Через 25 дней начнется учебный процесс в школах города. Однако некоторые родители до сих пор колеблются, отпускать ли детей на офлайн-обучение или остаться на дистанционной форме или выбрать смешанную форму. В то же время с этими вопросами возникает еще много других.
Заместитель начальника управления образования Департамента гуманитарной политики горсовета Елена Яковенко ответила на наиболее распространенные вопросы родительских чатов.
1. В какое время будет проводиться дистанционка: параллельно с офлайн-обучением или в другое время?
«Нужно различать эти понятия. У нас есть разные формы обучения. Есть чисто дистанционная форма и смешанная, когда дети в классе и лишь несколько уроков — дистанционно. Во втором случае все зависит от расписания и решения педагогического совета по выбору предметов для дистанционки и количества учащихся. Для тех, кто будет учиться в первую смену только после того, как они вернутся домой, через некоторое время будет дистанционное обучение. Для тех, кто во вторую смену, дистанционные уроки, скорее всего, будут с утра».
2. Будет ли у родителей возможность менять форму обучения ребенка в течение года?
«Мы просим родителей
предоставить заявления по выбору формы обучения до 20 августа. Сейчас проводим разъяснительную работу: чтобы их решения были максимально взвешены. Процесс должен проходить организованно. Будут составлены расписания уроков, состоится комплектование классов, распределение нагрузки педагогов. Расписание должно быть динамическим. Конечно, родители имеют право изменить форму обучения».
3. Когда будут начинаться и заканчиваться уроки?
«В соответствии с санитарным регламентом, занятия могут начинаться не ранее 08:00, вторая смена – не позднее 14:00. Поэтому мы предлагаем следующую модель: первая смена – с 08:00, вторая – с 12:00».
4. Почему было принято решение о введении второй смены? Как дети, которые учатся вечером, будут успевать делать домашние задания и посещать кружки?
«Потому что в Украине война. Государственная служба качества образования провела исследование – были определены образовательные потери. Не все дети могут качественно учиться в дистанционном формате. Да и учителя не всегда могут таким образом предоставить качественные знания. По разным причинам – как субъективные, так и объективные. Поэтому Комитет по вопросам образования и науки Верховной Рады предложил городским советам содействовать возвращению учащихся на смешанное обучение. Но мы не говорим о том, что это будет на 100% смешанная форма. Родители могут выбрать – смешанной она будет или дистанционной. Также остается индивидуальная форма – экстернат, семейная форма».
5. Как будет организован учебный процесс во время воздушной тревоги в укрытии, если все классы находятся в одном помещении? Будет ли компенсироваться потерянное время?
«Учебного процесса во время тревоги не будет. Но каждая школа, обладая организационной автономией, уже рассматривает внедрение игровых программ. Возможно, будут использоваться конструкторы «Лего», раскраски, обучающие фильмы. Следует учитывать возрастные особенности детей. Относительно компенсации потерянного времени учитель может уплотнять материал или выкладывать его асинхронно. Вариативная составляющая учебного плана предполагает и индивидуально-групповые консультации. В протоколе Комитета по образования и науки прописано, что часы по вариативной составляющей учебного плана должны использоваться на индивидуальный подход для детей. В начале года – на то, чтобы повторить пройденное и наверстать то, что недоучили. А дальше, чтобы наверстывать то, что пропустили во время тревог».
6. Могут родители забрать ребенка из школы, если раздается сирена?
«Мы не рекомендуем это делать. Потому что ребенок попадет после этого на улицу, а там есть опасность. Если родители забирают ребенка из школы во время тревоги, они подвергают опасности и его, и себя. Лучше подождать вместе в укрытии».
7. Могут ли посторонние люди заходить в укрытие, если там есть дети?
«Мы не можем людям запретить посещать укрытие. Но сначала во время тревоги туда пойдут дети, а потом на свободные места – другие. Уже сейчас мы прописываем, где в укрытии будет место для каждого класса. Там также предусмотрены места для жителей микрорайона».
8. Проводится ли обучение с инклюзивными детьми? В каком формате?
«У нас есть укрытия, обустроенные специальными пандусами. В штате есть ассистент учителя и ученика, который будет работать с детьми. Но ни одно заведение не имеет права отказать такому ребенку в учебе. Будет открываться класс по инклюзивному обучению».
9. Что делать детям, которые учились онлайн или находятся в других странах и городах? Смогут ли они продолжить обучение со своими преподавателями в своем классе?
«Конечно, для таких детей остается такая форма обучения как экстернат – то есть ребенок учится сам и в конце года пишет контрольные. Кроме того, есть семейная форма – ребенок тоже учится с тем, с кем решили родители, и дважды в год пишет контрольные удобным для него способом. Можно также выбрать дистанционную форму обучения, если родители уверены, что ребенок сможет учиться в синхронном режиме по расписанию школы в Днепре».
10. Правда ли, что НУШ в этом году не будет? Будет что-нибудь новое, неизвестное?
«Реформа продолжается. Мы очень благодарны Министерству науки и образования Украины за то, что уже есть некоторые наработки. У нас в городе продолжает работать пилотная школа по внедрению системы Новой украинской школы в средних классах. Также продолжается набор в первые классы.
11. Как будут учиться дети, если будут отключены свет и вода? Обеспечены ли учебные заведения емкостями с водой?
«В школах есть емкости с технической водой, в укрытиях – еще и питьевой. Во время блэкаутов мы корректировали образовательный процесс, дорабатывали позже».
12. Будут ли группы продленного дня, а также кружки и секции в школах, если обучение обещают в две смены?
«Спортивные школы еще в прошлом учебном году имели возможность работать на базе заведений, где есть укрытия. В этом году продолжим это. Смешанная форма появилась потому, что мы хотим дать детям возможность посещать не только уроки, но и секции, кружки. Вторая смена будет заканчиваться примерно в 16:30. С этого времени будут работать секции и кружки. А также музыкальные, художественные школы. Это все будет скорректировано. Надо поставить на весы, что сейчас самое важное для ребенка. Если это занятие спортом, возможно, нужно выбрать экстернат».
13. Будут ли кормить детей в школах при смешанной системе обучения? Будут ли льготы? Как будет организовано питание во время тревоги?
«Льготы, конечно, остаются. Дети, которые будут учиться за партами, будут накормлены. В настоящее время рассматривается возможность передачи блюд в боксах. Дети смогут взять их и съесть в укрытиях. Также будет использоваться одноразовая посуда. В укрытиях есть санузлы – школьники смогут помыть там руки».
14. Будут ли детям в школах рассказывать, что такое война?
«Воспитательный процесс никто не отменял. Самая главная задача – вырастить патриотов Украины. В разном возрасте, что такое война, надо объяснять по-разному. Но сейчас уже даже самые маленькие дети понимают, что происходит в стране. Рассказывать, показывать нужно взвешенно, сохраняя при этом психоэмоциональное состояние ребенка. Это очень важно. Большое значение имеет мастерство учителя, правильный подход».
15. Имеют ли родители право отказаться от покупки печатных тетрадей?
Никто их не заставлял делать это. У нас есть программа "Интеллект Украины". Там родители сознательно пишут заявления и ежемесячно покупают печатные тетради. Они это сами выбрали. В любом случае, учитель рекомендует это, а родители имеют право выбирать – покупать или нет».
16. Будут ли в этом году благотворительные взносы в фонды школ?
«Этот вопрос решают родители. На то они и благотворительные. Какие взносы сейчас должны быть? Укрытия обустроены за счет городского бюджета, питьевая вода закупается, аптечки есть, огнетушители обновлены. Дети больше года в школу не ходили. Все чисто, аккуратно. Что красить, какие средства собирать? Средства благотворительные».
17. Что будет с учебниками? Придется носить с собой ноутбук или обяжут покупать новые книги?
«Покупать книги не обяжут, есть доступ к электронным учебникам на сайте МОН. А также КП «ЄДніпро» разработало образовательную программу «My Book», где есть в доступе все учебники. Можно сформировать электронный портфель и не просто использовать учебники, а делать пометки, закладки. Если это удобно – поступайте так. Если нет – уже заказаны обычные учебники. Книги для шестых классов уже начали завозиться в библиотеки. Надеюсь, будет завезено максимальное количество, дети будут пользоваться ими».
18. Могут ли родители заставить покупать детям школьную форму?
«Указом Президента Украины школьная форма упразднена. Такого понятия нет. Есть школьная одежда. Хотелось бы, чтобы родители понимали, что в школу ребенок должен одеваться ближе к деловому стилю. А на физкультуру ходить в спортивном, чтобы соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Чтобы ребенок не ходил на уроки физкультуры, а затем в той же одежде – на обычные занятия. Должен быть баланс. Для детей льготных категорий школьная одежда должна возмещаться».
19. Планируются ли линейки, празднования 1 сентября?
«В прошлом году мы поддерживали праздничный дух. Директора проводили встречи онлайн. Некоторые из первоклашек приходили познакомиться с учителем. В этом году будем смотреть. Безопасная ситуация и жизнь детей важнее всего. Будет все хорошо – будем проводить. Но мы понимаем, что большие линейки не рекомендованы. Можно собраться небольшими группами с учетом посадочных мест в укрытии. Возможно, это будут выборочные классы – например, первые и одиннадцатые. Или несколько параллелей, чтобы минимизировать риски».