28 апреля вступает в силу закон о финмониторинге, который устанавливает новые нормы идентификации клиентов банков, а также меняет некоторые правила для банков и их клиентов.
AIN.UA разбирался, что изменит этот закон для банков, бизнеса, бухгалтеров и простых украинцев.
Закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» проголосовали в Раде 6 декабря 2019 года. Он регулирует такую сферу, как финансовый мониторинг.
Ранее мы подробно рассказывали о том, что это такое. Если коротко, это правила и процессы, по которым банки проверяют денежные переводы на предмет их нелегальности. Предприниматели сталкиваются с ним в жизни, когда при переводе крупной суммы денег банки блокируют перевод (а иногда заодно и карту) и требуют предоставить документы о происхождении средств и целях их использования.
Закон адаптирует украинское законодательство к европейским нормам финмониторинга. Он нужен, чтобы в будущем претендовать на членство в ЕС.
Все операции своих клиентов, вне зависимости от суммы и назначения счета (личный, предпринимательский, счет компании и т.п.), банки теперь обязаны идентифицировать. А именно:
Скорей всего, этих процессов пользователи на себе не ощутят, так как у банков уже есть все необходимые сведения о клиентах. Что касается получателей, некоторые банки уже запрашивают имя и фамилию получателя, на счет которого переводятся деньги, если он не является клиентом банка.
Пункт о переводах вызвал немало волнений: пошли слухи, что из-за этого с 28 апреля перестанут работать платежные системы, которые не смогут обеспечить такую идентификацию. Однако в НБУ заявили, что этого не произойдет — регулятор заблаговременно порекомендовал банкам и другим финансовым организациям настроить их автоматизированные системы таким образом, чтобы обеспечить сопровождение денежных переводов необходимой информацией о плательщике и получателе.
НБУ также опубликовал перечень операций, которые не попадают под данный закон:
Эти операции не считаются рисковыми. Поэтому компетенции финмониторинга на них не распространяются.
Редактор AIN.UA попросила партнера ЮК Sayenko Kharenko Алину Плющ прокомментировать изменения, которые бизнес и простые украинцы реально ощутят на себе после вступления закона в силу:
«Я бы назвала три вещи, которые будут заметны большинству украинцев и бизнесу.
Повышение порога обязательного финансового мониторинга. До вступления нового закона в силу обязательный финмониторинг применялся к операциям от 150 000 грн (то есть банк в любом случае требовал предоставить документы, подтверждающие законность средств. — ред.). Теперь же эта сумма повышается до 400 000 грн.
На практике, это означает, что для большинства клиентов банков случаи общения по вопросам источников происхождения средств и подтверждающим их документам вряд ли участятся. Будем объективными: даже в среде высокооплачиваемых профессионалов транзакции на такую сумму — скорее исключение, что уж говорить о населении в целом.
Обновление информации о бенефициарах компаний. Украина одной из первых в мире внедрила реестр бенефициарных собственников. В отличие от множества других стран (включая страны ЕС и США) любой обыватель может зайти на сайт ЕДР и посмотреть, кому принадлежит компания.
Однако, вопрос всегда касался качества информации в ЕДР. Не все компании предоставили информацию о своих бенефициарах, множество существующих записей не обновлялись в течение нескольких лет.
Новый закон требует, чтобы компании ежегодно обновляли информацию о своих бенефициарах, за неподачу информации грозит штраф до 51 000 грн.
На практике, это станет еще одной маленькой проблемой бухгалтеров/юристов для тысяч небольших компаний и, вероятнее всего, поможет с установлением реальных собственников компаний.
Удаленная верификация. Свершилось то, чего так ждали: банки и другие финучреждения смогут удаленно верифицировать клиентов и открывать для них счета без их физического присутствия.
Новый закон обновил требования по проверке личности потенциального клиента и привел их в соответствие с европейскими нормами. НБУ уже представил концепцию того, как может работать удаленная верификация, и в ближайшее время подготовит детальные положения на этот счёт.
Таким образом, разрешается парадоксальная, на мой взгляд, ситуация. По качеству услуг, удобству и инновационности украинские банки часто могут дать фору своим европейским собратьям. С другой стороны, клиенты даже самых инновационных банков должны были писать бесконечные «копія вірна» на десятке копий своего паспорта, кода налогоплательщика и других документов».
Закон вводит риско-ориентированный подход для банков, почтовых операторов, нотариусов, адвокатов, аудиторов и других субъектов первичного финансового мониторинга. Это означает, что подозрительных клиентов будут проверять дотошно, а надежных — меньше.
«В идеале это работает на пользу и клиентов, и бизнеса, их обслуживающего: банки, финкомпании и другие субъекты финмониторинга могут устанавливать более мягкие требования для клиентов, чьи операции не вызывают у них сомнения, не тратя лишние ресурсы на формальные проверки. Ответственность за качество проверки клиентов во все большей степени ложится на самих субъектов финансового мониторинга, — комментирует Алина Плющ.
Опасения обычно вызывает внедрение такого подхода в наших реалиях. Скептики заявляют, что банки и финансовые учреждения будут использовать риск-ориентированный подход как повод отказаться от клиента при малейшем (читай – надуманном) риске или заблокировать его счет «на всякий случай».
Вместе с другими страшилками (будет как в ЕС – за каждую копейку нужно отчитаться) эти аргументы составляют едва ли не основу критики нового закона.
На эти фразы можно возразить двумя контраргументами.
Во-первых, риск-ориентированный подход уже год используется в валютном законодательстве со вступлением в силу Закона Украины «О валюте и валютных операциях». По этому закону на банки была возложена ответственность за проверку валютных операций клиентов.
Ухудшило ли это ситуацию клиентов? Не думаю. На фоне проводимой валютной либерализации физические лица за 2019 год официально вывели за рубеж более 85 млн евро. Эта сумма ушла со счетов физических лиц, средства прошли банковскую проверку.
Во-вторых, со многими европейскими правилами финансового мониторинга клиенты украинских банков уже неформально встречались на практике. Особенно это касается клиентов банков с западным капиталом. Дело в том, что у этих банков на уровне центрального офиса существуют более-менее универсальные политики финансового мониторинга, внедряемые во всех странах.
И несмотря на эти правила, иностранные банки регулярно занимают первые места в списке учреждений, где клиенты предпочитают хранить мало-мальски значимые суммы. И никакой финмониторинг этому стремлению не помеха».
«С одной стороны, закон о финмониторинге внедряет многие практики и знания европейских коллег, обладающих большим опытом работы в борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма. Предполагается, что он поможет сфокусировать внимание на тех транзакциях, которые несут наибольшие риски, и упростит избыточные административные процедуры, — комментирует юрист.
С другой стороны, в 2018 году MONEYVAL (европейская институция, занимающая вопросами борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма) в своей оценке рисков Украины, связанных с финмониторингом, обратила внимание, прежде всего, на коррупцию, а не на недостатки существующего закона. И это логично: секрет успешности законов часто лежит в «разумном фанатизме» при их реализации, а не в частоте их обновления».
Автор: Майя Яровая
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Получила ответ только по остатки денег 14 грн и рядом текст " Просто помощь" и комбинация *450*10#
Ну я и набрала эту комбинацию, в надежде получить далее информацию от оператора))
_А далее, были сняты деньги с моего счета и получила сразу СМС:
Заявка на здійснення благодійного внеску оброблено успішно. Збережіть код транзакції: 38445637. Дякуємо Вам за допомогу!
__
А деньги мои тю тю,
Кто мне скажет, что это не грабеж? Ответить | С цитатой
Как я понимаю, в данном постановлении нет и намека на проверку оффшорных счетов? То есть, очередной закон "под себя". Речь идет только о "простых" гражданах? Ответить | С цитатой