Понедельник - день тяжелый. Особенно, когда вы знаете, что городской электротранспорт сегодня ходить не будет. Или, возможно, ходить не будет. Потому, что "Днепрооблэнерго" с "Днепрогорэлектротрансом" никак договориться не могут. А последний никак не решит, что с льготниками делать. Я не льготник. За проезд честно плачу свои кровные. Но, скорее всего, за свои кровные, без нервотрепки сегодня добраться на работу мне не удастся.
За окном - промозглое ноябрьское утро. В квартире - не менее промозгло, чем на улице. Это потому, что "Нефтегаз Украины" с "Днепропетровскими тепловыми сетями" никак договориться не могут. А последние не решат, что с должниками делать. За тепло я плачу исправно. Но за свои кровные, тепла в квартире получить не могу.
Вообще, хватит философствовать, пора спешить, ведь неизвестно, как на работу придется сегодня добираться.
Улица встретила противной моросью, вереницей раздраженных пешеходов, невероятным скоплением автобусов всевозможных марок и полным отсутствием троллейбусов и трамваев. По обочинам дорог толпы жаждущих уехать, штурмом брали проезжавшие транспортные средства. Несмотря на то, что стоячих пассажиров сегодня брали без ограничений, места в маршрутках на всех не хватало. Куда-то спешила группка молодых людей в красно-черной одежде с фирменными рюкзачками "Nescafe" за спиной. Наверное, отпаивать кофе продрогших пешеходов, - пронеслась мысль
Я оказалась перед дилеммой: посоревноваться в ловкости с такими же, как я несостоявшимися пассажирами горэлектротранспорта, либо не полагаясь на удачу, выбрать более трудный, но зато беспроигрышный вариант добраться на работу на своих двоих. Остановилась на последнем варианте.
Путь предстоял неблизкий, поэтому появилось время поразмыслить над цифрами, которые в пятницу привел руководитель предприятия "Днепрогорэлектротранс". По его словам, ежегодно на покрытие убытков от перевозки льготных категорий граждан, необходимо перечисление средств из госбюджета в сумме около 70 миллионов гривен.
Эта цифра наталкивает на некоторые размышления. Кто и как просчитал количество льготников, перевозимых горэлектротранспортом? Или эта цифра берется от общего количества жителей города, потенциально имеющих право на льготы? Тогда названная является "среднепотолочной", и в нее вполне реально вписаны цифры других потерь транспортников. Получается, что из госбюджета финансируются не только проезд льготников. Но, как известно, госбюджет - не бездонная бочка. И для того, чтобы изыскать средства для финансирования одной статьи, урезается другая статья расходов. Возможно, средства для тех же социально незащищенных слоев населения.
Да и льготник льготнику рознь. Даже если, сейчас не принимать во внимание трудоспособные категории льготников, а взять, к примеру, одних, пенсионеров. Не секрет, что некоторые их категории получают пенсии, превышающие размер средней заработной платы по Украине, но пользуются теми же льготами, что и малоимущие. Если взять уже позабытый принцип социальной справедливости - получается, что бойкая бабушка, колесящая в трамвае с утра до вечера по городским рынкам, получает в виде транспортных дотаций от государства куда больше, чем те старики, кто уже не в состоянии пользоваться транспортом.
Теперь самое время заняться математикой. Городской электротранспорт ежедневно перевозит около 860 тысяч пассажиров, то есть, в среднем, ежедневно его услугами пользуется 430 тысяч горожан. Сообщается, что около 50% пассажиров - льготники, значит, ежедневно льготами пользуются около 215 тысяч человек. Делим общую сумму дотаций на количество льготников - на каждого приходится 325 гривен год. Эта цифра вполне сопоставима с двухмесячной суммой пенсий по старости. Конечно, если пересчитать эту цифру на каждого имеющего право на льготы, она будет меньше, ведь не все же из них регулярно ездят в транспорте. Может, все-таки лучше, выдавать эти средства пенсионерам в виде адресной помощи, чтобы они сами решали, что с ними делать - проехать лишний раз на трамвае, или пройти одну остановку пешком, но купить что-то необходимое?
Интересно, стал бы положительным финансовый результат у горэлектротранспорта после того, как все вдруг стали бы платить за проезд? Найдутся средства вовремя рассчитываться как за потребленную электроэнергию, так и по зарплате с собственными сотрудниками?
Но пока эти вопросы остаются без ответа, в любой день транспорт может остановиться снова. И будет останавливаться. А тысячи людей за свои деньги не смогут вовремя попасть.
За этими размышлениями, я не заметила, как подошел к концу пеший путь на работу. Может быть, и некоторым чиновникам, полезно промозглым ноябрьским утром пройтись на работу пешком?