|«« | «« | »» | »»| |
Известнейшему художнику из Днепра, члену Национального Союза художников Украины Михаилу Кублику исполнилось 70 лет. В Днепровском Доме искусств состоялся торжественный вечер, на котором юбиляра от души поздравляли и слушали его откровения о творчестве и непростом времени…
Михаил Алексеевич Кублик – художник-живописец, имя которого известно далеко за пределами Днепра. Он родился в январе 1948 года в Днепропетровске, еще в раннем детстве краски, бумага и кисточки стали любимым занятием ребенка. Правда, в молодости ему пришлось выбирать между живописью и фехтованием, которым он серьезно занимался и практически дошел до уровня мастера спорта. Но с рапирой пришлось расстаться ради живописи…
Не мысля себя вне живописи, в 1971 году Михаил закончил художественно-графическое отделение Ленинградского пединститута имени Герцена. С 1976 года работал в Художественном комбинате Художественного фонда Украины. А с 1996 года Михаил Кублик находится в свободном творческом полете: пишет картины, активно участвует в выставках как в Украине, так и за рубежом.
Но где бы ни был Михаил Алексеевич – душа всегда зовет его вернуться в родной город. Тема старого, исчезающего на глазах родного Екатеринослава-Днепропетровска-Днепра – одна из самых любимых в творчестве Михаила Алексеевича. Коллекция его картин, посвящённых городской тематике, насчитывает 250 картин. Первая часть серии посвящена тем колоритным уголкам города, которая уже уходит в небытие, в других чаще отображаются пейзажи с историческими и современными зданиями. Эта серия стала классическим образцом решения темы исторического пейзажа города, и имеет не только художественное, но и большое историческое значение.
Кублик - участник многих групповых выставок днепровских художников, как областных, так и всеукраинских, десятков персональных выставок. В нашем городе они проводились в Союзе художников, Доме искусств, художественном и историческом музеях, в Украине – во многих дворцах студентов и в домах искусств Киева, Каменец-Подольского, Черкасс, Бердянска и других городов.
Он много путешествует по Украине, Pocсии, Белоруссии, Чехии, Словении, Грузии, пропагандируя красоту Украины среди ценителей искусства в тех странах. Но больше всего Михаил Кублик влюблен в наш город. За много лет работы над темой городского пейзажа он научился видеть прекрасное и романтичное даже в тех уголках мегаполиса, где этого не замечают остальные. Он переносит на холст и живописные аллеи центральной части города, и неприглядные заводские окраины.
- Наш дореволюционный город был фактически построен за 30 лет и стал одним из красивейших в Европе, - говорит Михаил Кублик. – Я горжусь тем, что мне удалось запечатлеть уголки этого старого города, исчезающие на глазах. 80 процентов старых двориков и домиков, живущих на моих картинах, уже снесли! А строят вместо них такое, в чем души нет. В нашем городе старину не умеют ценить. А в той же Варшаве, взорванной гитлеровцами, после войны собрали все архивные фото и по кирпичику восстановили здания 12-14-х веков…
Цвет дан художнику вместо голоса, - так считает Михаил Кублик. И поэтому в его картинах такое буйство ярких и насыщенных красок. Сюжеты картин внешне кажутся просты. Автор предлагает зрителю не дивиться новизне художественной фабулы, а разглядеть что-то новое и одновременно родное в уже знакомом и привычном Днепре.
О творчестве Кублика известный днепровский искусствовед Елена Годенко говорит следующее:
«Михаил Кублик - один из немногих, кто обратился к теме старого быта Екатеринослава и Днепропетровска. Многие его картины посвящены тем колоритным уголкам города, которые уже ушли в небытие. Посвященная родному городу серия - классический образец решения темы исторического пейзажа города, она имеет не только художественное, но и большое историческое значение».
О своей технике письма художник говорит следующее:
- Я по натуре – архитектор-пейзажист, люблю историческую архитектуру и стремлюсь ее достоверно передать на полотнах. Когда учился в институте, у нас было 170 часов преподавания перспективы по законам Петерсона. В моем родном городе, в нашей прекрасной стране много памятников, вид которых хочется достоверно запечатлеть… Люблю работать и с натюрмортом. Когда искусствоведы смотрят на мои натюрморты, они прослеживают аналогии с кубизмом. Возможно, я что-то и взял от кубизма, добавив свое. Ведь искусство развивается по спирали. Оно может быть беспредметным, но не может быть бессмысленным!О его творчестве искусствовед Людмила Тверская говорит следующее:
«Художник, да и вообще человек – это субстанция, в которой огромное количество граней. Поэтому отдельно рассматривать человеческие качества художника и особенности его произведений невозможно. Свойства личности всегда обуславливают стиль, в котором работает художник, и его жанровые пристрастия. Те, кто общался с Михаилом, с легкостью соотносят его черты характера с такими чертами его живописи, как монументальность и экспрессивная выразительность. Михаил видит мир обобщенно и картинно, что сейчас редкость. Кублик - необыкновенно своеобразный художник. Когда смотришь на его работы, то сразу понимаешь, что перед нами человек очень неоднозначный и очень темпераментный. Ценители искусства в Днепропетровске знают Михаила Кублика давно по серии картин, посвященных старому Екатеринославу, и сериям работ «Сакральная Украина». Кублик ездит по всей Украине, чтобы с помощью кисти запечатлеть и собрать воедино те богатейшие духовные места, которые всегда привлекали и будут привлекать людей в нашей стране».
Он любит свою родную страну всей душой и стремится изобразить как можно больше из той красоты, что нас окружает. А красивых мест в нашей стране столько, что, по словам художника, «жизни не хватит все это запечатлеть». В Украине много замков и монастырей, и художник много ездит по всем регионам страны для того, чтобы собрать материал для своих работ.
- У нас очень много, в основном на Западной Украине, сохранилось дворцов и замков, - рассказывает живописец. - Я много писал Каменец-Подольский – это одна из жемчужин мировой культуры. Я, конечно, не ограничиваюсь тематикой замков и крепостей, пишу и природу… Мы, украинцы, - великая нация! Мы - красивая нация! Мы - образованная нация! Но нам очень не хватает способности гордиться собой и гордиться той красотой, что нас окружает. Мы все стесняемся это делать. Советская власть нам мало рассказывала о нашей украинской истории. Многое замалчивалось. Поэтому я и работаю для того, чтобы люди могли увидеть Украину, чтобы у них пробудился интерес к тому, что есть на нашей земле.
С конца 1990-х годов Кублик работает над серией живописных полотен под названием «Сакральная Украина». Восхищение родной страной и её красотой выразилось в сотнях этюдов с натуры, которые были сделаны в Каменец-Подольске, Хотыни, Белгород - Днестровске, Судаке, Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской лаврах. На основе этих материалов он создал десятки полотен, которые неоднократно демонстрировались на коллективных и персональных выставках, начиная с первой презентации этой серии в 2007 году в выставочном зале Днепропетровской организации Национального союза художников Украины.
Но особое внимание в своем творчестве он придал крепостям и замкам Крыма, Одессы, Западной Украины, церквям и монастырям всех регионов от Ужгорода до Донецка. Работая над этой серией, он создает целиком правдивые виды архитектурных ансамблей или городской среды, где он обобщает формы, придавая им символические значения. Это можно видеть в крупных, размашистых мазках кисти, которая создает энергичный, темпераментный ритм экспрессивного звучания. Для художника характерна реалистичная манера письма, влюблённость в природу. Это проявилось, в том числе, и в многочисленных акварелях, созданных им во время поездок по родному краю.
Замки и крепости, изображенные на картинах художника, выстояли в самые тяжелые, смутные времена и пережили набеги вражеских войск. Теперь же, в наше время, из-за отсутствия к ним внимания со стороны государства, многие из них приходят в плачевное состояние. Поэтому очень важно именно сейчас показывать их красоту и уникальность. Возможно, это поможет обратить внимание общественности на проблемы наших исторических памятников и позволит найти пути их решения.
Как с грустью подсчитал Михаил Кублик, когда-то на территории современной Украины было порядка 5 тысяч замков и крепостей. Теперь их осталось всего 116, причем лишь 15 из них – в отреставрированном виде…
Об этой поездке Михаил Кублик вспоминает с необычайной теплотой:
- В Белоруссии я бывал и раньше, но каждый раз эта удивительная страна открывает новые тайны. Я давно мечтал познакомиться с древним городом Полоцк и архитектурой средневековья, легендарными замками. И в недавнюю благодаря помощи белорусских друзей это удалось сделать. С новой стороны открылась Беловежская пуща, которую я посетил не как турист. Смог пожить в поселке у этого заповедника, впитать дух старины, полюбоваться старинными деревянными крестьянскими домами.Художника, по его словам, белорусы поразили огромным радушием. Несмотря на все происходящие события, для них украинцы – братский народ.
- Грузия меня интересовала очень давно хотя бы потому, что у меня жена была наполовину грузинка и наполовину армянка, - признается Михаил Алексеевич. - Поэтому интерес к этой стране у меня давний. Когда я ехал в Грузию, я попросил чтобы, по возможности, я смог остановиться у художника. И в итоге я остановился в очень хорошей семье: два брата и из них старший художник. Им было очень интересно со мной, а мне с ними.Для художника из Центральной Украины Грузия очень необычна и интересна.
- Мы здесь в Украине живем на равнине и привыкли к одному типу пейзажа, а там, в горах даже облака плывут прямо под ногами, - вспоминает живописец. - И еще мне повезло, что я застал грузинскую осень, когда все яркое, и грузинскую зиму, когда все пушистое-пушистое и мягкое. Еще запомнилась такая часть пейзажа как башни, которые, как мне сказали, являются символом рода и передавались от отца к сыну долгие поколения… Не понаслышке, а по собственному опыту могу сказать, что в Грузии особое отношение к украинцам. Когда я там ходил и вдруг люди случайно узнавали, что я из Украины, то меня сразу приглашали за стол и рассказывали разные истории. Когда я уезжал, то мне сказали, что я могу всегда туда вернуться, что теперь и там мой дом. Конечно, было очень тяжело оттуда уезжать…
За годы творчества Михаил написал столько натюрмортов, что из изображенных на них вещей образовалось целое собрание старинных предметов быта - с десяток дореволюционных самоваров, довоенные утюги и раритетные украинские кувшины. Коллекционировать предметы славянской культуры Михаил начал двадцать пять лет назад. Покупал он их в антикварных магазинах и с рук. Самый старый самовар в коллекции изготовлен в тысяча восемьсот девяностом году. Примечательно, что он его «вытащил» из пункта приема цветных металлов.
- Я художник концептуальный, - говорит Михаил Алексеевич. - Умею вписать в натюрморты нечто самобытное.
Есть в его коллекции и различные виды утюгов: более древние угольные и послевоенные печные. Но раритетным экземпляром в его коллекции является древний кувшин для воды. Он его нашел в одном из украинских сел. Местная жительница, когда узнала, что он ищет старину, сняла его с чердака.
- Какая бы ни была советская власть, она дала нам фундаментальное академическое образование и о художниках заботилась, - говорит Михаил Кублик. - За годы советской власти художниками были созданы величайшие произведения изобразительного искусства, которые войдут в антологию мировой культуры наравне с эпохой возрождения... А что мы имеем сегодня? В Союзе художников осталось только довоенное поколение, которым уже далеко за восемьдесят, мое поколение, рожденное в 1948-50 годах, и молодое поколение - наши дети. А вот дальше цепочка прерывается. Среди наших детей нет ни одного члена молодежной организации, нет художников-специалистов, которые могли бы прийти к нам на смену. Это сложнейшая проблема, о которой нужно думать в первую очередь. Почему молодежь не идет в искусство? Из-за трудного времени картины практически не покупаются. Я сходил в салон, отдал 500 гривен за пять кистей плюс еще 700 за краску. Вот вам и ответ о том, почему не идут в искусство…
- У меня огромные планы по истории нашего города. В живописи не раскрыта тема города на трех холмах. Наши холмы и балки – неповторимо прекрасны. Раскрывая их образы, хочется отойти от затертых образов. Для каждого дорого то место, где он родился, вырос. Поэтому я, родившийся в старой части города, так люблю уютные екатеринославские дворики, которые весной утопают в абрикосовом цвету. Эту красоту, пока она не исчезла под поступью цивилизации, хочется успеть запечатлеть…Фильм о Михаиле Кублике можно посмотреть по этой ссылке.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |