|«« | «« | »» | »»| |
10 июня исполняется 290 лет со дня рождения легендарной персоны в истории Приднепровья XVIII-XIX веков.
Запорожский казак Никита Корж вошел в историю не своими военными подвигами, а во многом таинственной биографией и своим «Устным повествованием», которое стало главным мемуарным источником по истории Запорожской Сечи.
Кто такой Никита Корж и почему он знаменит? Где жил Никита Корж и какие селения основал? Почему именно его воспоминания столь известны? Свидетелем каких событий он был и что рассказал потомкам? Где его могила и где хранится память о нем?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Никита Леонтиевич Корж родился 30 мая (10 июня по новому стилю) 1731 года в казацком «паланочном городе» Новый Кодак – столице Кодацкой паланки. Ныне это поселок в составе города Днепр, - рассказывает Максим Кавун. - Настоящая фамилия Коржа – Таран.
Откуда же взялась его вторая фамилия? Однажды он свалился с большого холма и покатился «як корж». Казаки, любившие всякие прозвища, назвали его Коржом. Прозвище закрепилось и вошло в историографию.
Олекса Стороженко, автор воспоминаний о Никите Корже, так описывает его детство и происхождение:
«— З Нових Кодаків; туди ще мій прадід Василь Жадан виселивсь з Гетьманщини, аж з Кобеляк. У його був син Тарас Жадан. Діда я добре пам’ятаю, бо як він на старості літ осліп, то я був у нього поводарем. І батько мій, по прізвищу вже не Жадан, а Таран, так, бачите, прозвали його запорожці, дуже здоровий був.— А скільки тобі літ?
— Народився я в 1731 році, мая 30. Довгенько-таки бог держить на світі! Вже буде літ трохи не сорок, як і жінка моя Параска вмерла, пошли їй господи царство небесне!
— Велика в тебе сем’я?
— Було в мене сім синів і чотири дочки, деякі повмирали, а теперечки з онуками і правнуками — душ їх з двадцятеро буде. Теперечки вони в мене і хазяїнують, і клопочуться; я знаю тільки мою пасіку: старий, нездужаю вже».
В 7 лет Никиту привёз в Запорожскую Сечь крестный отец. На Сечи Корж прошёл путь настоящего казака — от джуры (оруженосца) до войскового старшины. Был назначен сечевым знахарем.
В личности Никиты Коржа соединилось много исторического и легендарного.
У последнего кошевого атамана Петра Ивановича Калнышевского Никита Корж был кухарем – личным поваром, а также доверенным лицом — конфидентом. Это говорит о многом. Такие люди следили за безопасностью, фактически являясь телохранителями. Им доверяли важнейшие секреты.
Основная легенда о Никите Корже – что он участвовал в событиях ликвидации Запорожской Сечи в начале июня 1775 года. Городской сайт уже рассказывал об этом.
А именно – будучи доверенным лицом кошевого атамана Петра Калнышевского, Корж тайным образом руководил вывозом с Сечи казацких сокровищ и войсковой казны. Более того, помог выбраться с занятой Сечи нескольким тысячам людей. Некоторым сечевикам выдали «билеты», пропуска, позволявшие выйти с территории Сечи, однако Никита Корж сделал так, что по этим «билетам» вышло значительно больше казаков, чем было дозволено.
«Як добули січовики той білет, і стали лагодиться в дорогу, зібрали увесь свій військовий риштунок, харчові клунки, знарядили кілька чайок та, сівши собі уночі, не тільки ті, що з білетами, а скілько їх улізло, може, чоловіка з тисячу, і гайда собі униз».
Легенда о сокровищах Сечи будоражит воображение исследователей и журналистов уже не один десяток лет. Документального подтверждения этому, конечно же, нет.
Однако обращает на себя внимание судьба старого казака после 1775 года, который не только не пострадал, но многократно увеличил свое влияние, получив от правительства крупные земельные владения, фактически основав новое село Сурско-Михайловка. В этой истории явно прослеживается неофициальный след.
О Никите Корже первым поведал украинский писатель начала XIX века, Олекса Стороженко. Он оставил «Споминки про Микиту Леонтійовича Коржа»:
«1827 року по весні схотілось мені подивиться на Ненаситинський поріг, а звідтіля водою по Дніпру спуститься до слобід Капулівки та Покровської і оглядіть ті міста, де колись були запорозькі коші. З Катеринослава поїхав я на село Михайлівку, щоб запастись там бувалим чоловічком, котрий би тямив, де провести, а де часом і розказать про те, що хоч і давно минулось, та не загинуло дощенту, бо живуть ще старі діди і до якого часу заборонили од вікової пожоги ту святу старовину…Тільки спитав я, де б мені заночувать, як всі загомоніли:
— Ідьте, — кажуть, — до Микити Леонтійовича, у його ночують всі проїжджі пани.
— А хто це Микита Леонтійович? — питаюсь.
— Це наш старенький дід, Корж, — забубоніло весело товариство, — той, що колись був січовиком».
Уже будучи преклонным и очень набожным старцем, Никита Корж привлек к себе внимание знаменитого религиозного деятеля, архиепископа Гавриила (Василия Федоровича Розанова). Он знаменит, в частности, тем, что руководил постройкой кафедрального Спасо-Преображенского собора в городе Екатеринославе в 1830-1835 годах и издал первую книгу об истории города в 1846 году.
На досуге Гавриил (Розанов) любил общаться с Никитой Коржом, слушать его очень интересные воспоминания о временах Запорожской Сечи и казачества. Затем Гавриил литературно обработал воспоминания Коржа и издал их отдельной книгой под названием «Устное повествование бывшего запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, села Михайловского, Никиты Леонтьевича Коржа». Эта книга вышла первым изданием в 1842 году в Одессе.
Прочесть воспоминания Никиты Коржа можно по ссылке
Воспоминания Никиты Коржа стали знаменитыми, и не случайно. Они являются уникальным историческим источником, повествующем об истории последней Новой Запорожской Сечи (1734-1775 годы), о быте и жизни запорожских казаков.
В особых главах воспоминаний содержится рассказ об уничтожении Запорожской Сечи, об истории казацких поселений. В частности, Никита Корж дает историю происхождения многих казацких зимовников.
Отдельная глава воспоминаний посвящена истории слободы Половицы и основанию города Екатеринослава.
После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году Никита Леонтьевич Корж поселился в слободе Половица, на месте которой позже был основан Екатеринослав.
В истории нашего города Никита Корж может считаться, без преувеличения, знаковой фигурой, как и Лазарь Глоба. Они оба были самыми известными жителями слободы Половицы – первопоселения Екатеринослава на Днепре.
В своих воспоминаниях, кстати, Никита Корж дает совершенно иную картину происхождения и занятий Лазаря Глобы.
Дело в том, что вокруг имени Лазаря Глобы еще в XIX веке возник ореол мифов, которые и сейчас во многом формируют образ «казака-садовника». Историю происхождения Лазаря Глобы и его появления в нашем крае мы знаем только на основании документов самого Глобы. Это два его донесения 1780-х годов. Они хранились в бумагах екатеринославского архива и были опубликованы историком Василием Бедновым в 1912 году на страницах «Летописи Екатеринославской ученой архивной комиссии».
Лазарь Остапович Глоба называл себя уроженцем села Ведмедовки возле Чигирина (ныне в Черкасской области). Глоба, по его же данным, появился на Запорожских землях в 1743 г. В том году, как свидетельствовал сам Глоба, он пришел в «пределы вольностей Запорожских», поселился возле Монастырского острова и основал здесь «каменных четыре мельницы на пользу общественную».
Однако Никита Корж, который прожил бок о бок с Глобой не один год, в своих «Устных воспоминаниях» дает кардинально иную картину:
«Сей Глоба был не женат и перешедши сюда на жительство из Новых-Кодак, в коих имел он челядь, до 15 человек портных, занимался также и садоводством, и мы с ним вдвоем, по всей горе нашего участка разсаживали деревья. И сей ныне называемый казенный сад, где Потемкина дом, первоначально нами разведен был».
То есть в воспоминаниях Никиты Коржа Глоба выглядит не казаком-идеалистом, а фактически предпринимателем из Нового Кодака (Новых Кайдак) с «челядью», то есть наемными работниками. Мало того, сад, который приписывается обычно одному Глобе, фактически был разведен ими вместе.
Из документов, предоставленных Глобой, мы видим, что в 1743 году он основал свое первое владение напротив Монастырского острова. До этого территория парка имени Шевченко представляла собой незаселенную возвышенность со степной растительностью.
Слобода Половица возникла уже после прихода Глобы в середине XVIII века в приднепровской части, западнее современного парка имени Шевченко. Таким образом, и Лазарь Глоба и Никита Корж могут считаться первопоселенцами слободы Половицы.
Итак, в 1743 году возник фруктовый сад в северо-восточной части современного парка Шевченко. Сам Глоба утверждал:
«…неусыпными моими трудами и коштом развел на том острову, тож при жилью своему и особо при слободе Половице не толко доволно лесу но и плодовия деревья, что все от бывшого Коша ко владению моему многими повелениями и препоручено было, как так же и в то время, когда населялась невдале моего жилья слобода Половица потому же оставался тот на острову лес и разведенныя трудами моими плодоносныя деревья за мною и Койдацким начальником подтверждаемо было».
Что же представлял собой сад Лазаря Глобы на месте современного парка имени Шевченко?
Это до сих пор точно неизвестно из-за отсутствия документов и графических материалов. Вероятно, это был обычный фруктовый сад больших размеров. Рядом с Глобой позже обустроились казаки Игнат Сидорович Каплун и Никита Леонтьевич Корж – с семьями и хозяйством.
Свое описание сада оставил нам Никита Корж:
«Глоба жил на том самом месте, где ныне Светлейшаго дом и казенный сад, внизу над Днепром, под скелею, где его и мельница была, одна на каменьях устроена, а другая байдашная для фолюшей, в коей валили сукна; с ним т.е. Глобою и еще жил один козак женатый, Игнат Сидорович Каплун; а тут-же и мой собственный дом был и мы жили все трое с своими семействами в одной хате под одною крышою, в коей было два отделения т.е. две избы. На том самом месте и на тех печищах, где общий был наш дом, ныне уже устроена караулка, для сторожей и часовых солдат, кои теперь караулят казенный сад, и живут в карауле у берега над самым Днепром».
Детальные размеры, планировка и внешний вид фруктового сада Лазаря Глобы в 1750–1780-х годах не поддаются реконструкции из-за отсутствия археологических и документальных источников. Здесь на помощь приходят картографические источники – первые планы Екатеринослава 1780–1790-х гг. позволяют воссоздать только общие очертания владения Глобы с садом.
Границы владения Глобы с несколькими сооружениями (возможно, это «две избы», о которых вспоминал Корж) изображены на генеральном плане Екатеринослава 1786 года Клода Геруа. Очертания на плане говорят, что владение Глобы было меньше территории парка Шевченко и располагалось в северной части современного парка (территория бывшего ресторана «Маяк», развлекательных комплексов и смотровой площадки).
Жилище Глобы располагалось на террасе нынешнего парка имени Шевченко в районе бывшего ресторана «Маяк» и в районе пандуса, ведущего к Набережной. К сожалению, при активных строительных работах 1970-х годов в этой местности был значительно поврежден культурный слой.
Но, как знать, может под землей в старом парке до сих пор скрываются остатки жилища казака Лазаря Глобы?
Так исторически сложилось, что Никита Корж участвовал в церемонии закладки Екатеринослава 9 (20) мая 1787 года.
Два императора, князья, послы европейских держав... Стоявший поодаль запорожский казак наблюдал всю церемонию. По иронии судьбы, никто из аристократических участников церемонии не оставил детального ее описания. Эту миссию взял на себя простой казак Никита Корж. Его воспоминания об основании Екатеринослава цитируют все позднейшие исследователи, включая Дмитрия Яворницкого.
Дмитрий Яворницкий в «Истории города Екатеринослава» описывает церемонию основанию города именно со слов Никиты Коржа:
«В восьми верстах от Кодак, на возвышенном берегу Днепра, с которого видны были излучины оного с лесистыми островами, на местоположении очаровательном, зеленью и цветами покрытом, где следовало быть поставленною святыне господней, разбита была императорская палатка с походною при ней полковою церковью; преосвященный Амвросий, архиепископ Екатеринославский и Херсонисо-Таврический, встретил государыню с крестом и святою водою, отслужил в церкви божественную литургию в присутствии императрицы.В церкви, во время служения, не было никого, кроме певчих да прибывших с государынею фрейлин двенадцати душ. Иосиф II только заглянул в церковь и пошел тотчас «со светлейшим» и прочими генералами к тому месту, где расчищали землю под заложение собора... Когда литургия была окончена, преосвященный Амвросий поднес крест императрице; она приложилась к нему, поклонилась на обе стороны и пошла к устраиваемому месту на заложение собора в сопровождении «светлейшего».
Место же для будущего собора показано было только в размерах: где должен быть фундамент, там только сделали дорожки и сравняли землю, потому что, говорит очевидец Никита Леонтьевич Корж, на скорый и внезапный случай не успели вырыть фундамента, а рыли рвы уже после проезда царицы».
Дальше Дмитрий Яворницкий снова, со слов Коржа, описывает закладку собора и города:
«Там, где должен быть престол в соборе, выкопана была большая яма, наподобие «склепу» или пещеры, глубины почти сажень, ширины более двух сажней; для спуска в склеп сделаны были сходны, устланные, как и весь склеп, коврами.Потом начат был церемониал, случаю сему приличный: весь собор архиерейский со всем духовенством и со всею процессиею, зашедши сначала от полудня, потом обратясь к востоку, сделали крестный ход по расчищенному месту до места, где должен быть престол. А преосвященнейший Амвросий, идучи с крестом, кропил святою водою по обе стороны.
Пришедши к месту склепа, все остановились. Тогда императрица с Иосифом II и светлейшим князем начали «чинно» сходить по ступенькам в самый склеп, а за ними и некоторые из знатных особ. Там все выслушали «церковное славословие, совершившееся по чиноположению; по окончании коего преосвященнейший прочитал молитву и окропил место святою водою. Тогда императрица, перекрестившись и поклонившись на обе стороны народу, положила первый камень в основание собора, додав к тому 8 разных монет, всего на сумму 67 рублей. Это были: золотой империал 1756 года и золотой полуимпериал 1785 года; серебряные – рубль 1780 года; 25 копеек 1765 года; 20 копеек 1785 года; 15 копеек 1781 года; 10 копеек 1769 года; 5 копеек 1745 года…
Все это было закрыто медною вызолоченною доскою, на которой были вырезаны слова: «Екатерина II, императрица всея России, во основание храма Преображения Спасителя нашего, первый камень положила 1787 года». Доску подал императрице князь Потемкин.
Второй камень в основание собора положил император Иосиф II. «Мы с императрицей Екатериной в один день совершили великое дело: она положила первый камень в основание собора, а я второй и последний»….
Третий камень в основание храма положил кн. Потемкин. Четвертый камень положил архиепископ Амвросий и пятый – генерал И.М.Синельников. После закладки собора великому имени синклит духовный возгласил многая лета, и всенародное «ура» при звуке колоколов, при громе огнестрельного орудия разлилось по стране пустынной. Потряслись берега Борисфена от радостного клика».
После выбора места для строительства резиденции Г.А. Потемкина и основания Екатеринослава в 1787 году старым казакам пришлось потесниться. Лазарь Глоба переместился выше по течению Днепра, где уже рос второй фруктовый сад. Здесь он жил и был похоронен (предположительно, на том месте, где ему установлен памятник). Ныне это парк Лазаря Глобы.
А Никита Корж ушел далеко от слободы Половицы. Он переселился в зимовник своего крёстного отца, бывшего войскового есаула Якова Качалова.
Затем на реке Сухая Сура императорским указом ему было 10 тысяч десятин запорожской земли. Никита Корж пригласил жителей Нового Кодака и Половицы поселиться на этой земле, «взяв сколько поднять сможете». Так образовались новые «вольные хутора», которые позже стали селом Сурско-Михайловкой.
Зимовник Никиты Коржа был традиционным поселением конца XVIII века. Хата, клуня, комора, большой приусадебный участок. Зимовник был полукруглой формы, повторял заплаву реки Сура. Здесь Никита Корж прожил остаток своей жизни. В Сурско-Михайловке он умер и был похоронен.
Зимовник Коржа зарисовал художник. Именно это изображение стало хрестоматийным. Изображение это можно видеть во 2-м зале Днепропетровского национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого. Это изображение запорожского зимовника перешло во многие исторические труды и учебники.
Никита Леонтьевич прожил на свете 104 года. Он умер 1 ноября 1835 года, простудившись. Заболел он, ходя в столь преклонном возрасте за сбором подаяния на построение новой церкви для односельчан.
Сегодня от зимовника старого запорожца не осталось ничего. Ветер шумит на месте бывшего зимовника. Однако в селе Сурско-Михайловка нашлись люди, которые сохраняют память о старом запорожце.
Сохранена и находится в ухоженном состоянии могила Никиты Коржа. В 1935 году она была выкрыта органами НКВД и осквернена.
Однако заботливые односельчане сохранили могилу для потомков. В школе села Сурско-Михайловка усилиями учителя Ирины Бижко сохраняется память о запорожце. Издана книга Зинаиды Грушко-Колинько по истории села. Не так давно усилиями Натальи Семеновой создан «Музей-усадьба казака Никиты Коржа». Музей этнографического характера держится на усилиях энтузиастов.
Недавно Городской сайт рассказывал об этом музее и селе Сурско-Михайловка, где хранят память о легендарном казаке.
Таким образом, в селе Сурско-Михайловка создан и существует туристический комплекс памяти Никиты Коржа. Это хороший пример развития местного туризма и сохранения исторической памяти.
***
Юбилей запорожского казака Никиты Коржа – это хороший повод вспомнить историю нашего края в конце XVIII века. Фантасмагорическая смена картины – от запорожских зимовников до появления больших городов. Никита Корж был свидетелем и участником этих небывалых изменений. Его мемуары по истории Запорожской Сечи и нашего города и сегодня очень интересны. Они будоражат воображение и не устареют никогда», - завершает Максим Кавун.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |