» времен войны: гильзы, пряжки от немецких ремней, военные фляги. – У нас в стране нет четкой законодательной базы для торговли такими находками. Вот если я, например, случайно обнаружил одну старинную монеты – это просто находка, и привлечь меня к ответственности за нее невозможно. Но если я обнаружил несколько старинных вещей, они уже попадают в категорию клада, который я обязан сдать государству и могу претендовать на 25% его оценочной стоимости. Но в Украине эта система не работает. Хочешь нажить себе проблемы – попытайся сдать клад государству! Поэтому люди стали хитрее. Серьезные находки продают только на личных контактах серьезным, проверенным коллекционерам. Большинство товара идет через сайты - например, violity . А в открытую, как на «книжке», идет всякая мелочевка. Откуда мы ее берем? Ну, так сразу все тебе и рассказал… Могу лишь заверить, что на кладбищах и в городах мы не копаем. Только за городом, на местах древних поселений. А вообще эту систему давно пора легализовать. Сделать поиск артефактов легальным – как, например, в Англии, где самые демократичные законы в отношении таких находок. Государство разрешило там заниматься поисками всем, а потом находки по честной цене выкупает.
Сосед Антона, Вадим, у которого на раскладке фарфоровые скульптурки мирно соседствуют с фашистскими касками по 200-300 гривен, зло цыркает на его разговорчивость:
- Ты чего разболтался? Нас и так гоняют все, кому не лень! А еще планируется корректировка закона «О милиции», когда за такую торговлю запросто могут упечь… Вот ты, товарищ журналист, говоришь о нравственности такой торговли. А продавать на рыке военные ордена и медали разве нравственнее? Ведь почти все награды (если они настоящие) скуплены по дешевке у вдов ветеранов или обменены на водку-наркотику опустившимися внуками ветеранов…
Лишь отойдя в сторонку, смог пообщаться с еще одним продавцом, с которым знаком уже несколько лет. Дмитрий – известный в Днепропетровске общественник, фотограф и, в том числе, любитель-поисковик. На его раскладке гильзы, пряжки, пуговицы времен войны соседствуют со старинными монетами.
- Нельзя под одну гребенку ровнять поисковиков и «черных археологов», - говорит он. – Вот, например, есть патологоанатом и маньяк. И тот, и другой режут тела людей. Но первый – чтобы узнать причину смерти, болезнь, второй – чтобы получить извращенное удовольствие. Точно так же и здесь. Есть «черные археологи», для которых нет ничего святого. И есть нормальные «копатели», которые не полезут на место боев, на кладбища. И первым из этой когорты был Яворницкий, благодаря которому мы знаем уникальные факты о быте запорожских казаков, о скифских временах. Хотя раскапывали старину во все времена человечества – вспомни о разоренных еще в древности египетских пирамидах, скифских курганах… Для меня такие поиски – это возможность спасти для истории, дать им вторую жизнь что-то из предметов старины, что все равно сгниет в земле. Даже найдя обычную гильзу, я получаю огромное удовольствие, определяя, из какого оружия, когда примерно она была выстрелена. Или вот, посмотри, старинные монеты эпохи Пантикапейского царства, Крымского ханства Дивлет-Гирея. Их мы добыли легальным способом – у знакомых ребят было разрешение на проведение раскопок в Евпатории. За каждой такой монеткой – свой огромный пласт истории. Запрещать подобные поиски – наивно, надо поощрять честных, порядочных «копателей». И без того продавцы старины уходят в подполье, на сайты. Лет 5-6 назад в открытую на «книжке» продавали гораздо больше старинных вещей. А сейчас в этой среде царит скрытность и подозрительность.
К слову, продавцы поясняют мне: далеко не весь товар времен Великой Отечественной – настоящий, аутентичный. Для участников реконструкторских боев (когда между собой сражаются подразделения, одетые, скажем, в форму советских и немецких воинов) здесь же продают и «новодел»: форму, оружие. Олег, продающий такие изделия, не скрывает:
- Спрос, конечно, больше на немецкие атрибуты. 80 процентов желающих поучаствовать в боях реконструкторов хотят на себя примерить роль именно фашистов. Я не связываю это с ростом неофашистских настроений. Перевоплотиться в советского солдата довольно просто: одел кирзовые сапоги, ватник, купил в магазине игрушек подобие ППШ… А вот ради создания образа немецкого солдата приходится немало потрудиться. Амуниция оккупантов была высокого качества (форму, например, шил Хьюго Босс) и многофункциональная. Гораздо больше у реконструкторов и коллекционеров, конечно, ценятся не «реплики» такой амуниции, а натуральный товар. Но цены на него очень серьезные и продается он в основном на сайтах.
Меня вновь отсылают все к тому же сайту violity . Это – специализированный сайт для продавцов-покупателей старины. Формы, амуниции, военных принадлежностей на нем – просто завались. Но дабы не быть обвиненным в субъективизме, отзовусь об этом сайте словами одного из наших постоянных пользователей.
«В нашей стране, где от рук фашистов погибли миллионы людей, нормальный человек не может не возмутиться существованием таких сайтов, как violity , - пишет на Gorod.dp.ua наш постоянный читатель Den Folk.
- На своем сайте-сборище черных археологов они устраивают нацистские шабаши, славят нацистов, торгуют нацисткой символикой. В Европе уже давно бы эту лавочку прикрыли, организаторы бы за пропаганду нацизма и фашизма получили бы реальные тюремные сроки. А вот как это у нас: банер на сайте-форуме черных археологов на самом видном месте. Оно конечно все оформлено под продажу товаров для реконструкций для реконструкторов событий Второй Мировой Войны. Вот только вопрос в том, что есть только товары для нацистов. Нет ничего для реконструкторов войск других стран, которые воевали во Второй Мировой Войне (например Красной Армии, наших союзников - США, японских войск и так далее).
Странно, не правда ли? Как они собираются проводить реконструкцию с только немецко-фашистскими войсками? Повторюсь, в Европе давно бы уже все участники этого получили бы реальные тюремные сроки. И это при том, что потери Европы от Второй Мировой Войны гораздо менее масштабны. Может хватит делать вид, что мы не замечаем нацисткую гидру, что выросла на нашей земле, орошенной кровью наших отцов и дедов!? Может пора раз и навсегда положить конец этому позору?!»
А как оценивают такую торговлю специалисты? Вот что говорит старший научный сотрудник Днепропетровского государственного исторического музея имени Яворницкого и активист общественной организации « Восточный вал» (занимающейся поиском погибших красноармейцев и реконструкцией боев) Александр Хоменко:
- Продажа артефактов времен Великой Отечественной стала обыденным делом. Но откуда берутся такие предметы? Разумеется, с перелопаченных мест сражений. И если такие раскопки ведутся нелегально, для науки в таком копательстве ничего хорошего нет, это – обычное мародерство. Беда в том, что государство очень ограничено в возможности проводить подобные раскопки. Легально их могут проводить общественные организации, которые состоят на учете, отчитываются о находках, сдают экспонаты в музеи и, самое главное, бережно относятся к останкам погибших бойцов. Но «черные археологи» не входят в такие общественные организации, их деятельность выходит за рамки закона и может закончиться печально. Речь – не только об ответственности за такой промысел перед законом. Такие поисковики могут запросто подорваться на минах, снарядах времен войны. На обнаруженных и брошенных ими боеприпасах (ведь МЧС по понятной причине они не вызывают!) могут подорваться трактористы, комбайнеры – такие случаи уже были. Торговлю добытыми с полей боев предметами считаю делом аморальным.
А вот руководитель Днепропетровской областной общественной организации «Гвардия Днепр» (которая тоже занимается поиском погибших солдат, их идентификацией и захоронением) Павел Ковалев настроен не столь категорично:
- Конечно, когда «черные археологи» разрывают братские могилы и окопы на полях сражений, выбрасывая вперемешку кости погибших, – это варварство. После таких деятелей идентифицировать останки погибших уже невозможно. Но в целом я не стал бы категорически обвинять всех «копателей» и поисковиков. Они достают из земли те предметы, которые все равно соржавели бы в земле, пропали бы от обилия выливаемых на поля химикатов.
Единственный человек, продающий атрибутику эпохи Великой Отечественной, который согласился со мной пообщаться в открытую – Сергей Кузьмин, владелец небольшого магазина «Рикошет», который расположен недалеко от центрального автовокзала. Среди обилия современных сувенирных ножей, муляжей стрелкового оружия, пневматики и прочего товара есть здесь и небольшой стенд с раритетами военных времен: каски советских и немецких солдат, армейские фляги, противогазный ранец, гильзы.
- Я сам являюсь активистом поисковой организации «Рубеж-Днепр», и для меня бережное отношение к памяти героев Великой Отечественной – не пустой звук, - поясняет Сергей. – Я среди прочих активно участвую в поисковой работе, мы идентифицируем погибших, торжественно захораниваем их. Здесь представлены только те предметы, которые были извлечены из земли в ходе поисковой работы или же были найдены в пунктах приема металлолома. Касок в музеях полно, поэтому я и предлагаю желающим. Гильзы вообще не продаю, а дарю на память интересующимся этой тематикой. Запрещать подобные поиски бессмысленно – все равно народ будет копать. Такое занятие необходимо законодательно обусловить, выдавая разрешения на раскопки общественным организациям. Самовольные раскопки я, безусловно, осуждаю.
Не хочу ни оправдывать торговцев фашистской атрибутикой, ни яростно их осуждать, не призываю к разгону таких коллекционеров – репрессии только глубже загонят их в подполье. Они сами любят повторять: спрос рождает предложение. И если бы среди коллекционеров не ширилось повальное увлечение собирать амуницию солдат и офицеров вермахта – не было бы и такого ассортимента предлагаемого товара. Так-то оно так, только разве такая массовая продажа не провоцирует такой спрос? Разве нравственно хранить дома снятую с истлевшего черепа каску, вынутый из истлевшей руки патронташ или противогазный ранец? Лично я такого собирательства не понимаю и не пойму…
Практически во всех цивилизованных странах такая продажа – под запретом. Одно из самых строгих законодательств – в Германии, на родине фашизма. В этой стране копать на месте боев – строжайше запрещено. Коллекционировать, обменивать, покупать предметы старины не запрещается. Но за продажу оружия можно схлопотать реальный срок. А если продаешь амуницию или предметы времен войны, нельзя в открытую демонстрировать свастику, лица лидеров рейха. Даже если их меняешь на базарчике, эти символы должны быть заклеены. Не пора ли и нам подправить законодательство в этом вопросе?
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А намеренно раскапывать могилы не по христиански.
Да касочка эта, что в руках Сергея Кузьмина должна лежать рядом с погибшим в ней воином. Принести такую в дом, это всё равно, что на кладбище с покойника снять костюм истлевший и в дом свой принести. Эта каска принадлежит уже миру мертвых. И истлеть должна вместе стем, чью голову она прикрывала. Как и пряжки, пуговицы и т.д. А память она не в каске, или в пряжке - она в сердцах и душах людских. Вот так несем в свой дом вещи покойников, а потом удивляемся почему болеем, почему нет здоровья у детей.
А на счет музеев, так в музеях никто ведь не живет. Это первое. Второе - цель другая, не жажда наживы, а сохранение памяти для всей громады. И в третьих, кто сказал что сотрудники музеев не болеют? Обсуждение: 2
Первый пример - интервьювируемые Вами Павел и Александр являются учредителями Гвардии-Днепр, и некий восточный вал - не более чем фикция, плодящая общественные организации с целью дерибана бюджетного добра и вытеснения свободных копарей с мест их деятельности.
Это товарищи за последние годы и не собирались искать красноармейцев и идентифицировать их, ребят интересует устранение конкуренции и торговля хабаром.
Это обычные барыги от копа, одевшие на себя личины официалов.
Все что написано здесь - можно узнать официальным запросом, кто является учредителями вышеозначенных общественных организаций.
Это по какой причине? - напишите статейку о том как МЧС не выезжает на места обнаружения... Если бы они выезжали по каждому звонку, в сводке МЧС было бы не 2-3 снаряда в день, а как минимум 40-50...
- На своем сайте-сборище черных археологов они устраивают нацистские шабаши, славят нацистов
Это не постоянный читатель, а шизофреник... Жду ссылку на сайт-сборище черных археологов, хочу глянуть как же выглядит шабаш)))
ДАЖЕ ПУЛИ!!! :) я угораю... Владимир Городченко, почитайте что есть пуля, а что есть патрон. Обсуждение: 2