|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает раскрывать малоизвестные подробности из жизни знаменитых людей нашего города.
8 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Дорошенко. Это имя хорошо знакомо тем, кто интересуется историей Украины первой половины XX века. Историк, библиограф, преподаватель, общественный деятель, Дорошенко определенное время сочетал научную работу с политической деятельностью. Он стал одним их ярких персонажей Украинской революции сто лет тому назад.
Юбилей – прекрасный повод вспомнить, чем жил, почему известен, и как связан с нашим городом Дмитрий Дорошенко.
Кто такой Дмитрий Дорошенко и чем он знаменит в истории Украины? Где родился и где умер? Какие известные исторические произведения он написал? Какие политические должности он занимал и чем отметился на политическом поприще? Как Дмитрий Дорошенко связан с нашим городом?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепрпетровского Национального исторического музея имени Д. Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Дмитрий Иванович Дорошенко (1882 – 1957) – известный украинский исторический деятель, сочетавший в себе талант ученого и политического деятеля, - рассказывает Максим Кавун. - Историк, библиограф, публицист. Комиссар и министр.
Один из самых известных украинских паториотов по иронии судьбы родился и умер не на исторической Родине. Родился Дмитрий Иванович 8 апреля (27 марта – по старому стилю) 1882 года в Вильно – тогда губернском центре, а ныне столице Литвы. Умер же он в изгнании в Мюнхене.
Хотя Дмитрий родился в Вильно, происходил он из древнего казацко-старшинского рода Дорошенко – из этого рода происходили гетманы Михаил Дорошенко и Петро Дорошенко. Родившись в Литве, Дмитрий не стал связывать свою судьбу с этим краем.
Дмитрий решил стать историком. Высшее образование он получал на историко-филологических факультетах Варшавского, Санкт-Петербургского и Киевского университетов.
Как и очень многие историки в то напряженное предреволюционное время, Дмитрий решил заниматься и публицистикой украинского направления. Уже с 1897 года он сотрудничал с политическими издательствами Галичины, превращавшейся в то время в центр украинского национального возрождения. В 1905-1907 годах Дмитрий работал уже с газетами и журналами на территории Украины в составе Российской империи. Он писал в газеты «Рада», журналы «Украинский вестник» и «Украинская жизнь».
Очень рано Дорошенко начал сочетать работу на информационном поприще с политической активностью. В 1903 году он возглавил украинскую студенческую общину в Санкт-Петербурге, столице Российской империи. Вступил в Революционную украинскую партию, а затем в «Товариство українських поступовців».
В 1909 году Дорошенко приехал в Екатеринослав и до 1913 года очень активно проявил себя в городе как активист украинского национального движения.
О пребывании в нашем городе Дмитрий Иванович оставил ценнейшие воспоминания. Это глава XVI его книги «Мої спомини про давнє минуле (1901-1914 роки).
Вот как автор описал свой приезд в город:
«Літом 1909 р. переїздив через Київ А. Синявський, директор Комерційної школи (торговельної академії) в Катеринославі, бачився з Є. Чикаленком, казав, що він шукає для своєї школи учителів-українців і просив порадити когось із знайомих земляків. Спеціяльно потрібний йому був учитель історії. Чикаленко сказав, що як раз є такий, і вказав на мене. Ми почали листуватись з Синявським, восени я поїхав до Катеринославу і дістав посаду вчителя історії в «Комерційній школі ім. Николая II».
Имеется в виду Коммерческое училище и его директор Антон Синявский. Городской сайт подробно рассказывал об истории самого училища и его здания (где ныне располагается Днепропетровский областной совет) и о жизни А.С. Синявского.
Дорошенко быстро вписался в общественную жизнь города. В частности, он стал одним из главных деятелей общества «Просвіта». Он писал:
«Кругом Катеринославу лежали села, в яких вже пробудилося свідоме українське життя, а в деяких з тих сел вже повстали вже за мого часу філії «Просвіти». Селяни Катеринославщини відріжнялися від селян, яких я знав на Київщині та й на своїй Чернігівщині, сміливою, незалежною вдачею, з великим почуттям своєї особливої гідності. В значній мірі це були нащадки запорожців, вони зберігали козацьку вдачу своїх предків. Коли я побував на підміських селах і познайомився з селянами, мене приємно здивувала їх висока національна свідомість, нічого подібного я досі не бачив, і тому, скажу по правді, я з захопленням пристав до культурно-просвітної праці, що вже велася по селах.Коли рік пізніше переїхала з Києва до Катеринославу моя жінка, вона теж із не меншим завзяттям пірнула, як то кажуть, із головою в цю працю, близько зійшлася і заприязнилася з селянами околишніх сел, організувала там український народній театр, сама грала у тому театрі, або виступала з деклямацією по «Просвітах». Це вперше довелося нам з нею так близько зіткнутись з народньою стихією, і ми почували себе щасливими, що потрапили на такий вдячний грунт і маємо змогу працювати в таких сприятливих умовах, несучи в маси національну свідомість. Мій чотирихлітній (а у моєї дружини трьохлітній) побут у Катеринославі став для нас, коли так вільно висловитись, героїчною добою життя, і залишив у нас на все життя незабутні спомини.
Я оселився в хаті інж. Труби, котрий служив в управі Катерининської залізниці і саме тоді будував для «Просвіти» в с. Мануйлівці домівку. Він запропонував мені якось у неділю поїхати разом з ним на будову і познайомитися з просвітянами…».
Мануйловка в советское время была переименована в Воронцовку. Сейчас того места, где стояли сельские хаты и домик «Просвіти», не узнать, - это первый квартал Слобожанского проспекта (от пешеходного перехода до виадука, сей час там расположены рынок и многоквартирные жиле дома).
«…Український національний рух на Катеринославщині робив справді великі успіхи, і не можна було не тішитись з того, особливо коли пригадати, як повільно, з якими перешкодами він розвивався, наприклад, у самому Києві. В осередку національного руху в Катеринославі стояла «Просвіта» з своїми філіями. Восени 1910 року С. Липківський покинув головування в «Просвіті», бо перейшов на службу до Маріуполя. Мені довелося з часу мого приїзду стати близько до справ «Просвіти», мені було пропоновано взяти на себе обовязки голови. Але директор Синявський не радив мені занадто ескпонуватись і фігурувати в характері голови товариства…На голову «Просвіти» обрано було людину незалежну, пані М. Хрінникову, жінку згадуваного вже інженіра Хрінникова, мого товариша з петербурзької Громади, чоловіка дуже заможного, мільйонера… Але пані Хрінникова, даючи свою згоду, поставила умову, щоб їй дано було заступника для ділової роботи. На заступника вибрано мене…
Катеринославська «Просвіта» в 1911-1913 роках теж розвинула широку діяльність у самому місті, улаштовуючи концерти і відчити. Особливо урочисто справлялося свято Шевченка. Наймалася одна з найкращих заль Катеринославу, напр., зала Англійського клюбу або Комерційного зібрання».
Дмитрий Дорошенко стал также одним из видных членов, секретарем Екатеринославской ученой архивной комиссии. Во время пребывания в Екатеринославе он опубликовал несколько брошюр по истории края: «Об архивах Екатеринославской губернии» (1914), «З минулого Катеринославщини» (опубликовано 1918 г.).
В 1910-1913 годах Дмитрий Дорошенко был редактором украинского журнала «Дніпрові хвилі» в Екатеринославе.
Позже он вспоминал:
«Серед катеринославців виникла думка видавати часопис, присвячений спеціяльно місцевому життю. Ініціятором тої думки бувстарий Микола Богуславський… Він умовив мене взятись за редагування часопису, пришукав відповідального перед адміністрацією видавця в особі місцевого дідича і домовласника Кузьми Котова, придумав і назву для часопису «Дніпрові Хвилі»… Фактично мені довелося його вести майже самому, писати вступні статті і взагалі на всякі теми, провадити хроніку, писати огляди й рецензії на нові книжки. Моє ім’я притім ніде не фігурувало. Лише згодом стало мені лекше, коли біля «Дніпрових Хвиль» обєднався вже цілий гурт сталих співробітників.Перше число «Дніпрових Хвиль» вийшло весною 1910 р., і виходили вони до кінця 1913 року. Друкував їх дуже дешево власник друкарні українець К. Андрущенко, кошти друку і клішів для малбнків покривала передплата, праця редактора була безплатна, гонорару нікому не платилося, отже, «Дніпрові Хвилі» були зовсім «самовистачальним» виданням».
Четыре года работы в нашем городе были насыщенными.
Такими воспоминаниями о нашем городе он поделился позже:
«Восени 1913 року я переїхав до Києва. Хоч нам з жінкою добре жилося в Катеринославі, і праця в ньому була нам люба, але Київ усе-таки вабив до себе. Восени я прощався з Катеринославом. Рада «Просвіти», а потім ще окремо місцева громада ТУП’у улаштували мені вечерю, під час якої, як звичайно, говорилися промови, а найближчі загальні збори «Просвіти» обрали мене і мою дружину почесними членами товариства. Та найбільш зворушливим було моє прощання з мануйлівчанами. Зійшлися у степу над річкою Самарою членги мануйлівської «Просвіти» і взагалі мешканці ближчих селищ Ігрень, Амур, Нижнєдніпровськ – разом з своїми жінками, тут «на лоні природи» варили обід, говорили промови, в яких висловлювався жаль, що доводиться нам розлучатись. Потім усі гуртом фотографувалися. Мені самому було невимовно жаль покидати милих просвітян, серед яких я багато попрацював протягом чотирьох років, і з боку яких я зустрів за цей час стільки ознак щирої приязні і прихильності.Мої обіцянки не поривати зв’язку і співпраці з катеринославцями справдилися: ще тої осені я двічи приїздив до Катеринославу – один раз для участи в ювілеї Яворницького, а другий для викладу про Франка. Так само двічі приїздила й моя дружина: її було запрошено для участи у «Вечорі української пісні, поезії й музики», а потім в концерті в честь Франка. Перебування в Катеринославі залишило в нас обох назавжди найкращі спомини».
Помнит о Дмитрии Дорошенко и наш город. В 1996 году на здании бывшего Коммерческого училища была торжественно открыта мемориальная доска. Она сообщает о том, что здесь преподавали Антон Синявский, Дмитрий Яворницкий и Дмитрий Дорошенко.
Судьба Дмитрия Дорошенко круто изменилась во время Первой Мировой войны. Парадокс, но занятие войсками Российской империи территории Галичины открыло горизонты политической карьеры Дорошенко. «Украинофил» получил возможность легально работать на Галичине, являясь по сути проводником национального возрождения.
Сначала Дорошенко был избран уполномоченным Всероссийского союза городов на Юго-Западном фронте (с 1915 года). Он возглавлял отделение помощи украинцам на занятых территориях Галичины и Буковины.
В 1917 году зажглась звезда политической карьеры Дорошенко. Его кругозор и опыт оказались востребованы в высших эшелонах новой стремительно формирующейся украинской власти. В мае 1917 года он стал членом Центральной Рады.
Интересный эпизод – 22 апреля 1917 года Дорошенко был назначен Временным правительством краевым комиссаром Галичины и Буковины, имевшим права генерал-губернатора. То есть, в сущности, он был представителем российской «пост-имперской» власти на этих территориях. Однако 2 августа 1917 года российские войска отступили из Галичины.
Дорошенко вернулся в Киев. И здесь уже политическая его карьера получила дальнейшее развитие. В конце августа ему поручили стать, по сути, премьер-министром – сформировать новый состав Генерального секретариата.
Однако Дорошенко имел серьезные политические расхождения с Михаилом Грушевским – главой Центральной Рады. Поэтому он отказался от столь выгодного предложения. Вместо этого Дмитрий Дорошенко стал … губернским комиссаром, по сути, губернатором Черниговщины – одного из дрейнейших украинских регионов. На этой должности он и пробыл до конца неспокойного 1917 года.
1918 год стал пиком политической карьеры Дмитрия Дорошенко. Весной он выехал в Галицию. Однако после прихода к власти Гетмана Павла Скоропадского вернулся в Киев. 20 мая 1918 года он возглавил Министерство иностранных дел Украинской Державы. Так называлось государство в период правления Гетмана.
Взлет Дорошенко был связан также с тем, что его политические взгляды согласовывались с ориентацией гетманского режима на право-консервативные силы, в отличие от лево-социалистического курса Центральной Рады.
Недолгое пребывание Дмитрия Дорошенко на посту министра ознаменовалось могими новациями. В частности, были открыты дипломатические представительства Украины в Польше, Румынии, Швейцарии и Финляндии. Одним из самых ярких эпизодов была ратификация Брестского мирного договора в июле-августе 1918 года. В октябре 1918 года Дорошенко пытался организовать переговоры с дипломатами стран Антанты в городе Берн в Швейцарии.
Все эти меры были направлены на становление международной политики нового украинского государства. После падения Гетманата Дорошенко отказался от дальнейшего продвижения политической карьеры. Ученый и преподаватель в этом время победил политика.
В 1919 году Дорошенко работает приват-доцентом Каменец-Подольского университета. В этом же году он эмигрировал, и, к сожалению, на Родину уже не вернулся.
В 1920 году Дорошенко, вместе с Вячеславом Липинским и Сергеем Шеметом принял участие в создании политического объединения украинских монархистов – Украинский Союз хлеборобов-державников. Эта организация особого успеха не имела, однако ознаменовала собой важный этап становления украинской идеи, отличный от социалистического вектора.
Дальнейшие тридцать лет жизни Дмитрия Дорошенко были наполнены событиями и глубоким смыслом. Он сосредоточился на научной и преподавательской деятельности, перемещаясь по странам Центральной Европы. С 1921 по 1951 год был профессором кафедры истории «Українського Вільного університету» в Праге, затем Мюнхене. В 1926-1931 годах возглавлял Украинский Научный Институт. А в 1945-1951 годах Дмитрий Дорошенко был первым президентом «Української Вільної Академії наук» в Мюнхене.
Умер Дмитрий Дорошенко 19 марта 1951 года в возрасте 68 лет в Мюнхене. Похоронен там же на кладбище Вальдфридгоф.
Памятником научной деятельности Дорошенко остались его многочисленные труды по истории, литературоведению Украины. Основные работы – «Огляд української історіографії» (Прага, 1923, переиздание 1996 г.), и «Нарис історії України» в 2-х томах. «Нарис» был издан в Варшаве в 1932-1933 годах, и переиздан в Киеве в 1992 году. В момент обретения Независимости Украины эта работа стала классическим изложением истории Украины. Она до сих пор очень популярна.
***
Дмитрий Дорошенко – знаковая фигура истории Украины вековой давности. Он был цельной, состоявшейся личностью, реализовавшейся на научном и на политическом поприще, что бывает крайне редко. Во главу угла своей деятельности Дорошенко всегда ставил украинскую идею, как он ее понимал, и он был всецело предан этой идее. История его жизни очень поучительна и актуальна в современных условиях», - завершает Максим Кавун.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |