Столько же лет исполнилось первому Днепропетровскому авиаотряду, решение о создании которого для связи с районами области было принято осенью 1932 года на объединенном заседании обкома КПУ и облисполкома. У истоков возрождения этого воздушного отряда после войны стоял давний друг «Вечерки», много лет возглавлявший эскадрилью Днепропетровского объединенного авиаотряда, Константин Проскура.
- История отряда началась с четырех самолетов, семи летчиков, четырех авиатехников и телеги с двумя бочками бензина, - вспоминает пилот. - При этом кобыла была натренирована так, что останавливалась перед самолетом в таком месте, чтобы шланг для заправки доставал до горловины бензобака. У всех летчиков была морская офицерская форма.
Еще перед войной началось строительство аэропорта «Кайдаки» с бетонной взлетно-посадочной полосой, и тогда произошел случай, которым до сих пор гордятся днепропетровские пилоты. Курировал его строительство один из секретарей обкома партии, а рабочей силой служили в основном комсомолки. 21 июня 1941 года во второй половине дня секретарь выехал на аэродром, а на обратном пути в город они с шофером заночевали в копне сена. Так встретил войну будущий Генсек Леонид Брежнев.
В ноябре 1950 года, после окончания с отличием Криворожского летного училища гражданской авиации, в аэропорт «Подгороднее», в 214-й авиаотряд был зачислен Константин Проскура. Вот что отложилось в его памяти с того далекого времени.
- Зимой мы изучали полеты с лыжами вместо шасси. Первым моим командиром звена был фронтовой летчик Владимир Богатинский. Как-то при тренировочном полете на высоте 100 метров вскоре после взлета оторвался один цилиндр на двигателе воздушного охлаждения. Я выключил зажигание, перекрыл подачу топлива в двигатель и принял решение садиться прямо на поле, где сейчас расположен элитный поселок «Золотые ключи». Но комзвена Богатинский взял управление самолетом на себя, резко развернул его на 180 градусов, и мы «приснежились» на аэродроме. Так пригодился его богатый фронтовой опыт. Потом я летал по Межевскому почтовому кольцу (Юрьевка, Петропавловка, Межевая, Покровское), куда доставлялась почта, центральные и местные газеты. Заправка топлива на самолете По-2 была равна 150 л, расход – 18 литров за час полета, в воздухе самолет мог находиться около восьми часов при загрузке до 400 кг.
В 1958 году по требованию ЮМЗ, КБЮ, ДМЗ и других организаций в аэропорту «Кайдаки» была создана транспортная авиаэскадрилья, сформированная из Ли-2 и Ил-14. Основные полеты выполнялись для ЮМЗ и КБЮ, а для прикрытия производились и пассажирские авиаперевозки. На этих самолетах с 1953 года летал и Константин Проскура по маршруту Харьков – Внуково – Днепропетровск – Внуково – Харьков.
Можно сказать, что если бы не Южмаш и КБЮ, то неизвестно, когда бы в Днепропетровске появилась гражданская, а не только транспортная авиация. Но военные цели (в частности, доставка на Байконур ракетоносителей) ускорили дело.
- В1970 году, - вспоминает Проскура, - был организован 327-й летный отряд, в котором постепенно было образовано четыре авиаэскадрильи разных типов самолетов. В отряде было около ста экипажей, во главе которых стояли командиры воздушных судов – в большинстве пилоты первого класса. Среди них – имена, вошедшие в историю: Николай Зайцев, Виталий Кривошапка, Георгий Прибалов, Михаил Петренко, Вячеслав Матька, Валентин Панява, Виктор Заброда и др. Наибольший вклад в развитие Днепропетровского объединенного отряда внесли его командиры Иван Иванович Кулибаба и Михаил Васильевич Демиденко (о Кулибабе «Вечерка» писала в номере за 25 мая с.г.).
Прошли годы. Распалась страна. Сейчас отряд разделен на три независимые компании, обслуживающие авиационные перевозки: «Днепроавиа», «Международный аэропорт Днепропетровск» и «Украэрорух». Но хочется верить, что дух тружеников неба остался тем же.
Из истории днепропетровской авиации
Первые сообщения о посадке самолета в Екатеринославе были опубликованы в газете «Голос солдата» 24 февраля 1918 года.. Летчик Туренко прилетел из Одессы с заказом «на некоторые металлические изделия Брянскому заводу», а обратно увез на аэроплане «Анатра» корреспонденцию. Плата за место – два рубля, время в пути 3 часа 45 минут. Этот перелет был, как писала газета, «первым воздушно-почтовым рейсом России». С 1921 по 1925 годы через Екатеринослав выполнялись транзитные почтовые рейсы. А в 1926 году на трассе Одесса – Кривой Рог – Екатеринослав – Харьков открывается воздушная станция (ВС) «Укрповітряшлях»: вначале в районе завода имени Карла Либкнехта, затем – в поле на месте нынешней горбольницы №16 на улице Героев Сталинграда. Начальником этой ВС и одновременно механиком становится Карпо Кириллович Лозовой, закончивший Воздушную академию имени Жуковского. В месяц с этой ВС перевозилось до 30-ти пассажиров. А вскоре был построен аэропорт «Подгороднее».
Автор: Любовь Романчук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |