Первый раз выбрал КрАЗ
Первым экспонатом обширной коллекции банковского дилера стал КрАЗ. Когда-то в детстве у Жени был такой игрушечный грузовик, который мальчишка использовал отнюдь не по прямому назначению.
- Игрушку мне подарила бабушка, - рассказывает коллекционер. - Потом мы с другом забрались в песочницу и стали в ней копать колодец. Но вместо воды наткнулись на асфальт. Ну и я этим КрАЗом расковырял асфальтовую корку. Машинка, понятное дело, всмятку. Родители – в шоке! А однажды на барахолке я наткнулся на модель своей испорченной детской игрушки. Так и началась моя коллекция, в которой сейчас несколько сот экспонатов.
Любители миниатюрных авто предпочитают собирать модели, выполненные в масштабе 1:43. Женя объяснил, что практически все такие автомобильчики помещаются в ладони, что делает их «ручными», а потому и особенно привлекательными. Такие машинки действительно напоминают игрушки. Но это только внешнее сходство. На самом деле модели – точная копия своих массивных оригиналов.
- Посмотрите, какая прелесть! – восторженно отзывается собеседник о своей модельке. - Проработаны мельчайшие детали: фары, остекление, антенны, а на спидометре можно даже увидеть, с какой скоростью ехал этот автомобиль.
В свое время советские автозаводы выпускали как большие автомашины, так и маленькие – коллекционные. Последним присваивались соответствующие номера, под которыми они значились в каталогах. Такие номерные модели наиболее ценны. Скажем, номерная «копейка» стоит дороже современной представительской иномарки!
Гагарин ездил на черной «Чайке», а Терешкова – на белой
Самый ценный для Жени коллекционный экспонат – тот самый КрАЗ, который и положил начало чудо-коллекции. Но разве этот грубый большегруз может быть мечтой? То ли дело «Чайка» - автомобиль, уже в имени которого - полет и наслаждение!
- «Чайки» Газ-13 – самые классные советские машины, в которых воплотились наиболее передовые технологи своего времени, - констатирует Евгений Белоус.- Это самый мощный двигатель в линейке автомобилей Горьковского автозавода. Коробка-автомат, что по тем временам большая редкость. Именно «Чайка» считалась самой престижной маркой.
Сегодня такие машины тоже очень ценятся и стоят 100-200 тысяч долларов.
Заметим, что с 1959-го по 1981 годы выпущено менее 3200 автомобилей этой модели, которая в отличие от многих советских легковушек не копировала знаменитые зарубежные автобренды. На «Чайках» разъезжали самые знаменитые люди СССР: первый космонавт мира Юрий Гагарин и первая женщина, покорившая космос, Валентина Терешкова. Причем, если Гагарин ездил на «обычной» черной «Чайке», то Терешковой как даме предоставили белый автомобиль.
Любопытно, что теперь модели этих (и многих других) знаменитых советских автораритетов выпускают китайцы. Кстати, в коллекции моего собеседника имеется модель той самой белой «Чайки» Валентины Терешковой.
Китайские умельцы производят и другие редкие автомодели. Например, прототип правительственного спецтранспорта - автобуса ЗИЛ «Юность». Говорят, что когда-то такой автомобиль курсировал и в Днепропетровске, перевозя горожан с правого берега Днепра на левый, и наоборот. Ну а теперь, к удивлению моего собеседника, ни один из автозаводов не освоил выпуск этой редкой модели, а китайцы освоили!
У жены коллекционера собственная маршрутка!
Евгений Белоус мне представился современным Гулливером, собравшим для лилипутов превосходный автопарк. Примечательно, что в нем большинство машин представительского класса, так что едва ли не каждый маленький житель этой воображаемой страны наверняка почувствовал бы себя VIP-персоной. На самом же деле такой персоной для Жени является его супруга - студентка Днепропетровского национального горного университета Маша, с которой они любят разбираться в моделях спецтехники. А что, Маше как будущему геологу такие практические занятия, быть может, и пригодятся. Впрочем, к другим экспонатам коллекции у нее отношение неоднозначное.
- Когда вытирала пыль с этих моделек, муж такую истерику закатил, что показалось, они ему дороже меня, - улыбается Маша.- Но если коллекция Жени будет расти такими же темпами, то лет через двадцать ее можно будет продать и взамен купить квартиру где-нибудь на Кипре.
Возможно, так когда-нибудь и случится, а пока Женя подарил любимой жене собственную маршрутку. Доехать на ней в горный университет, разумеется, невозможно. Но ведь дорог не подарок!
Справедливости ради заметим, что модели автомобильных раритетов (пусть и железные) нуждаются в заботливом уходе. В 90-е годы прошлого века производственники экономили на них, вследствие чего иные экспонаты при малейших повреждениях буквально рассыпаются в руках. С такой модельной «чумой» сталкиваются многие коллекционеры.
- Я решил сделать дома своеобразный миниатюрный паркинг, - рассказывает Евгений Белоус. - Нашел его описание и построил в прихожей. Теперь у каждой моей модели есть свое законное место.
Чему можно позавидовать у коллекционеров, так это их везению. Кажется, что они притягивают удачу, которая вообще благоволит к увлеченным людям. Женя рассказал, что его одесский приятель Олег Кучеревский приобрел редчайшую модель советского РАФа, на котором доставили огонь Московской олимпиады, всего за 300 гривен. «Всего» - потому что рыночная цена этого раритета – 5000 долларов.
Не сомневаемся, что еще не однажды подобным чудесным образом повезет и днепропетровскому коллекционеру Евгению Белоусу. Он верит в удачу, и эта вера взаимна.
Автор: Александр Разумный
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Тема действительно очень интересная, но статья - явно дилетантская. Ответить | С цитатой