На сегодняшний день для украинских банков и их клиентов актуальным является вопрос сохранения конфиденциальности информации, являющейся банковской тайной. Естественно, что при открытии счета в банке и в дальнейшем при осуществлении операций банком по счетам клиента, банку становятся доступными данные, которые являются «чувствительной» информацией. Поэтому, как банк, так и клиент не заинтересованы в том, чтобы доступ к таким сведениям получали третьи лица. Вместе с тем украинским законодательством предусмотрено, что ряд органов государственной власти при выполнении ими своих функций (в частности, борьба с преступностью, взимание налогов и т.д.) имеют право получать доступ к указанной информации.
Финмониторинг широкого охвата
В соответствии с положениями украинского законодательства, а именно статьи 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121-III (с изменениями и дополнениями) («Закон о банковской деятельности»), банковская тайна – это информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента или взаимоотношений с ним при предоставлении услуг банка, и разглашение которой может причинить материальный и моральный ущерб клиенту. В то же время, согласно положениям статьи 62 Закона о банковской деятельности, банк обязан раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, по требованию ряда государственных органов - в частности, Прокуратуры, СБУ, МВД, налоговых органов, Государственного комитета финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг).
Среди указанных государственных органов наиболее обременительным для банков, с точки зрения предоставления информации, является финансовый мониторинг. В рамках этой процедуры банки, помимо всего прочего, обязаны осуществлять ряд внутренних административных мероприятий, а также выявлять и собирать информацию относительно определенных финансовых операций своих клиентов, соответствующие критериям «подозрительных» операций.
Не все клиенты осведомлены о том, что в августе 2010 году в украинское законодательство, а именно в Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» № 249-IV («Закон о финансовом мониторинге») были внесены изменения, которые значительно расширили перечень операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг. Так, финансовому мониторингу на сегодняшний день, помимо прочего, подлежат операции купли-продажи недвижимости, операции по управлению активами клиента, управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах, по привлечению средств для создания юридических лиц и другие операции.
Согласно положениям статьи 6 Закона о финансовом мониторинге, субъекты первичного финансового мониторинга (в том числе банки), по требованию Госфинмониторинга должны предоставлять дополнительную информацию, касающуюся финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, в том числе ту, которая является банковской или коммерческой тайной. Более того, статья 12 Закона о финансовом мониторинге предусматривает, что предоставление такой информации Госфинмониторингу не является нарушением профессиональной тайны, тайны страхования, банковской или коммерческой тайны. Это положение Закона о финансовом мониторинге фактически противоречит положениям статьи 62 Закона о банках и банковской деятельности, предусматривающей порядок раскрытия банковской тайны и устанавливающим определенные рамки в вопросе раскрытия клиентской информации.
При этом показательно, что в случае невыполнения требований Закона о финансовом мониторинге, ответственные лица субъектов финансового мониторинга могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, а в отношении самого субъекта финансового мониторинга возможно применение мер гражданско-правовой ответственности, вплоть до ликвидации.
Новые полномочия налоговиков
Кроме Госфинмониторинга, право получать доступ к банковской тайне, имеют также налоговые органы. Согласно подпункту 20.1.3. статьи 20 Налогового кодекса Украины (вступил в силу 1.01.2011 г.), органы государственной налоговой службы имеют право получать от банков и других финансовых учреждений справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда – информацию об объеме и обороте средств на счетах.
Таким образом, органы государственной власти на сегодняшний день имеют достаточно широкий спектр полномочий по сбору информации экономического и финансового характера (в том числе и той, которая является банковской или коммерческой тайной) о клиентах банков путем направления в банки соответствующих запросов.
Банки, со своей стороны, также имеют определенный правовой инструментарий для защиты законных прав и интересов своих клиентов. Как было отмечено выше, существует ряд нюансов, связанных с предоставлением информации, являющейся банковской тайной. Что касается запрашивающих информацию органов государственной власти, то они, выдвигая требования о предоставлении сведений, являющихся банковской тайной, в любом случае должны действовать строго в рамках своих полномочий и функций, определенных законом, а также в рамках определенной процедуры.
Поэтому, если банк полагает, что требование государственного органа о предоставлении информации, являющейся банковской тайной, предъявлено с превышением полномочий или с нарушением установленной процедуры, он имеет право оспорить действия такого государственного органа в судебном порядке. Следовательно, клиентам можно рекомендовать держать счета в банках с хорошей репутацией, т.е. тех банках, для которых интересы клиентов прежде всего и которые не будет «слепо» выдавать любую информацию о клиентах налоговым органам, Госфинмониторингу и другим органам, а используют все права и возможности, данные им законом с тем, чтобы информация о клиенте и его операциях не вышла за пределы банка.
КПМГ международная аудиторская ассоциация (из числа «большой четверки»), которая было основана в 1987 (отдельные подразделения компании действуют с 1870). Независимые компании, которые входят в КПМГ работают в 145 странах. Их общий штат – 123 тыс. человек.
Автор: Татьяна Заморская, директор департамента налоговых и юридических услуг КПМГ в Украине
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Кому що, а курці просо. А я б не проти, щоб рахунки мого директора, який керує підприємством по переробці відходів з вмістом дорогметалів, були під якимось хоч контролем.Бо це ворюгало зарплату людям не платить, а бабло краде. Ответить | С цитатой
Где ж такие взять то ... у Вас на Украине такие есть? Ответить | С цитатой