Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 16 ноября 2024
01:46

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Люди Днепра: Вадим Сидур

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает серию рассказов о выдающихся личностях Днепра.

Мы уже освещали биографии известных архитекторов: Георгия Панафутина, Дмитрия Скоробогатова, Дмитрия Щербакова и других зодчих. В этом году мы рассказали биографии известных скульпторов: династия Зноба и династия Жирадковых.

Сегодня наш рассказ о Вадиме Сидуре. 28 июня исполняется 95 лет со дня рождения этого выдающегося скульптора XX века. К юбилею Городской сайт предлагает очерк о нем.

Кто такой Вадим Сидур и чем он знаменит? Как он решил стать скульптором? Что отличает его основные работы? Почему он не стал сотрудничать с властью, а фактически стал скульптором-диссидентом? Какова судьба работ скульптора? Где существует его музей? Как увековечена память об известном земляке в Днепре?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Два знаменитых скульптора родились в одном дворе

«Вадим Сидур родился 28 июня 1924 года в тогда еще Екатеринославе, - рассказывает Максим Кавун. - Он происходил из семьи педагогов – Абрама Яковлевича Сидура и Зинаиды Ивановны Андриановой. Родился будущий скульптор в доме на углу улиц Казачьей (Комсомольская, Староказацкая) и Казанской (К. Либкнехта, Грушевского).

По иронии судьбы, в 1908 году в этом же месте родился другой знаменитый скульптор – Евгений Вучетич. О судьбе выдающегося земляка Городской сайт недавно подробно рассказывал.

Мистическое совпадение – в одном месте родились не просто два скульптора, а два антипода, стоявшие по разные стороны «творческих баррикад» второй половины XX века.

В советское время на доме (построенном уже в послевоенное время на месте разрушенного в годы войны) на углу двух улиц была установлена массивная доска с металлической накладкой-барельефом, в честь Евгения Вучетича. О доске памяти Вадима Сидура речь не шла… Время примирило двух творческих антиподов – два года назад металлическая часть доски Вучетича была отломана. Постсоветский вандализм нивелирует любую историческую память.

Учился будущий скульптор в средней школе № 33, ныне – Мариинской гимназии (ул. Троицкая, 1). Это старейшее среднее заведение нашего города. О судьбе гимназии Городской подробно писал.

В школьные годы Вадим Сидур вел дневник, аккуратно отмечал прочитанные книги, делал из них выписки. В дневнике появлялись очерки, портреты одноклассников, девочек, в которых влюблялся, иллюстрации к любимому «Евгению Онегину».

В одном из своих интервью Вадим Сидур вспоминал:

«Не так легко понять, когда началось твое собственное развитие. С детских рисунков, которые до сих пор хорошо помню? А может быть, начало — это вылепленный из пластилина неандерталец, которого я назвал "Охотник на мамонта"? Тогда мне было лет тринадцать. Или... Толстой, сидящий в кресле, которого я закончил в тот день, когда началась война? ...До сих пор не могу примириться с тем, что эти скульптурки не сохранились. Особенно "Толстой", оставленный мною в оккупированном Днепропетровске. Я стремился к нему через всю войну. А пути войны, как известно, неисповедимы.

И когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода я действительно дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству и юности… Потом я был убит на войне. Но произошло чудо воскресения, и я остался жить. Иногда мне даже кажется, что это было предопределено для того, чтобы я смог в конце концов создать "Памятник погибшим от насилия", "Треблинку", "Памятник погибшим от бомб»...».

Он погиб на войне и заново родился

В 18 лет молодой человек ушел на войну. С 1942 по 1944 годы воевал на 3-м Украинском фронте. Вадим Сидур командовал пулеметным расчетом.

В 1944 году в селе Латовка под Кривым Рогом, на реке Ингулец Широковского района Днепропетровщины, Вадим Сидур получил тяжелейшее ранение, и, фактически, заново родился.

Солдата Сидура спасли местные жители – 18-летняя Александра Крюкова (Толкачева) и ее мама. Из рассказа Александры:

«Страшно вспоминать, что тут было. После освобождения Кривого Рога (22 февраля 1944 г.) начались бои за станцию «Латовка» — это через речку Ингулец от нашей Новоселовки. Стреляли день и ночь. В каждой хате раненые. У нас лежал лейтенант с ранением в ногу. Помню, делала ему перевязку, и в это время мама с солдатами принесла еще одного раненого. Он был весь в крови... Вместо лица — сплошная рана, одно мясо. Говорить не мог. Я догадалась, дала ему бумагу, карандаш. Он написал, что зовут его Дима Сидур. Спрашиваю: "Димочка, кушать хочешь?" Кивает головой. Я пошла к соседке, у нее корова была. Попросила молочка для раненого. Спасибо, не отказала, хотя жила с двумя детками (муж был на фронте) в страшной бедности. Достала еще яиц. Приготовила что-то вроде бульончика. Приспособилась через трубочку кормить Диму. Чуть-чуть отошел, а тут новая напасть — начали гноиться раны, хотя я их и протирала водкой…  Пролежал он у нас дней десять. Боже, как он страдал, какие страшные боли терпел! Решили с мамой: надо везти Диму в госпиталь. Приехали в Кривой Рог, а там все разрушено, ни одной целой больницы. Пришлось везти в Днепропетровск — это от нас полторы сотни верст по разбитым дорогам в весеннюю распутицу… В январе 45-го пришло письмо от Димы. Боже, как я обрадовалась, что он жив!».

Два месяца врачи боролись за жизнь Сидура. В начале мая 1944 года его перевезли в Кисловодск, затем в клинику профессора Вайсблата в Сталинабаде (Душанбе), затем были несколько операций в московском ЦИТО (Центральный институт травматологии и отртопедии).

Вадим Сидур выжил. Но в 19 лет он оказался инвалидом II группы и кавалером ордена Отечественной войны 2-й степени (присвоен 6 ноября 1947 г.). Он был демобилизован в звании гвардии старшего лейтенанта. Интересно, что почти перед смертью Сидуру дали и орден Отечественной войны 1-й степени (6 ноября 1985 г.). Два ордена и переломанная жизнь…

Эта история с ранением определила всю последующую физическую и творческую жизнь Вадима Сидура.

Скульптор-диссидент

Став инвалидом войны, молодой человек, тем не менее, решил реализовать себя в творчестве. Он твердо решил стать скульптором. Вадим Сидур в 1945 году поступил в знаменитое Строгановское училище в Москве и в 1953 году его окончил. Учился он на факультете монументальной скульптуры.

Приемный сын скульптора Михаил Сидур вспоминал:

«Хроническое, доходящее до обмороков недоедание в детстве — печально известный голод на Украине, кошмары эвакуации, пережитые им в подростковом возрасте, почти не отличавшаяся от лагерной жизнь в пулеметном училище в Кушке, фронт, ранение, бесконечная череда госпиталей — все это воспринималось им как норма человеческого существования. По его собственному признанию, в послевоенной Москве он ощущал себя пришельцем с другой планеты».

После окончания Строгановского училища Вадим Сидур занимался скульптурой и книжной иллюстрацией. Однако почти сразу же он вошел в негласный конфликт с официальной линией в искусстве.

В 1960-1970-е годы Сидур постоянно сталкивался с официальными обвинениями в в формализме и пацифизме. Как многие творческие деятели, подрабатывал на стороне: производил городскую декоративную скульптуру и частные надгробия, подрабатывал иллюстрациями.

При жизни Сидур не мог выставлять свои работы в СССР. При этом за рубежом устойчиво рос интерес к работам Сидура. Состоялось более 30 зарубежных выставок.

Тема зла войны – основная в творчестве

Скульптуры Вадима Сидура совершенно выбивались из всей линии «социалистического реализма». Произошла удивительная вещь – родившиеся в одном дворе два знаменитых скульптора оказались на разных полюсах творчества. Евгений Вучетич олицетворял официальную линию по увековечению военных событий. Вадим Сидур тоже сделал тему войны едва ли не основной в своем творчестве.

Однако военная тема звучит у Сидура совсем по-другому. Во-первых, камерно, во-вторых, с ярко выраженным акцентом на показ страданий от войны, войны как главного зла на планете. Если в творчестве Вучетича доминирует героический пафос, в творчестве Сидура – война как повседневный катаклизм, приносящий страдания людям.

Вадим Сидур так описывал свои ощущения после ранения, приведшие его к магистральной линии в творчестве:

«Я остался жить, но это произошло не сразу. Довольно долго я раскачивался между жизнью и смертью… Голова моя с момента ранения все еще была постоянно опутана бинтами. Пуля немецкого снайпера попала мне в левую челюсть, чуть ниже глаза и виска, раздробив все, что только было возможно, потом прошла сквозь корень языка, почти отсекла его и разорвалась в углу нижней челюсти справа, образовав огромную дыру. Металлические осколки этой разрывной пули до сих пор сидят во мне…».

Так появились основные скульптуры Сидура: «Раненый», где голова – кокон из бинтов и только щель рта оголена; «Победитель» – максимально обнаженный солдат, изувеченный войной, со страшной судьбой. Это образ целого поколения победителей, которые потерпели в жизни поражение.  

К собственному глубинному пониманию сути войны Сидур шел двадцать лет. Плюс постоянно давало о себе знать подорванное здоровье. К пережитому на войне прибавился инфаркт 1961 года, после чего Сидур некоторое время физически не мог заниматься скульптурой. Поэтому он сконцентрировался в этот период на графике.

«Художнику, видимо, все на пользу, даже горе и болезни»,  - с грустью отмечал скульптор.

Летом 1962 года Вадим Сидур создает цикл новых работ: «Инвалиды», «После войны», «Памятник современному состоянию». Все они пронизаны одной главной мыслью: главное зло на Земле – насилие и война.

Наиболее известные работы Вадима Сидура: «Раненый» (1963), «Отчаяние» (1963), «Памятник погибшим от насилия» (1965), «Бабий Яр» (1966), «Треблинка» (1966), «Формула скорби» (1981), «Взывающий» (1985).

Многие работы Сидура установлены в Германии. Это «Памятник погибшим от насилия» (город Кассель, 1974), «Памятник современному состоянию» (город Констанц, 1974), «Треблинка» (Западный Берлин, 1979), «Взывающий» (город Дюссельдорф).

Интересно, что в США установлена «Голова Эйнштейна». В Мюнхене стоят скульптурные портреты Эйнштейна, отлитые по гипсовой модели Сидура 1967 года.

В завершающий период своего творчества Вадим Сидур работал как скульптор-авангардист. К этому времени относятся циклы «Гроб-Арт» и «Железные пророки». Здесь скульптор использовал в качестве исходного материала неожиданные элементы: канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы жизнедеятельности человеческой цивилизации. По замыслу творца, человеческие фигуры, лежащие в деревянных ящиках-гробах, безмолвно протестуют против войны и насилия, царящего в современном мире.

Вадим Сидур активно работал как художник-график, оформитель книжной продукции . Например, с его иллюстрациями в 1970 году были изданы поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза».

Также Вадим Сидур писал стихи и прозу, печатавшиеся в самиздате и затем издававшиеся на Западе.

Музей Сидура – есть в Москве, но нет в Днепре

26 июня 1986 года в Москве Вадим Сидур скончался от третьего инфаркта. Он прожил недолгую, но яркую жизнь. Не дожил два дня до очередного дня рождения… Похоронен на Переделкинском кладбище в Москве.

О жизни и творчестве талантливого скульптора сейчас написаны десятки статей и книг. На улицах Европы и Америки можно увидеть его скульптуры, во многих городах состоялись выставки его работ.

В 1989 году в Москве был создан Государственный музей Вадима Сидура. В нем выставлены наиболее известные произведения мастера. В том числе небольшие авторские скульптуры, впоследствии увеличенные и установленные в городах мира. Здесь представлены все периоды творчества Вадима Сидура – от реалистической пластики середины 1950-х годов до авангардных «Гроб-Арта» и «Железных пророков». В июле 2014 года музей открылся после капитальной реконструкции.

В родном городе скульптора неоднократно поднимался вопрос о создании музея. Однако воз и ныне там…

Память в Днепре: доска, улица и школа современного искусства

Уже в начале нового века в нашем городе понемногу стали вспоминать и пропагандировать имя Вадима Сидура.

В 2002 году на фасаде средней школы № 33 была установлена мемориальная доска памяти Вадима Сидура. Она размещена на фасаде здания, выходящем на Троицкую площадь. Доска создана из черного гранита и содержит проникновенное портретное изображение скульптора и небольшой текст.

В 2007 году Днепропетровским городским советом основана премия имени Вадима Сидура. Ее первыми лауреатами стали скульпторы Гарник Хачатрян (2007 год) и Юрий Павлов (2008 год).

В 2015 году, в рамках переименований в ходе декоммунизации, в нашем городе появилась и улица Вадима Сидура (бывшая Ткаченко). Она находится не в центре города, а на далекой окраине, в центре поселка Мирный. Однако, учитывая топонимическую историю нашего города, можно сказать, что скульптору повезло…

Наконец, совсем недавно, в начале 2019 года, в горсовете было основано КП «Школа современного искусства имени Вадима Сидура». Задача его – поддержать талантливую молодежь.

***

Нельзя сказать, что в современном Днепре имя Вадима Абрамовича Сидура совершенно забыто. Его помнят в культурной и творческой среде, проводят дни памяти. Однако широкой публике работы классика мировой скульптуры XX столетия по-прежнему малоизвестны. О нашем знаменитом земляке в Днепре вспоминают почему-то реже, чем в Европе и Америке», - завершает Максим Кавун.

Добавим, что сегодня, 27 июня в 17-00 в Музее украинской живописи (площадь Троицкая, 5-а) начнется «День памяти Вадима Сидура», в рамках которого состоится презентация альбома графики нашего талантливого земляка.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Коллекционер  (26.04.20 11:02): Незавершенная скульптура от Вадима Сидура стоит на углу улицы Рабочая и Уральская. Будучи в Днепропетровске в конце 70-х- начале 80-х, высек из камня и оставил в мастерской, по рассказам как подарок городу. "Времени было мало, по этому не лил из металла, а высекал из камня. Доделать её не успел, нужно было уезжать". Долгое время простояла во дворе художественной мастерской, а потом каким то чудом нашла свое место в сквере по улице Рабочей. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Стоик  (05.07.19 10:50): Работы Вадима Сидуры, мне очень понравились. Отличный очерк. Молодцы. Ответить | С цитатой
Василиса  (03.07.19 09:09): Каширные работы! Здорово было бы установить в городских скверах, проспектах, площадях. Ответить | С цитатой
222  (27.06.19 17:01): Вместо "скульптур" на Набережной (или в дополнение к ним) могли бы поставить копии некоторых работ Сидура. Только из железобетона. Ответить | С цитатой
222  (27.06.19 16:56): Вместо "скульптур" на Набережной (или в дополнение к ним) могли бы поставить копии некоторых работ Сидура. Ответить | С цитатой
Лекарь.  (27.06.19 16:42): Выдающийся скульптор. Выдающийся чловек.
Настоящее искуство!
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте