Впрочем, взяться за ее подготовку команду Юлии Тимошенко вынудила отнюдь не забота о бизнесе. Кардинальный пересмотр отечественной системы налогообложения — одно из ключевых требований Международного валютного фонда, который готов возобновить кредитное сотрудничество после выборов.
Предыдущую концепцию налоговых реформ приняло в 2007 г. правительство Виктора Януковича. Распоряжением Кабмина №1612-р от 23 декабря 2009 г. она отменена и утверждена новая, хотя ключевые цели и задачи остались неизменны. Как и отмененный план фискальных преобразований от «регионалов», новая его версия предлагает адаптировать украинскую налоговую систему к европейскому законодательству, упростить налоговое администрирование, снизить налоговую нагрузку на бизнес, расширить базу налогообложения и сблизить налоговый и бухгалтерский учет.
Множество общих подходов наблюдается и в отношении реформирования отдельных платежей. В частности, речь идет о дальнейшем повышении акцизов на спиртное и табак, что должно не только увеличить бюджетные поступления, но и помочь населению избавиться от вредных привычек. Кроме того, одинаковый подход правительства и Виктора Януковича, и Юлии Тимошенко избрали в части изменения системы рентной платы, предложив разбить ее на две составляющие: фиксированный платеж за пользование недрами и дифференцированный — в зависимости от объема добытых полезных ископаемых (сейчас рента рассчитывается от стоимости добытых ресурсов).
Неизменным осталось также предложение ввести налог на недвижимость, заменить платежи в социальные фонды единым социальным взносом и ликвидировать сборы, не приносящие реальных доходов местным бюджетам, такие, скажем, как сбор за участие в скачках на ипподроме, с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру и т. д.
Основное различие двух стратегий — в вопросе налоговых льгот. В концепции Виктора Януковича явно просматривались лоббистские нотки экспортеров, а также сторонников свободных экономических зон и инновационных технопарков. Их налогообложение предлагалось сводить к минимуму, вплоть до нулевых ставок НДС «чистым» экспортерам. В документе от Юлии Тимошенко главный акцент, наоборот, делается на отмене существующих льгот, в том числе для страховщиков, аграриев и малого бизнеса.
«Отмена специального режима налогообложения страховых компаний может еще более усложнить их состояние. Ведь они и без того серьезно затронуты кризисом. А упразднение льгот по НДС для аграриев будет эффективным только при одновременном внедрении системы дотаций и государственного стимулирования», — считает партнер адвокатской конторы «Коннов и Созановский» Евгения Дербал. Что касается отмены единого налога, то до сих пор все попытки избавиться от упрощенцев заканчивались провалом благодаря активной работе предпринимательских лоббистов.
Положительно бизнесом оценены намерения уточнить понятие роялти, упорядочить налогообложение операций с валютой, усовершенствовать механизм применения «обычных цен» для борьбы с минимизацией налоговых платежей. «Как положительный момент следует отметить включение земельного налога и налога на недвижимость (который рассчитывают ввести) в состав местных налогов, что соответствует мировой практике, а также является оправданным с точки зрения распределения налоговых поступлений между государственным и местными бюджетами», — комментирует «ДС» юрист ЮФ Magisters Юрий Николайчук.
Зато поставленное в концепции задание усовершенствовать механизм определения оснований и сроков документальных и плановых выездных проверок предприятий настораживает. Воспользовавшись такой размытостью формулировки, налоговики вполне могут выступить с пакетом законодательных инициатив относительно расширения своих полномочий. «Еще одним потенциально опасным моментом является предложение отменить право относить на валовые расходы операции с плательщиками единого налога. Данное предложение усложнит ведение хозяйственной деятельности для некоторых малых предприятий и физических лиц-предпринимателей, ведь предприятия — плательщики налога на прибыль не будут заинтересованы в сотрудничестве с ними», — отмечает менеджер налогово-юридического департамента Deloitte Александр Черинько.
Этапы реформирования налоговой системы
Новая стратегия фискальной реформы оговаривает снижение большинства основных налогов в течение ближайших девяти лет. Правда, без указания конкретных цифр. «Ставки прямых и косвенных налогов в стране являются приемлемыми, если сравнивать с некоторыми западноевропейскими государствами, чего нельзя сказать об эффективности администрирования налогов. Поэтому в Украине прежде всего необходимо совершенствовать и упрощать механизм взимания налогов и сборов, что само по себе должно увеличить налоговые поступления, а также уменьшать расходы налогоплательщиков на уплату налогов», — говорит Юрий Николайчук.
«НДС может быть снижен до среднеевропейского показателя в 17–18%. А вот сокращение налога на прибыль предприятий может привести к потребности существенно расширить базу налогообложения. Тут уже точно не останется никаких льготников. А это может привести к еще большей тенизации доходов, что в условиях и без того низких налоговых поступлений достаточно рискованно», — дополняет его Евгения Дербал.
Пожалуй, самым неприятным моментом в концепции является запланированное введение косвенных методов поиска скрытых доходов предприятий, а также физлиц, в связи с чем ГНАУ сможет определять размер подоходного налога не по задекларированным заработкам, а по тратам налогоплательщика. Это подразумевает возможность доступа налоговой к базам регистрации автомобилей, недвижимости, к банковской тайне и пр. Если учесть, что даже по официальным данным в тени находится около 40% отечественной экономики, фискальный эффект от этого нововведения трудно переоценить.
Впрочем, эта здравая идея может быть похоронена уже в парламенте, поскольку народные избранники, проголосовав за применение косвенных методов для физлиц, окажутся первыми пострадавшими от своего законотворческого пыла.
Автор: Алексей Набожняк
Как будут реформировать налоговую систему |
Этапы реформирования налоговой системы |
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
У нас половина предпринимателей,не платит налоги.
Это правильно?
Я в статье,никакой опасности для себя не увидел.
Считаю,что платить должны все,а не искать способы уклонения от налогов.
Ты забыл,что у нас,только,пенсионеров 14,6 млн человек.
И как их содержать? То,что воруют налоги,я и без тебя знаю.
Но содержать пенсионеров надо. Ответить | С цитатой