Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 19 декабря 2024
04:46

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Их называли «охотники за облаками»

Их называли «охотники за облаками»
Полвека назад метеорологическая служба Днепропетровщины славилась на весь Союз.

Метеоролог – профессия, в принципе, довольно редкая. А уж встретить человека, который отдал этой специальности более полувека, да еще и защитил по ней кандидатскую диссертацию – и вовсе неожиданная удача. Анатолий Семенович ГОРБ работал в метеослужбе техником, инженером, начальником метеостанции, бортовым аэрологом, начальником летно-метеорологического отряда… Сейчас он - доцент кафедры физической и экономической географии, преподает на геолого-географическом факультете ДНУ.

В канун Дня сурка «Вечерка» решила не судить о погоде по поведению сонных грызунов, а расспросила о нюансах и секретах работы синоптиков настоящего специалиста.

- Анатолий Семенович, как вы пришли в профессию – это был осознанный выбор или случайность?

- Скорее первое. Дело в том, что меня с детства интересовали две вещи – различные природные явления и все, что связано с радио – в юности я сам смастерил детекторный приемник, который приходило слушать все село.

Потом, во время службы в армии, я окончил курсы военных синоптиков, а после армии заочно учился в Одесском гидрометеорологическом институте.

- Я знаю, что вы пришли в метеослужбу в 1958 году. Что она представляла собой в то время?

- В период с 60-х и почти до 90-х гг. метеорологическая служба Днепропетровщины была уникальной структурой в масштабах не только Украины, но и всего СССР. В нашей области было около трех десятков метеостанций, а в днепропетровском аэропорту - единственный в Союзе экспериментальный метеополигон. Кроме Москвы и Ленинграда, мы обслуживали Чехословакию, Польшу, Румынию, Югославию и Монголию. Только представьте - в нашем распоряжении было 6 самолетов – так называемых «летающих лабораторий», оснащенных уникальными приборами и оборудованием. (Для справки: сейчас в Украине нет ни одного такого самолета, а из 30 метеостанций в нашей области осталось 10 – прим. автора).

- Какими же возможностями обладали эти чудо-самолеты, ведь наверняка с их помощью вы не только фиксировали погодные показатели?

- Да, у нас было несколько интересных направлений работы. Основное – воздействие на облака и туманы, чтобы рассеять их или вызвать дополнительные осадки. Применялось это для того, чтобы «открыть» взлетно-посадочные полосы аэродромов или напитать влагой страдающие от засухи поля. Искусственный дождь или снег при этом вызывались с помощью твердой углекислоты (сухого льда – прим. автора) или йодистого серебра. Первая специальным генератором дробилась на очень мелкие частички и особым устройством «засеивалась» прямо в облако. В свою очередь, реагент йодистого серебра вводили в дождевые облака, стреляя с борта самолета специальной ракетой. Кстати, над Молдавией, Крымом и Кавказом мы таким образом воздействовали на градовые облака, чтобы град не уничтожил виноградники.

Кроме того, с помощью наших «летающих лабораторий» ранней весной оценивалось состояние озимых посевов. На предельно низкой высоте – буквально 50-100 м – мы облетали поля и фиксировали увиденное в блистер (специальный выпуклый иллюминатор, в который человек мог высунуться почти по пояс) – вид, изреженность растений и т.д.

Еще один вид деятельности «летающих лабораторий» был связан с работой над Чернобыльской зоной – наши бортаэрологи определяли степень радиоактивного загрязнения территории и атмосферы в районе катастрофы.

- Наверняка во время вашей работы происходило много интересного, необычного. Какие случаи вам особенно запомнились?

- Например, как мы помогали спасать знаменитое высокогорное озеро Севан в Армении. В начале 70-х оно стало мелеть, и пока местные власти решали, какие меры необходимо предпринять, мы вызывали из кучево-дождевых облаков над озером дополнительные осадки. Чтобы обеспечить необходимое Севану количество влаги, два наших самолета «ЯК-40» работали поочередно. Кстати, один из этих самолетов-метеостанций армяне потом выкупили.

Бывали в нашей работе и смешные случаи. Так, когда мы летали над озимыми посевами на малой высоте, самолет, как правило, страшно «болтало». Поэтому мы знали, что перед полетом желательно плотно не есть.

Но однажды к нам на стажировку прислали девушку – наземного агрометеоролога. Она пришла вся из себя нарядная – на каблуках, с ярким макияжем, маникюром. Вначале, на большой высоте, все было нормально, а когда снизились и пошла сильная болтанка, на девушку было жалко смотреть – тушь течет, наманикюренные руки дрожат. Но кульминацией момента стал ее крик: «Остановите самолет, мне надо выйти!»

- Анатолий Семенович, я знаю, что вы – один из авторов книги «Климат Днепропетровской области», в которой проанализированы погодные показатели региона за сто лет. Скажите, как за это время изменились климат и температура на Днепропетровщине?

- Если коротко, то буквально за последние 30 лет двадцатого века среднегодовая температура на территории нашей области увеличилась на 0,8 С. Это резкий подъем, ведь если температура повысится на два-три градуса, то начнут интенсивно таять льды Арктики и Антарктики, что повлечет за собой повышение уровня океана и т.д. За этот же период количество осадков на территории области увеличилось на 16 процентов, хотя раньше ученые считали, что с повышением температуры осадков станет меньше.

В среднем за проанализированные сто лет зима в нашем регионе потеплела на 1,5 градуса – это много.

- А какие погодные катаклизмы вы фиксировали на Днепропетровщине?

- К счастью, наша область – относительно благополучный в этом плане регион. Во всяком случае, мы страдаем от капризов погоды гораздо меньше, чем, к примеру, Западная Украина.

Хотя на Днепропетровщине на моей памяти было три смерча. Два – в Синельниковском районе, в 80-х гг. и один – в районе села Волосское несколько лет назад - он, кстати, шел в сторону Днепропетровска, но не коснулся земли. Самым разрушительным из них оказался смерч в селе Кислянка в июне 1985 года: его последствиями стали гибель нескольких человек, взорванные дома, гектары уничтоженных озимых. Кроме того, смерч поднял с колеи железнодорожный товарный вагон (даже пустой он весит 63 тонны!) и отбросил его на пару десятков метров.

- Напоследок хочу спросить: как вы относитесь к американскому «метеорологическому» празднику, который в последние годы отмечают и у нас - Дню сурка? Верите ли в то, что сонный грызун способен предсказать погоду на будущую весну?

- Конечно, нет. Просто нашим людям хочется иметь лишний повод для праздника – вот они и отмечают все подряд – и День сурка, и китайский Новый год…

Gorod.dp.ua на Facebook.


lenapol  (03.02.10 18:16): интерестно где эти шесть самолетов летают теперь Ответить | С цитатой
pnx  (03.02.10 17:09): Это мой бывший преподаватель по метеорологии, приятно видеть знакомое лицо. Очень хороший человек, а главное справедливый и преданный своему делу. Спасибо Вам, Анатолий Семенович, за Вашу работу! Ответить | С цитатой
Ден  (03.02.10 14:33): Печально, что сейчас нет заказчиков на вызов дождя там, где он нужен и рассеивание облаков там, где ливень не нужен Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте