Ставка сбора — 15%. Фактически, это новая импортная нагрузка, которая должна заменить 13%-ную надбавку к таможенным пошлинам на ввозимые автомобили и холодильники, срок действия которой из-за давления Всемирной торговой организации заканчивается 7 сентября.
Однако авторы нового протекционистского законопроекта уверяют: документ выписан в строгом соответствии с нормами ВТО и на этот раз конфликта с организацией удастся избежать. По их словам, проект закона направлен на поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей — автомобилестроения и животноводства.
«Из вырученных средств будут предоставляться субсидии и дотации предприятиям для преодоления безработицы», — заявил «ДЕЛУ» главный вдохновитель законопроекта — глава комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин (фракция БЮТ). Отечественные производители приветствуют принятие документа. Однако категорически против выступают импортеры. По их словам, документ принесет больше вреда, чем пользы.
Главная проблема, которая может возникнуть в случае принятия такого закона — нарушение Украиной правил Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой страна стала в мае прошлого года. В этом году украинский парламент уже спровоцировал неприятности, приняв закон, вводящий 13%-ную надбавку к ставкам таможенных пошлин на товары импортного происхождения. Вскоре правительство предложило Верховной Раде отменить этот документ и утвердило постановление, которое оставило надбавку всего на две группы товаров — автомобили и холодильники.
Однако под давлением ВТО и Международного валютного фонда (МВФ) Кабмин вынужден был убрать надбавки и на эти импортные товары. Соответствующее решение вступает в силу в ближайшее время — 7 сентября.
Не подкопаешься?
Депутаты, разрабатывавшие законопроект о введении 15%-ного временного сбора с импортных авто и мясной продукции, признаются, что делали это с целью восполнить пробел вследствие отмены 13%-ной надбавки. Но делают важное уточнение: закон выписали строго в соответствии с требованиями ВТО.
«У нас есть предварительная договоренность со штаб-квартирой Всемирной торговой организации (в Женеве. — «ДЕЛО»), что они рассмотрят наше предложение и позволят ввести нам временный 15%-ный внутренний сбор с декларированной цены импортируемых автомобилей и мяса — только для создания и приумножения рабочих мест в отраслях», — поясняет один из авторов законопроекта, депутат фракции Партии регионов Николай Присяжнюк. По его словам, важным условием ВТО, которое украинский парламент не выполнил, принимая в феврале закон о введении 13%-ной надбавки, и которое будет выполнено сейчас, является установление подготовительного периода для импортеров.
«Мы учимся на своих ошибках и теперь тщательно придерживаемся всех правил ВТО. Закон, если будет принят Верховной Радой, начнет свое действие только через полгода. За это время импортеры успеют подготовиться к изменениям в нашем законодательстве», — говорит нардеп. Срок действия закона, по словам Присяжнюка, — 11 месяцев.
Лобби по-БЮТовски
Авторы законопроекта о 15%-ном внутреннем сборе отмечают, что решили в первую очередь бороться с безработицей в машиностроении и АПК, так как эти отрасли являются сейчас для страны наиболее перспективными. «Сегодня мы четко понимаем, что только животноводство, птицеводство и производство мяса дадут возможность эффективно переработать те зерновые культуры, которые мы сегодня выращиваем, и поднять животноводство», — говорит депутат Присяжнюк.
Представители животноводческой и мясоперерабатывающей отраслей, прогнозированно, поддерживают инициативу народных избранников повысить конкурентоспособность отечественного производителя. «Направляя зерно в животноводство, мы получаем возможность оставлять добавленную стоимость в Украине. Я подсчитал, что если 10 млн. тонн зерна трансформировать через продукцию животноводства, на выходе это даст около 35 млрд. грн. роста ВВП. Это дополнительно 200 тыс. рабочих мест», — рассказывает Александр Бакуменко, директор ассоциации «Союз птицеводов Украины».
Совершенно другая позиция у импортеров, которые воспринимают «в штыки» правительственные и парламентские инициативы, направленные на защиту отечественного производителя.
«Никакого позитивного эффекта господин Терехин и другие авторы лоббистского законопроекта (среди них —Евгений Сигал, совладелец компании «Агромакс» (ТМ «Гаврилівські курчата»)) не достигнут. Мы — автомобильные импортеры — не растамаживали автомобили, ожидая отмены 13%-ной надбавки. 7, 8 и 9 сентября эти автомобили, уверяю вас, хлынут в Украину. Это около 100 тыс. машин. Их нет смысла держать на складах, так как курс гривни к доллару может упасть еще больше, и мы понесем убытки. О какой поддержке отечественного автопроизводителя может идти речь?» — рассказывает глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
Представитель автоимпортеров уверен, что еще одним негативным последствием введения 15%-ного транспортного сбора станет засилье российских машин на украинском рынке. «Я могу с уверенностью предположить, что требования закона, если он будет принят, конечно, на российские машины распространяться не будут, — прогнозирует Назаренко. — У нашего парламента никогда не поднимется рука на российский автомобиль. Россия — это табу для нас».
Автор: Владимир Вербяный
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
и предполагается что эта хрень будет добавляться в налоговой декларации к налогу на добавленную стоимость насколько я понял после него, т.е на сумму с НДС... хотя конечно те же... пироги... только в профиль... но может ВТО вчихлит это и что-то сделает... Ответить | С цитатой
Это ее последний шанс, еще несколько месяцев потерпеть и она уйдет в историю вместе с КРЫЗЫСОМ Ответить | С цитатой
Пока что...
Своего производителя загоняют в яму, чужого не пускают, живут с продажи госсобственности и кредитов МВФ. Что дальше? Кровь, много крови, а затем - зверский передел и аннуляция всех соглашений. Другого разумного сценария не вижу.
Иначе мы официально станем республикой Чунга-Чанга, типа Сомали, Камбоджи, Нигерии.
У кого какие мысли? Ответить | С цитатой