Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 15 ноября 2024
18:38

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

История Днепра: 90 лет назад начали строить Набережную

|«« «« »» »»|

В январе 1934 года начались работы по созданию нашей красавицы-Набережной.

Протянувшаяся вдоль берега реки Днепр на 20 километров наша Набережная считается одной из самых протяженных в Европе и одной из самых красивых.

Большинство горожан связывают ее создание с 1960-70-ми годами. Действительно, в то время велось активное строительство на главных участках этой магистрали. Но начало созданию Набережной было положено в 1934 году.

Вот что об этом рассказывал Городскому сайту наш давний друг, заведующий отделом Днепропетровского национального исторического музея имени Д. Яворницкого Максим Кавун:

«Начало благоустроенной набережной было положено в тридцатые годы двадцатого века. После событий революции и гражданской войны город понемногу восстанавливался. Большой трудоемкий проект устройства днепровской набережной ждал своего часа. В середине тридцатых годов ХХ века началась реконструкция Днепропетровска на новых основах, которая должна была превратить его в "образцовый, культурный, социалистический город". Новый генеральный план Днепропетровска 1933 года выдвинул тезис о равномерном развитии городской застройки по обоим берегам Днепра.

Река Днепр вдруг оказалась в центре города. Город начал поворачиваться лицом к великой реке. Тогда же появилась идея единой днепровской набережной. По плану 1933 г. запроектировали построить обширную набережную, которая имела бы значение главной магистрали Днепропетровска.

Важная причина, которая сделала возможным устройство Набережной - ввод в эксплуатацию плотины Днепрогэса в 1932 г. Днепровские пороги были затоплены, открылось транзитное судоходство в среднем и нижнем течении реки до устья. Уровень воды Днепра в пределах города удалось стабилизировать. Это избавило Днепропетровск от угрозы разрушительных наводнений, которые были, например, в 1917 и 1931 гг.

По образцу других больших городов Советского Союза, осуществляются попытки реконструкции центральной части Днепропетровска. Больной проблемой композиционного решения города было обустройство выхода к днепровскому берегу. Днепропетровск 1930-х годов все так же не имел выхода к Днепру. Прибрежная территория по-прежнему представляла собой скопление промышленных предприятий, пристаней и торговых помещений с хаотичной застройкой. В январе 1934 года IV городская партийная конференция наконец приняла решение о строительстве Набережной на правом берегу Днепра и обратилась с призывом к трудящимся города: "Превратим Днепропетровск в образцовый социалистический город!".

Уже 7 января 1934 г. в городской газете "Зоря" появилась статья с описанием будущего Днепропетровска, где, в частности, отмечалось: "В районе Коцюбинской и Ленинградской улиц уже теперь начато сооружение красивейшей части города. Гранитной набережной, которая будет защищать Днепропетровск от наводнений. Вдоль новой набережной разместятся кварталы новых общественных сооружений оригинальной архитектуры - дом Красной армии, Радиотеатр, Аэроклуб и т.д.".

Набережная (первая очередь) должна была охватить берег Днепра в районе выходов трех улиц - Московской, Железной (Миронова), Харьковской. На аллеях, напротив ведущих к воде сходов-спусков, предполагалось устроить фонтаны.

Вскоре начались общестроительные работы. С 1934 по 1940 г. удалось благоустроить небольшой участок: от улицы Ленина (теперь Воскресенской) до Железной (теперь Европейской). Из всего запланированного в середине 1930-х гг. была возведена лишь облицованная гранитом подпорная стенка, потом в 1937 г. работы были законсервированы. Дело строительства главной городской набережной в середине 1930-х гг. не удалось сдвинуть из места по ряду причин, главным образом из-за недостаточного финансирования. Работы по обустройству Набережной возобновились в 1940 г., между улицами Харьковской (ныне в этом месте находится часть "Нового" моста) и Ленина (Воскресенской). Но на этот раз завершению их помешало начало военных действий».

Полную версию статьи об истории нашей Набережной можно прочесть здесь

А завтра, 10 января, Максим Кавун приглашает в Дом-музей Яворницкого (площадь Шевченко, 5) на лекцию, посвященную истории строительства Набережной:

«7 січня виповнилося 90 років з початку історії Набережної у Дніпрі. Саме цього дня 1934 року міська влада ухвалила рішення про початок її будівництва.

Тому запрошую на чергову лекцію у Будинку-музеї Дмитра Яворницького, яка відбудеться в СЕРЕДУ, 10 січня.

ТЕМА ЛЕКЦІЇ: "Історія Набережної у Дніпрі: заснування, перші проєкти та початок будівництва".

Тема органічно пов'язана з темою попередньої лекції "Йордань на Дніпрі", присвяченої традиціям Водохреща в нашому місті.

Під час лекції обговоримо такі моменти:

Чому в Катеринославі не було набережної, ані в планах, ані в реальності?

Чому рішення про будівництво Набережної було ухвалене саме 1934 року й хто стояв за цим ?

Якими були перші проєкти Набережної, які знакові об'єкти планувалися?

Що з перших проєктів Набережної вдалося реалізувати?

Отже, дві години інтелектуального спілкування в теплій дружній атмосфері.

У випадку повітряних тривог можливі зміни, проте сподіваємось на краще!

Місце зустрічі: Меморіальний будинок-музей Д.І. Яворницького, площа Шевченка, 5.

Час: 16.00, середа, 10 січня 2023.

Вартість квитків: 50 грн.

Інформація за телефоном (097) 522-65-27».

Фото из архива Городского сайта и Максима Кавуна

Gorod.dp.ua на Facebook.


Віктор  (11.01.24 04:17): Дякую за цікавий матеріал 🤝 Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  У Дніпрі виходять на лінію перші сім трамвайних вагонів з Лейпцига (30)

•  На Соборній площі у Дніпрі водії кидають авто на смузі для автобусів та велосипедистів: машини забирає евакуатор (13)

•  Чи всі мешканці забезпечені теплопостачанням? (11)

•  Якщо уряд забере у Дніпра 3,3 млрд грн, місто втратить можливість відновлювати будинки і школи після обстрілів рф (10)

•  На житловому масиві Перемога демонтують відомий ринок «Кодак» (8)

•  Колекціонують сміття та нападають на сусідів: у Дніпрі мати з сином тримають у страху весь під’їзд (6)

•  У відкладах Каховського водосховища виявили небезпечні пестициди та канцерогени (6)

•  У Кам’янському посадовиця коледжу брала по 1000 доларів зі вступників (5)

•  На Тополі 19-річний хлопець пограбував жінку (5)

•  У Дніпрі за проїзд можна буде платити онлайн через застосунок (5)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
70
аварийных детских и тренажерных площадок планируется отремонтировать в 2024 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте