|«« | «« | »» | »»| |
В мае нынешнего года исполняется 240 лет со дня освящения уникального храма – духовного символа Приднепровья. Это деревянный Свято-Троицкий собор в городе Новомосковске. Сегодня он - один из немногих сохранившихся деревянных храмов в степной Украине и единственный девятикупольный.
История Троицкого собора – своеобразное зеркало истории Приднепровья. Собор пережил революции, войны и приступы богохульства, сохранился и стоит на радость новым поколениям. Городской сайт с удовольствием рассказывает историю храма.
Когда и как возникла идея девятикупольного деревянного храма в казацкой слободе? Кто был архитектор храма, и как родился уникальный проект? Как отнеслись жители к этой идее, и как проходило строительство? Почему считается, что собор построен «без единого гвоздя»? Какие перипетии постигли здание храма в XX веке?
Об этом расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Троицкий собор построен в 1775-1778 годах, его начали строить в одну эпоху, а завершили в другую, - рассказывает Максим Кавун. - В начале семидесятых годов XVIII века на месте города Новомосковска существовала казацкая слобода Новоселица или Самарчик. Она была столицей Самарской паланки. Паланка – это административно-территориальное образование на землях Запорожья. Самарская паланка охватывала юго-восток современной Днепропетровщины. Столицей паланки и была Новоселица. Управлял паланочной администрацией паланочный полковник.
У жителей и руководства района, как сказали бы сейчас, возникла идея построить необыкновенный храм, который стал бы символом поселка и своеобразным «брендом». Двести лет назад наши предки соревновались в строительстве храмов, а не торговых и развлекательных центров, как сейчас.
Сказано - сделано. Строительство храма заняло несколько лет. Но по иронии судьбы, начали его строить, когда еще существовала Запорожская Сечь, а закончили через три года после ликвидации Сечи, когда уже не стало и паланки, но осталась слобода Новоселица, в будущем – уездный город Новомосковск.
Перед общиной встал выбор – где найти архитектора? Таковой быстро отыскался. Это был Аким (Яким) Погребняк, уроженец местечка Новые Водолаги (ныне в Харьковской области).
Историк и писатель Григорий Надхин (1819-1881) «Память о Запорожье и о последних днях Запорожской сечи» так описал выбор архитектора:
«Задумали Запорожцы построить здесь храм Божий, достойный их усердия и средств. Купили несколько соседних домов, сломали их и ветхую церковь, открыли большую площадь и собрались к титарю (ктитору), тоже запорожцу, Якову Андреевичу Легкому, на совет: как приступить к самой постройке?
… Общество собралось в саду, в холодке, под яблонями и тополями… Порешив сообща дело о материалах, о деньгах, о том кому ехать за разрешением на постройку, Сердюк (полковник – примечание Максима Кавуна) спросил, хлебнув из чашки душистой, дымящейся вареной (варенухи), самого почетного угощения в Козацком семействе:
- Кто ж нам выстроит церковь?
- Кто? Я знаю кто, - отвечал один прихожанин.
- Ну, скажи!
- И скажу. Был я недавно в Мерефе; там поставлена теперь славная церковь о пяти верхах; в ясный день кресты на ней горят точно паникадила. Всякая христианская душа не нарадуется, глядя на неё.
- Кто же ее строил?
- И то скажу. Строил ее человек из Водолаг, а прозывается он Яким Погребняк.
- Так поехать за ним, - решило собрание.
- Ездить нечего, я его привел.
- Вражий сыну, Якиме, - крикнул он, улыбаясь, по направлению к хате, - а иди сюды!
Явился Аким Погребняк, по преданию, рыжий, высокого роста человек.
- Ты можешь построить нам церковь? - спрашивали батьки-старшины.
- Можу, дайте только силы да плоти, а поставить поставим».
Погребняк был самоучкой. Он отстаивал идею с такой уверенностью, что община поручила ему строительство и положилась на его энергию. Аким Погребняк был известен тем, что в местечке Мерефа возвел церковь «о пяти верхах». Церковь в Мерефе действительно существовала, Она называлась во имя Рождества Пресвятой Богородицы, имела 5 куполов, и была похожа по силуэту на позднейший Троицкий собор. Церковь эта была перенесена в Мерефу в 1795 году из расположенной рядом Озерянской пустыни. Церковь в Мерефе сгорела еще в 1879 году. Существует картина С.И. Васильковского конца XIX века, которая показывает внешний вид церкви в Мерефе. Эту церковь в Мерефе можно считать архитектурным прообразом Троицкого собора.
Также Аким Погребняк считается возможным автором Введенской церкви в селе Артемовка на Харьковщине, которая была построена в 1761 году. Это также пятикупольная церковь, и она тоже напоминает Троицкий собор. В начале XX века на Харьковщине сохранялась целая группа таких церквей, возможным автором которых был А. Погребняк.
К сожалению, все эти церкви были разрушены в 1930-е годы.
Зодчий не подвел своих «заказчиков». Он начала работу, но потом вдруг… пропал. Он удалился на несколько дней из слободы. Его искали, но не могли найти. Вернувшись, Аким Погребняк представил… уникальную деревянную модель храма из осоки. Погребняк при этом рассказал следующую историю. Он удалился в камыши и провел несколько дней в молитвах. Снова процитируем Григория Надхина:
«Где ж ты був, Божий чоловече? - спросил его наконец Кореневский (ктитор храма – М.К.), глядя на него почти с умилением.
Тут открылось, что зодчий изнемог было под собственною мыслию, испугался, что не будет в силах выстроить такую церковь, какую обещал, – и бежал.
- Бежал я,- рассказывал он, – в наши Самарские комыши, и залег в них, а думка моя точно спорила сама с собою: то выстрою, то не выстрою, беспрестанно вертелось у меня в голове… Я зовсем ослаб и душою и телом… Лежав я в очеретах в палестинах нашего Миколаевского монастыря, и от, повернувся лицем к монастырю, где обретается престол Святителя Миколая, помолився я Святому Миколаю… После молитвы я заснув, и спав, бачьця, довго: заснув же чуть не в пору обеда, а проснувся – сонце було только на два дуба над землею. И угодник Божий услыхав грешную мою молитву: во сне видев я Святого Миколая Чудотворця седым старичком, и Святый Миколай указовав мене, як строить оцей храм Божий, да так ясно, мов теперь его бачу перед очима. Я встав бодрый и свежий, и ну, як во сне указано мене було, плести оццю церковцю из оситнягу, и от и сплев, як бачите!».
Во сне зодчий увидел модель храма – уникальное девятикупольное здание, не имевшее аналогов на всем Запорожье. Фактически это был деревянный макет. К сожалению, эта модель собора рассыпалась еще в 1812 году и до наших дней не дошла.
Архитектор презентовал свою модель и проект храма общине. Григорий Надхин в работе «Воспоминания о Новомосковске» 1861 года впервые описал легенду о казацкой раде в Новоселице, на которой будто бы был представлен проект.
На совете казацких старшин Погребняк представил нарисованный фасад пятикупольной, а затем уже девятикупольной церкви. Запорожцы проект утвердили, мастеру заплатили 2000 рублей. Из них 24 рубля Погребняк сразу пожертвовал на будущую церковь. Григорий Надхин утверждал, что эта легенда была рассказана самим сыном Я. Погребняка Иваном старожилу г. Новомосковска Р.И. Пукалову. Также Надхин опубликовал текст аттестата, выданного Я. Погребняку 10 января 1779 года о том, что он возвел в Новоселице девятикупольную церковь.
Специальный документ, аттестат, засвидетельствовал заслуги архитектора:
«Дан сей Государственной слободы Новых Водолаг жителю Акиму Погребняку в том, что он, Погребняк, по данному нам, ниже подписавшимся, от себя контракту, Азовской Губерни, Екатеринославского Уезда, в слободе Новоселовке, деревянную о девяти верхах трехпрестольную церковь изделкою в совершенное привел докончание, за которую изделку и договорную цену 1976 руб. все полным числом он, Погребняк, от нас получил. А что он сию работу производил рачительно, добропорядочно и превосходно, в том мы, на предбудущие времена, сим его, Акима Погребняка, одобряя, подписываемся. 1779 г., Генваря, 10-го дня». (Подписали: Церкви Святотроицкой протопоп Григорий Порохня, шесть священников и еще пять подписей казацкой старшины, два ктитора церкви).
Вероятно, Аким Погребняк после сооружения храма остался жить в Новоселице, затем Новомосковске. 9 декабря 1779 года он крестил в «своем» соборе дочь Варвару.
Существует еще одна легенда о том, как на казацкой раде восприняли проект Акима Погребняка. Все удивились необычайно, говорили, что такого чуда никогда не видели. Особое восхищение вызвало количество куполов – общим числом 9.
Однако на «презентации проекта» вышел казус – народ никак не мог понять, почему именно 9 куполов. Ведь, если считать по три купола по четырем сторонам, механически выходит не 9, а 12. В ту пору народ даже азам математики, понятное дело, был не обучен, и никак не мог понять, как правильно посчитать купола.
Довольно долгое время датой закладки собора считали 1773 год, поскольку им датировалась первая грамота митрополита на строительство храма. В сборнике «Літопис собору» (2016), новомосковский исследователь К.В. Мешко предложил считать датой закладки храма 1775 год. Он представил новую хронологию строительства храма.
В мае 1773 года в Киев для покупки дерева для церкви выехали представители общины Самарчика. 1 апреля 1775 года киевский митрополит Гавриил издал вторую грамоту – на строительство трехпрестольной церкви. 2 июня 1775 года, всего за несколько дней до ликвидации Сечи, было освящено место и заложен Свято-Троицкий храм.
В 1778 году собор был вчерне окончен. Екатеринославский епископ Феодосий Макаревский в своей книге «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1880) описал процесс строительства и освящение храма. Освятил главный престол храма архиепископ Славенский и Херсонский, преосвященный Евгений.
Епископ Феодосий отметил:
«Обывателям Самарчика, Новоселицы от души хотелось, чтобы преосвященный Евгений посетил их город и освятил главный престол в их новостроящейся трехпрестольной церкви. Церковь во всех отношениях давно уже была отделана; работались только одни иконостасы, по духу того времени, узорчатые, прорезные, требовавшие долгого времени и усидчивого труда, и иконы для них. Поручик, смотритель слободы Новоселицы, Антон Головатый, голословных дел разбиратель Федор Белый, ктитор Яков Легкоступ, полковый старшина, ктитор Павел Коржевский, войсковый хорунжий Герасим Руденко, полковый хорунжий Иван Черевко и многие другие, по общей раде с духовенством, решились поставить временно в главном престоле иконостас из старой церкви и просить преосвященного, при старом иконостасе, освятить главный, Свято-Троицкий престол… Преосвященный Евгений изъявил на это полное согласие и 13-го мая 1778 года, с «администратором», архимандритом Феоктистом, освятил в Новоселовке Троицкую церковь и совершил в ней первое богослужение и священнодействие».
Итак, дата освящения храма – 13 мая (24 мая по новому стилю).
Собор, построенный за три года, стал крупнейшим памятником деревянного народного зодчества. Уникальный храм в стиле барокко поднялся на высоту 35 метров. Собор не просто имеет девять куполов. Каждый купол увенчивает, по сути, отдельную башню. Собор является композицией башнеобразных строений.
Григорий Прокофьевич Надхин в статье «Память о Запорожье и о последних днях Запорожской Сечи» так описывал Троицкий собор в 1876 году:
«Этот своеобразный памятник Запорожского усердия к вере находится на большой базарной площади.
Церковь состоит из девяти золотоглавых башен, каждая о четырех ярусах; башни, поставленные по три в линию, образуют из себя три ряда, и в таком виде соединены вместе; средние башни выше боковых, и из средних центральная, главная, еще выше. Все это в общем составило фигуру из девяти конусов до того правильную, что с какой бы вы точки ни глядели на нее, она отовсюду представляет замечательную гармонию… Высота ее за тридцать, а окружность около пятидесяти восьми сажен; фундамент кирпичный. Колокольня построена после, совершенно отдельно, на значительном расстоянии. Все это обведено оградой. Маковки собора и колокольни были выкрашены зеленою краской, но в тридцатом и тридцать первом годах, при починке, вызолочены все главы. При этом один мастеровой поплатился жизнью, упав с самой вершины церкви. Иконостас был сначала с фестонами, завитками, со всеми хитростями столярного искусства. Образа хорошего письма…».
Первоначальная технология строительства, почти не предполагала наличие металлических элементов. Устанавливали друг на друга срубы, крепили с помощью специальных заломов. Поэтому и пошло в народе выражение, что собор построен «без единого гвоздя».
Однако это не так. Косвенно это подтверждает и Григорий Надхин. Еще в 1876 году он писал:
«Самое соединение этих башен заслуживает внимания: сложенные из сосновых и частью дубовых брусьев, в срубе от шести до десяти вершков, почти нигде не скрепленных гвоздями, они служат одна опорою другой на основании равновесия, угаданного с замечательной верностью. Никаких поддерживающих колонн, никаких подстав и подпор внутри нет, извне – то же».
То есть гвозди все же были, в минимальном количестве, что нисколько не умаляет мастерства строителей. А после ремонта храма в 1888 году гвоздей стало больше.
Троицкий собор имел три престола. Центральный – во имя Святой Живоначальной Троицы , правый придел – во имя Апостолов Петра и Павла , а левый придел – Всех Святителей.
В комплексе с храмом еще в XIX веке была сооружена колокольня. Она прямоугольная в плане, трехъярусная, с интересным шатровым завершением. На колокольне находятся куранты – тоже очень редкий элемент для провинциального города. По архитектурным особенностям колокольня уступает храму. Но сегодня это тоже очень ценный памятник деревянного зодчества.
Сто лет прошло со времени возведения храма. К тому времени слобода Новоселица давным-давно была преобразована в уездный город Новомосковск. В 1888 году была проведена капитальная реставрация храма. Руководил этим процессом мастер Алексей Данилович Пахучий.
Старый храм к этому времени попросту прогнил и угрожал падением. Особенно пострадал от времени фундамент: здание покосилось, все купола наклонились к среднему куполу. Поэтому он был разобран на брусья и затем собран заново. В этой технологии уже использовались металлические изделия. Поэтому с конца XIX века собор уже не собран «без единого гвоздя». Что, конечно же, нисколько не умаляет значения здания храма.
Алексей Пахучий оставил ценные воспоминания «Як я поновлював запорожський собор у Новомосковську», опубликованные в екатеринославском журнале «Дніпрові хвилі» в 1913 году. Он писал:
«Про новомосковський собор уперве я чув від свого батька… він і каже: «це ще нічого, а от, синку, у новомосковському церква: там аж 9 церков у одному місті!»…
Засіла у голові мені та церква! …От таки прийшлось у 1875 році побачити. Цілих пів дня я ходив, і та роздивлявся! Не зміг дати собі толку: як це дійшов ум чоловічий до того, щоб зростить 9 церков!
Нарешті чую у 1887 році, що хотять перестроювати і Новомосковський собор. Ще більш захотілося навчитися тієї мудрості, про яку мріяв ще з ізмальства!
… Дуже важко було мені зпочатку, та не дуже легче і далі… Дуже було важко зібрати, бо не я розбирав!.. Робив я його з дуже великою охотою. Дуже приємно було працювати над своїм рідним та й відносини мої були мов до рідної дитини… За будування цього собору мені заплачено було 12000 карб., тоді як Погрібняк брав тільки 900 карб., та ще з оцих 900 подарував 100 карб. на церкву. Крім того у нього усі 96 рам, та 6 вихідних дверей і лутки біля них, та арки були уквітчані виноградними лозами та инчими квітками. Я уже цього не робив: не схотіли фундатори. Криша крилась гонтом, тоді як я крив залізом. Жолоба довбались із дерева – я робив залізні. Цвяшки Погрібняк робив деревляні, мені ж давали залізні. Оце тільки і не таке, як строїв Погрібняк, останні деталі зостались ті ж».
Троицкий собор уже в XX веке сам стал прообразом интересного архитектурного сооружения. Это Покровский собор в селе Плешивец Гадячского района Полтавской области. В начале XX века община строила новый храм. Епископ посоветовался с Д.И. Яворницким, и тот показал ему изображение Троицкого собора. Так на Полтавщине появилась почти копия нашего собора, только выполненная в камне. Проект разработал известный московский архитектор и художник И.С. Кузнецов. Покровский в Плешивце – немного больше 45 метров в высоту. Сейчас храм реставрируется.
Полтора ста лет Троицкий собор в Новомосковске считался главным храмом города. Но прошлый век принес в жизнь храма большие изменения. После революции, гонения на церковь и верующих не могли не затронуть храм. Троицкий собор был закрыт в 1930-е годы. Во время войны и оккупации храм возобновил работу и практически не пострадал, за исключением того, что 27 сентября 1941 г. в собор попал немецкий танковый снаряд.
Уже после войны образ храма вывел Олесь Гончар в своем знаменитом романе «Собор». И тем самым не просто увековечил в литературе уникальное здание, но и придал ему общее значение, вписал в контекст борьбы за сохранение национальной культуры в эпоху стирания различий.
В декабре 1961 года собор снова закрыли и заперли на замок. Община писала письма во все инстанции, даже на имя Никиты Хрущева, но результата не было. В 1963 году здесь был размещен музей декоративно-прикладного искусства – филиал Днепропетровского художественного музея. Это был неплохой вариант сохранения святыни по тем временам. В конце 1960-х годов – 1970-х годах производилась реставрация собора как памятника истории и архитектуры.
В 1990-е годы началось возрождение храма в прежнем статусе. Восстановлена церковная жизнь. Храм снова стал центром духовной жизни Присамарья. Сегодня на повестке дня стоит дальнейшее поддержание и сохранение храма как уникального памятника архитектуры. Статус здания этому способствует – «памятник архитектуры национального значения».
Троицкий собор стал общепризнанным символом украинского деревянного зодчества. Интересно, что даже на Западе книги, посвященные украинской церковной архитектуре, обязательно содержат информацию о храме. А в книге Давида Бакстона "Деревянные церкви Восточной Европы", изданной в Кембридже в 1981 году, Троицкий собор помещен на обложку. (THE WOODEN CHURCHES 0F EASTERN EUROPE: An Introductory Survey, by David Buxton. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1981. VII, 405 p.)», - завершает Максим Кавун .
С 2012-го года, шесть лет в соборе идет капитальная реконструкция, о чем Городской сайт уже неоднократно рассказывал.
В 2014 году, в ходе выполнения реставрационных работ, в соборе произошел пожар.
Но огонь был быстро локализован, а впоследствии поврежденный пожаром купол был восстановлен.
В 2017-18 годах была реконструирована колокольня собора . Трехъярусная деревянная колокольня собора была построена позже, чем сам храм, в 1887 году. Реставраторы разобрали сооружение до самого основания и буквально перебрали по бревнышку. Отдельные ценные старинные архитектурные детали колокольни, которые настолько обветшали, что их пришлось заменить копиями, пополнили экспозицию городского историко-краеведческого музея.
При реставрации собора используют как традиционные, так и современные инструменты. Колоды, как и в старину, соединяют «тыблями» - специальными пластинами из дуба. Но современные соединительные пластины имеют большую длину, чем те, что использовались при строительстве колокольни. Это сделает сооружение прочнее.
А сейчас ремонт продолжается в помещении трапезной, сообщает 0569.com.ua
О ее ходе рассказал клирик собора, протоиерей Алексей Прокопов:
- Как известно, в Свято Троицком соборе сегодня ведется масштабная реконструкция, которая полностью финансируется государством. Но трапезная, расположенная в бывшем складском помещении, которое передали собору, не входит в план реконструкции. Поэтому ремонтные работы здесь ведутся за счет пожертвований прихожан и руками добровольных помощников. Ремонт планируем завершить к Дню Святой Троицы - 27 мая. Но сегодня работы практически остановились из-за отсутствия рабочих рук.
Поэтому собор крайне нуждается в добровольных помощниках и меценатах для продолжения работ. В помещении трапезной необходимо закончить гипсокартонные работы, внешнее утепление стен пенопластом, зашпаклевать стены, поклеить и покрасить обои, подключить освещение и вентиляцию. Также нужно утеплить пенопластом бетонные перекрытия и затем смонтировать подвесной потолок.
К празднику Святой Троицы в соборе традиционно ждут с архипастырским визитом Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, которого хотят встретить в обновленной трапезной.
К этому добавим, что в прошлом году Новомосковский Свято-Троицкий собор оказался увековечен и на памятной монете в Украине. Национальный банк Украины ввел в обращение биметаллическую недрагоценную памятную монету "85 лет Днепропетровской области".
Монета имеет номинал 5 грн, ее тираж - 35 000 штук. Ее диаметр составляет 28 мм. Цена НБУ на эту памятную монету составляет 40 гривен.
На монете изображен Свято-Троицкий собор в Новомосковске, а также спутник на фоне звезд, ковш и другие символы нашей области.
***
Троицкий собор в Новомосковске имеет не просто архитектурное, а общекультурное значение. Это символ преемственности духовных и культурных традиций в нашем крае. На наш взгляд, собор вполне может претендовать на вхождение в список всемирного культурного наследия Юнеско. А пока главное – сохранять для потомков уникальный храм.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |