Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 16 ноября 2024
16:34

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Заслужили

Заслужили
В построенном в 1877 году храме святого Иосифа сегодня идут восстановительные работы.

О том, что в Днепропетровске был некогда католический храм, горожане узнали уже в начале 90-х, случайно, когда, проходя по проспекту К.Маркса, от улицы Серова к Дому Союзов, видели группу людей возле деревянного креста.

С удивлением смотрели на молебен под открытым небом возле здания под номером 91, того самого, которое в конце ХІХ века построили днепропетровские католики.

Многие тогда удивлялись, разве был у нас костел? Был. Ведь никого не удивляет тот факт, что в нашем городе жили и живут люди разных национальностей. Это нормально. Значит, должна существовать для них и возможность молиться в своем храме.

К концу ХVІІІ века, когда Екатеринослав стали обживать, в том числе и выходцы из Европы, здесь появились специалисты из Германии, Голландии, Польши. В конце ХІХ века в среде поляков, приехавших сюда после того, как часть Польши стала входить в Российскую империю, созрел план построить всем миром католический храм. Красивый, большой, который стал бы украшением города.

Средства на его строительство собирали среди прихожан, а польская община в то время была самой большой среди городов центральной Украины. В 1913 году она составляла восемь тысяч человек. Но разрешения на строительство пришлось ждать долго - почти сорок лет. В 1877 году храм святого Иосифа открылся, и, действительно, он стал одним из самых красивых и заметных сооружений города. Построенный по проекту архитекторов Альберта Бродницкого и Станислава Харманского в неоготическом стиле, с двумя башнями у главного входа, он стал гордостью не только поляков, но и всех екатеринославцев.

Но не так и долго длилась служба в костеле. После октябрьского 1917 года переворота большевики стирали с лица земли все храмы. А те, которые не могли разрушить, превращали в конюшни, склады, мастерские, различные цехи. Дальнейшая судьба храмов определялась словами Ленина: «Нашим главным врагом есть и будет дурман религии – опиума для народа» и «Чем больше мы расстреляем этой публики, тем больше будет пользы социалистической революции».

Преследования в полной мере коснулись и днепропетровских католиков. К 1928 году костел уже был закрыт, а в его стенах разместилась стеклодувная мастерская. Актив прихода вместе с настоятелем Сквирецким и настоятелем Ямбургского прихода Розенбахом, служившим и в Каменском (Днепродзержинске), расстреляли. Большинство поляков ссылали в мордовские и сибирские лагеря. Уничтожались и предметы, вещи, произведения искусства, принадлежащие храмам.

Во время оккупации Днепропетровска православные и католический соборы были открыты. В полуразрушенном костеле на свой страх и риск собирались католики, хотя священника и не было. А в 1947 году власть потребовала, чтобы община, насчитывающая человек 20-30 (в основном, это были инвалиды и старики), взяла на свой баланс здание костела и обязалась провести в нем восстановительный ремонт. Понятно, что малочисленной общине это было не под силу. На это, видно, и был расчет. Тогда Совет по делам религиозных культов при Совмине СССР передал здание горисполкому.

С тех пор чего только не было в стенах этого храма. Городская публичная библиотека, городской комитет физкультуры, спортзал. В 1949 – 1950 годах здание осовременили, неоготический стиль после реконструкции растаял, как туман. Появились колонны и массивный портик над ними, с нависающим полукруглым балконом. Теперь внешне оно никак не напоминало храм, это был типично сталинский неоклассицизм. От первоначального вида костела имени святого Иосифа не осталось ничего.

Затем здесь долгое время функционировали школа высшего спортивного мастерства и зональное управление спортивных лотерей, а после 1991 года здание передавалось с баланса на баланс. Католическая община к этому времени распалась, верующие ездили в Днепродзержинск, где в частном доме несколько раз в году проводил службу приезжавший из Одессы священник.

Возрождение прихода началось в 90-е годы, когда община получила государственную регистрацию. Вот тогда католики и стали собираться прямо на ступеньках костела, где на переносном алтаре отец Мартин Янкевич служил мессу, совершал крещения и венчания. Община возрождалась, а вход в храм для верующих был закрыт. В результате дальнейших перепродаж сооружение, вернее, то, что от него осталось, оказалось в руках частных компаний – американской и панамской. И началась тяжба о возвращении здания католической общине города. Но судебные заседания годами откладывались.

Католики смиренно ждали признания судом своего права собственности на храм почти 20 лет. И все это время молились. Когда же вошли в здание, то вместо потолка увидели небо. Последний хозяин, олигарх, хотел сделать здесь торговый центр. И прихожанам пришлось самоотверженно защищать стены костела, круглосуточно дежуря внутри дома Божьего, разрушенного и замусоренного.

Казалось бы, историческая справедливость восстановлена. Храм действует, здесь оказывают помощь беспризорным детям, пожилым и больным прихожанам. Но само здание находится в критическом состоянии. И не только потому, что костел потерял свой исторический вид. Он и внутри выглядит по-прежнему плачевно – нет потолка, и если идет дождь или снег, на полу храма собираются лужи. От этого пострадали и фрески, их просто размыли дожди, а в некоторых местах видны следы пожара.

Брат Збигнев Савчук, настоятель храма святого Иосифа, теперь совмещает в одном лице и функции священника, и прораба. Здесь кипит работа, а возле костела и внутри лежат строительные материалы.

- Конечно, легче строить новое здание, чем восстанавливать старое, - говорит брат Збигнев. - Но мы должны восстановить то, что строили наши предки. И тот храм был замечательный, жаль только, что многие фрески безвозвратно утрачены. Но хочется надеяться, что с Божьей помощью и при помощи горожан костел украсит город. Первым делом мы взялись за аварийные работы, надо, чтобы ничего не падало на голову. А скоро с приходом осени и зимы начнутся дожди, потом снег. Мы спешим сделать крышу, а это непросто, потому что надо ее делать такой, какая она должна быть, согласно новому проекту.

Есть проект красивейшего сооружения и есть желание возродить костел в его первозданном виде. Конечно, общине, которая насчитывает не более 400 человек, самой этот проект не поднять. Поэтому католики обращаются к братьям по вере, ко всем жителям Днепропетровска с просьбой оказать посильную помощь, поддержать их даром сердца в трудах возрождения святыни. За каждую жертву, как духовную, так и материальную, даже самую маленькую, община будет очень благодарна.

Банковские реквизиты:

Получатель: Религиозная община Св. Иосифа парафии Римско-католической Церкви
Код получателя: 249953О6 р / 26003060242994
Банк плательщика: КБ «Приватбанк», МФО 305299
Назначение платежа: Добровольное пожертвование Римско-католический приход святого Иосифа ул. Комсомольская, 24/1-а, г. Днепропетровск, 49000 Украина

Контакты:

dniprokatolik@gmail.com
catholic_dnipro@mail.ru
www.dniprokatolik.net
www.kapucyni.org.ua
Тел.: 00380 562-372-30-39, 00380 562-745-01-54

Gorod.dp.ua на Facebook.

Читайте также:


ККК  (09.08.11 21:21): Нет,они просто весь город скупили. Ответить | С цитатой
Пробегал мимо  (09.08.11 13:24): Интересно, а пейсатые с такими же трудностями возвращали себе здание своей мерзкой синагоги! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
16,9
млрд грн - бюджет Днепра на 2024 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте