За деньги госпрограммы правительство планирует профинансировать строительство дорог и мостов, возместить процентные ставки по лизинговым закупкам сельхозтехники, простимулировать экспорт украинских товаров, поддержать космические программы, закупить подвижной состав для «Укрзалізниці», отремонтировать газопроводы, построить новые электростанции и многое другое. Ключевой пункт госпрограммы – поддержка национального товаропроизводителя и реализация политики импортозамещения.
Лишь небольшая доля инвестиций для реализации этих проектов будет привлечена из государственного и местных бюджетов: 46,9 млрд гривен и 13,9 млрд гривен соответственно. Международные финансовые организации предоставят 20,6 млрд гривен, рассчитывают в правительстве.
Губернатор Николаевской области Николай Круглов рассказывает, что для отбора проектов было несколько критериев, среди основных – его эффективность, то есть сроки его окупаемости (в среднем – 3-5 лет). Как отбирались инвестпроекты на местах? «У каждого региона и крупного предприятия есть свои инвестиционные программы, рассчитанные на годы. Среди них мы выбирали проекты, с которыми может помочь государство, и подавали на утверждение в Минэкономики», – добавляет Круглов.
В компаниях, которые будут заниматься реализацией многих инвестпроектов из госпрограммы, рассчитывают на разные источники их финансирования. «Это (3,5 млрд гривен. – Forbes) – средства компании, привлеченные за счет банковских кредитов и других инвестиций. Их возврат частично обеспечивается за счет собственных средств ДТЭК и инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию», – разъясняет Юлия Шилина, начальник департамента по связям с общественностью ДТЭК.
В некоторых случаях это могут быть кредиты, привлеченные под госгарантии. К примеру, на предоставление гарантий со стороны государства рассчитывает «Мотор Сич», сообщил ее директор по связям с общественностью Анатолий Малыш.
Forbes насчитал более 20 частных компаний, инвестпроекты которых прописаны в госпрограмме. Для их реализации необходимо свыше 30 млрд гривен. Финансирование всех этих проектов предусмотрено как раз по «завуалированной» статье «другие источники, в том числе средства, привлеченные под госгарантии».
В ближайшие два года должны быть модернизированы аэропорты «Одесса» и «Симферополь», контролируемые одесскими бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. На это пойдет 3,8 млрд гривен. Крюковский вагоностроительный завод получит госзаказ на производство скоростных пассажирских электропоездов стоимостью 800 млн. В прошлом году из его акционеров вышла группа «ТАС» Сергея Тигипко. Сейчас в числе его владельцев – российский бизнесмен Станислав Гамзалов и бывший глава правления предприятия Владимир Приходько.
Мэр города Лисичанска Луганской области Сергей Дунаев ожидает инвестиций в размере 426 млн гривен для развития производства на своем стекольном заводе «Пролетарий».
Предприятия «Солур» и «Укрспецмет», выпускающие продукцию из алюминия, уже в этом году планируют привлечь 1,1 млрд гривен и 0,5 млрд гривен соответственно на расширение действующих мощностей, запуск производства проката из алюминия и энергоэффективных отопительных приборов. Обе компании подконтрольны семье министра социальной политики Натальи Королевской. «Солур» основан в 2006 году Людмилой Бендюг, матерью луганского бизнесмена Юрия Солода. Солод – супруг Натальи Королевской. Сейчас «Солур» зарегистрирован на лондонскую компанию Solent Systems Ltd. «Укрспецмет» создан в 2000 году Юрием Солодом и Натальей Королевской. Номинальным владельцем компании выступает лондонская Vartex Global Ltd. По данным источника Forbes из окружения министра, эти компании до сих пор подконтрольны семье Королевской. Информацию подтвердили и в руководстве МВД Луганской области.
В госпрограмме есть сразу несколько инвестпроектов по возведению новых тепличных хозяйств. 180 млн гривен для постройки в Тернопольской области теплиц площадью 30 га планирует привлечь фирма «Едем-Ф», которой владеет Мария Фирташ – мать бизнесмена Дмитрия Фирташа, занимающего 16-ю позицию в списке самых богатых украинцев.
196 млн гривен пойдут в Крым на строительство теплиц предприятиями «АПК Авсень» и «Крымтеплица». Первым владеет одессит Андрей Адамовский, вторым – депутат Верховного совета Крыма от Партии регионов Александр Васильев.
На возведение 2,5 га теплиц в Донецкой области будет привлечено 90 млн гривен. Проект реализует предприятие «АПК-Зерноресурс», которое через компанию «Укринвест» принадлежит бывшему министру инфраструктуры, а сейчас – народному депутату от Партии регионов Борису Колесникову (27-е место в списке богатейших) и его супруге Светлане.
Почти 150 млн гривен будут привлечены для постройки новых перронов киевского аэропорта «Жуляны». В марте 2013 года Алексей Яковец, гендиректор «Мастер-Авиа», управляющей аэропортом, заявил, что среди владельцев этой компании нет народного депутата от Партии регионов Юрия Иванющенко. Однако еще в 2011 году сайт «Украинская правда» со ссылкой на Иванющенко сообщил, что он «имеет интерес в фирме, которая арендует аэропорт «Жуляны». По данным единого госреестра предприятий, с 2011 года структура собственности «Мастер-Авиа» не изменилась. Сам Иванющенко отказался говорить на эту тему.
Удастся ли бизнесу реализовать проекты, указанные в госпрограмме, еще не ясно. Первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило охарактеризовал принятую правительством госпрограмму так: «Это прогнозный документ, переходящий в декларативные намерения».
Автор: Сергей Головнев, Екатерина Сыченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Но интересно, а куда уже делись конкретные 5 миллиардов полученные за Криворожсталь? Йуля знает, но молчит... Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2