Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вс, 24 ноября 2024
03:03

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Музей Приднепровской магистрали: полвека и один год

|«« «« »» »»|

51 год насчитывает история уникального Дорожного музея «Приднепровской железной дороги». А ровно год назад музей «прописался» по новому адресу – в управлении ПЖД по пр. Яворницкого, 108.

Журналист Городского сайта посетил обновленный музей… Почти три года назад мы писали об истории и удивительных экспонатах этого музея.

Напомним, что он был создан в 1968 году на общественных началах - значительную часть экспонатов подарили железнодорожники. В следующем году ему было присвоено звание народного. В новую эпоху музей называется «Дорожній музей регіональної філії «Придніпровська залізниця» АТ «Укрзалізниця ».

Юбилей отметили новосельем

История развития Приднепровской магистрали тесно переплетена с развитием Днепропетровщины. По большому счету, импульс развитию нашего региона как индустриального, мощного, ведущего в Украине дал первооткрыватель криворожской железной руды Александр Поль. Он же ратовал о создании железной дороги, которая связала бы железнорудный бассейн с донецкими угольными месторождениями. Промышленный расцвет Екатеринославской губернии был бы немыслим без создания государственной Екатерининской дороги, открытой в 1884 году. И дальнейшее развитие нашей области тоже невозможно представить без магистрали, последовательно называвшейся Екатерининской, Сталинской, Приднепровской.

История дороги-труженицы, дороги-кормилицы, дороги-перевозчицы великолепно и полно отражена в этом музее. Раньше он располагался в ДК железнодорожников, до декабря 2018 года – по ул. Князя Ярослава Мудрого (бывшая Ленинградская), 12, а теперь – в управлении Приднепровской железной дороги по пр. Яворницкого, 108.

Полувековой юбилей музея отметили его новосельем. Как отмечают в управлении магистрали, идея «переселить» музей, сделать его более современным и технологичным, а также доступнее для горожан принадлежала директору регионального филиала «Приднепровская железная дорога» АО «Укрзализныця» Николаю Сергеевичу Кужавскому. И теперь, познакомившись с обновленной экспозицией этого учреждения в современных залах, можно признать успешность такого замысла…

Музей шагает в ногу со временем

Новшества бросаются в глаза еще на подходе к залам музея. Длинный коридор украшен впечатляющей портретной галереей всех директоров и начальников нашей дороги за всю ее историю. Своего часа для размещения ждет коллекция живописных полотен, посвященных ПЖД.

Мысленно сравнивая нынешний музей с прежним, могу признать следующее. По богатству экспонатов и их наглядности новый вариант – ничем не уступает прежнему. А вот по подаче материалов, интерактивности, современности – сделал существенный шаг вперед.

Например, в залах музея появилось много современного и интерактивного оборудования. Среди новшеств – и 8 мониторов для демонстрации тематических фильмов и фотографий, иллюстрирующих данный исторический период развития дороги. Впечатляют световизуальные эффекты и огромные фотографические панно эпох развития дороги.

При музее созданы комфортные комнаты для сотрудников музея и хранения фондов. К слову, фонды музея в целом насчитывают более 19 500 экспонатов, далеко не все из которых возможно представить в существующей экспозиции!

Среди экспонатов - уникальные архивные документы, карты, фотографии, железнодорожный инвентарь, личные вещи ветеранов войны и труда и другие раритеты. Причем 182 экспоната являются настоящими историческими сокровищами и входят в государственную часть музейного фонда Украины.

От создания дороги до дня сегодняшнего

Вся сознательная жизнь заведующего музеем Владимира Алексеевича ДРЫШЛЮКА связана с Приднепровской магистралью. Он любезно провел для автора строк персональную экскурсию по музею.

Экспозиция расположена в пяти залах общей площадью около 250 квадратных метров. Каждый зал знакомит посетителей с определенным этапом развития железной дороги и выдающимися личностями, причастными к становлению и развитию стальной магистрали Приднепровья.

Ознакомительный зал №1 – это «визитка» музея в целом. В нем наглядно представлены четыре дирекции ПЖД – Днепровская, Криворожская, Запорожская и Крымская (которая, верят железнодорожники, вернется в структуру магистрали). По каждой дирекции представлена исчерпывающая информация: как создавалась, нынешнее состояние, сколько человек там работает, какие задачи стоят. В обновленном музее этот зал стал намного просторнее и нагляднее.

Второй зал представляет историю дороги с 1873 по 1930 годы. В нем сразу бросается в глаза новое огромное фотопанно, отображающее первые годы существования дороги и ту эпоху. Привлекает внимание размещенная в центре зала модель самого первого паровоза Черепановых 1834 года, которую дополняет интерактивная инсталляция схемы работы этого чуда техники. По периметру зала расположены панорамные фотографии, иллюстрирующие этапы развития дороги. А на трех мониторах можно увидеть раритетные фильмы и фотографии того периода. Подлинным украшением зала являются модели паровозов и вагонов конца 19 – начала 20 веков. Кстати, всего в музее – более полусотни моделей техники.

Третий зал охватывает период с 1930 по 1951 год. Несмотря на краткий, на первый взгляд, исторический период, он вместил в себя три этапа развития тогда еще Сталинской железной дороги: ее динамичного развития, участия в войне и послевоенного восстановления. Каждому из них посвящены отдельные стенды, экспонаты, фотографии, фильмы. На 4 мониторах – информация о довоенном стахоновско-кривоносовском движении, открытии первой в Украине Детской железной дороги, военных событиях и послевоенном возрождении дороги.

Владимир Дрышлюк особое внимание обращает на редчайшие кадры кинохроники, посвященные детской железной дороги. На стенд Героев Советского Союза – более 40 выходцев с нашей дороги получили это высочайшее звание! И на экспозицию печатной продукции тех лет. Большинство альбомов и книг об истории магистрали сохранилось в единственном экземпляре.

Четвертый зал музея посвящен развитию дороги в 1951-91 годах. На огромном панно словно замерла вся жизнь ПЖД и Днепропетровска тех лет. Подсветка добавляет эффектности стендам, а светодиодная лента по периметру зала иллюстрирует стенды с информацией о развитии магистрали. Впечатляет и уникальная модель грузовой платформы-транспортера, на которой перевозили турбины и даже целые ракеты.

И, наконец, пятый зал посвящен современному этапу развития дороги. Он активно пополняется экспонатами.

Как посетить музей?

Как признают в управлении ПЖД, в обновленном музее стало гораздо больше посетителей.

Вход в музей – бесплатный.

Для посещения музея организованными группами надо предварительно подать заявку в дирекцию ПЖД по пр. Яворницкого, 108.

Если речь идет об индивидуальном посещении, можно обратиться к заведующему музеем Владимиру Алексеевичу Дрышлюку по телефону 050-990-27-43.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Елена  (17.12.19 22:30): Хорошо, что всем вход свободный сделали. А то такие внутриведомственные музеи только свои люди и могут посетить. Ответить | С цитатой
Владимир  (17.12.19 17:15): Спасибо за информацию, обязательно наведаюсь. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте