Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 16 ноября 2024
12:07

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Находки и потери Валерия Прокофьева: легендарный авторетроколлекционер раскрывает свои секреты

|«« «« »» »»|

Житель Днепра Валерий Петрович Прокофьев более полувека занимается поиском и реставрацией раритетных автомобилей и мотоциклов. За это время патриархов автомоторетродела было восстановлено более 200 уникальных машин.

Встретить в наши дни, в однообразном потоке иномарок и представителей советского автопрома, редкий старый автомобиль – сродни чуду! Вдруг проплывет рядом старая «Волга» ГАЗ-21 или «горбатый» «Запорожец» - и на душе становится теплее от встречи с редкостью… Увидеть более старые и редкие марки автомобилей в наши дни можно разве что на парадах авторетротехники или музее. Например, в Техническом музее Днепра «Машины времени» , где его создателем Михаилом Прудниковым собраны десятки удивительных машин, и эта экспозиция постоянно пополняется.

Но мало кто знает о том, что в нашем городе, кроме Прудникова, есть еще с десяток серьезных собирателей и реставраторов старинных и редких машин. Увы, практически все они – не любят афишировать себя и свои детища.

Патриарх европейского масштаба

В ряду таких людей Валерий Петрович Прокофьев – безусловный мэтр, патриарх, авторитет. Даже не украинского – экс-союзного и европейского масштаба. И не только в силу возраста, своих почти 80 лет. Прокофьев, по большому счету, - основатель авторетродвижения в нашем городе. Он был организатором городских автомоторетроклубов «СКАТ» (1983 год), «Клуб колеса и мотора» (1986), «МАРК» (1990). Основал музей старинных автомобилей и мотоциклов в автотранспортном техникуме (увы, давно не существующий), а восстановленные им раритеты стали основой еще целого ряда музейных коллекций . Начиная с 1970-х годов, Прокофьев организовал около 50 выставок и авторетропарадов – на День города, День Победы…

Мне посчастливилось быть знакомым с этим удивительным человеком больше двадцати лет. Первое общение с Валерием Прокофьевым проходило в его компактном, но насыщенном раритетными экземплярами музее в стенах автоторанспортного техникума, где он тогда работал. Кстати, «витриной» этого учреждения (теперь – автотраспортного колледжа) на проспекте Поля давно уже стал ЗИС-5 на постаменте, найденный и восстановленным все тем же Прокофьевым…

И вот – новая встреча, состоявшаяся благодаря новому проекту Технического музея Днепра «Машины времени» и его неутомимому создателю и директору Михаилу Прудникову. В рамках этого проекта перед гостями музея выступают легенды авто- и мотоспорта, реставраторы, коллекционеры старинной техники.

На встрече с Прокофьевым в музее был аншлаг. Было очень приятно, что Валерий Петрович смог пообщаться с автором строк и до, и после встречи, откровенно рассказав о своих находках и утратах. Как он считает сам – потерь и разочарований на этом пути было гораздо больше. Судите сами: из примерно 200 восстановленных им автомобилей и мотоциклов в музее семьи Прокофьевых сейчас экспонируется 25 экспонатов. Судьба остальных…

Впрочем, это мы уже забежали вперед - давайте обо всем по порядку.

Техникой «заболел» с детства»

Он – классический пример «ребенка войны», и с ней связаны самые яркие первые воспоминания.

- В Днепропетровск мы с мамой и бабушкой вернулись в 1943-м году сразу после освобождения города от фашистов, мне тогда было четыре года, - вспоминает Валерий Петрович. – Жили неподалеку от будущего автозавода, теперь это «Южмаш». Там был огромный глиняный пустырь, на котором наши солдаты расстреливали полицаев и предателей Родины.

Вскоре семья воссоединилась – отца по делам службы командировали в 1944 году на западную Украину. Самое яркое воспоминание Прокофьева – главный проспект Дрогобыча, заваленный разбитой техникой отступавших гитлеровцев. Среди автомобилей преобладали чешские «Татры».

А в 1948 году, закончив второй класс, Валера с родителями вернулся в Днепропетровск.

- Трепетные чувства к технике у меня проснулись, когда мне было лет 12. Учился я в 13-й школе на проспекте Кирова (сейчас в этом старом здании под №37 – городская Станция юных техников – примечание автора). Мы с ребятами собирали металлолом, тогда это было необходимо, ведь город отстраивался после разрухи, из металлолома собирали троллейбусы. Какое для нас было счастье, когда по Кирова проехал троллейбус с надписью на борту: «Изготовлен из металлолома, собранного учениками школы №13»! В один из дней поиска металла мы забрели в частный сектор по улице Войцеховича, в районе трамвайного депо. Возле одной из хат под завалами хлама я нашел немецкий мотоцикл, он наполовину врос в землю, на нем были видны буквы NSU. Я тогда еще не знал, что это знаменитая немецкая марка, но буквы просто заворожили меня. Я долго стоял и не мог отвести взгляд от этого шедевра... Мог бы простоять там вечно, но хозяин двора грозился спустить собак и прогнал нас.

Именно с тех пор Прокофьев и заболел мотоциклами и автомобилями. Но поступил не на автодело, а в сельскохозяйственный институт. За годы учебы дважды побывал на целине, но никогда не забывал о своей страсти. Именно в сельхозинституте Прокофьев начал заниматься автоконструированием, делал самодельные автомобили, кузов которых выклепывал из авиаля – сплавов на основе алюминия, которые пластичны и стойки к коррозии.

Первые мотоциклы угнали

Первая любовь не ржавеет и остается в сердце на всю жизнь. Похоже, так у Валерия Петровича дело обстоит и с мотоциклами. За всю свою жизнь он восстановил около 160 старинных мотоциклов разных марок, 60 из них эксплуатировал лично. И это были не просто одноразовые катания, а долгосрочное пользование. За техникой он охотился по всему Союзу, поддерживал переписку почти с сотней городов СССР, где ему помогали находить интересующие модели. Самые памятные для него модели – Иж-49, Иж-56, К-750, немецкие DKW , BMW -Р12, Р35, «Симсон» и, конечно, NSU , с которого все и начиналось…

- После сельхозинститута я работал в Херсонской области на бензовозе, - вспоминает Валерий Прокофьев. – Мне подсказали: в селе живет бывший полицай, у которого во дворе стоит с десяток старых мотоциклов, в том числе – и NSU , который мне так запал в душу в детстве. Но мотоцикл этой марки хозяин не захотел отдавать – продал DKW. Своего гаража или сарая у меня там не было. Через месяц его у меня просто угнали…

Через пять лет, в 1968 году, мечта, казалось бы, исполнилась. Уже вернувшись в Днепропетровск, Прокофьев купил NSU-500 в плачевном состоянии. Вылизал его – хоть на выставку! На нем проездил несколько лет… А потом этот мотоцикл у него тоже угнали – как выяснилось позже, «благодаря» соседу, который сумел сделать слепки с ключей от гаража.

Как «Руссо-Балт» увели из-под носа

Но самая большая боль Прокофьева – уведенный у него буквально из-под носа «Руссо-Балт»… Автомобили марки «Руссо-Балт» изготавливались в 1909-14 годах на одноименном заводе в Риге, всего было выпущено 773 машины. Все они были перемолоты в жерновах Первой мировой войны, революции, гражданских войн. В ту грозную эпоху никому и в голову не приходило попытаться сберечь авто для музея. До наших дней сохранился единственный оригинальный «Руссо-Балт», экспонирующийся в Политехническом музее в Москве. И есть еще пожарная версия такой машины, восстановленная с использований частей оригинального авто и хранящаяся в музее в Риге.

В общем, встретить в наше время такую марку – все равно, что столкнуться на проспекте Яворницкого с живым динозавром.

И теперь представьте потрясение Прокофьева, когда ему в начале 1990-х знакомый Анатолий сообщил, что в одном из сел нашей области местный дедуля возит свадьбы на диковинной машине с деревянными колесами.

- Проблема была в том, что Толик был уверен, что дед завещает эту машину ему, и ни в какую не хотел ни свозить к дедуле, ни даже называть район, - вспоминает Валерий Прокофьев. – Хотя я проведенным расследованием установил: машина – в одном из сел Криворожского района. Я специально съездил в Политехнический музей, чтобы изучить отличительные особенности «Руссо-Балта» в реальности. Задавая Толику наводящие вопросы о спицах, рулевом колесе, штампах серии, других признаках, с потрясением убедился: это и есть «Руссо-Балт» серии С-24/30. Удалось выяснить, что в гражданскую войну отступавшие белогвардейцы бросили эту машину на поле боя. Красноармейцы усадили за руль того человека, умевшего водить, - так авто у него и осталось. В годы Великой Отечественной он разобрал машину, смазал маслом и закопал от фрицев в огороде… Что я Толику не предлагал взамен информации об этом раритете! И деньги, и даже из Соленого старинный «Ауди-920», который он хотел, пригнал… Тот упорствовал: мол, ну и что, что у деда есть два сына – он эту машину пообещал мне, помрет – тогда ты на нее и полюбуешься…

«Полюбоваться» довелось совсем небольшое время спустя. Знакомый из Кривого Рога позвонил Прокофьеву: приезжай срочно, здесь на авторынке два брата продают «Руссо-Балт»! Сгребя дома всю наличность, Прокофьев помчался в Кривой Рог.

- Я все-таки увидел эту машину! – с горечью вспоминает он. – Два брата оказались сыновьями того деда, отошедшего в мир иной и оставившего Толика в дураках. Не знаю, откуда они взялись, но «Руссо-Балт» купили прибалты – за 30 тысяч рублей. Я увидел только корму машины, уже погруженной в ЗИЛ, - это был действительно «Руссо-Балт С24/30»!

О дальнейшей судьбе этого мега-раритета есть две версии. По одной, дальнейшая история покрыта мраком. По другой, экземпляр был привезен в Ригу, восстановлен в одной из частных мастерских. И продан в Англию за миллион триста – но уже долларов.

Как не удалось вернуть на родину «южмашевскую» амфибию

Еще криминальней оказалась следующая история.

- В конце 1980-х я возил студентов автотранспортного техникума на практику на горьковский завод ГАЗ, - рассказывает Прокофьев. – В одну из поездок встретил человека, ездившего на трофейном «Штейер-120» - очень редкая и красивая машинка австрийского производства. Три года его уговаривал машину продать. Наконец, уговорил – за 3500 рублей. Окрыленный, приезжаю в его село. А дедушка со страшными травмами – в больнице. Оказалось, машинку «вели» грузины. Пообещали деду 5 тысяч – он и поплыл. Довели его до дома, жестоко избили, машину забрали…

Без крови и слез обошлась история нахождения и утраты редчайшей военной амфибии ДАЗ-485. Сейчас уже мало кто знает, что «Южмаш» в конце 1940-х строили как автозавод. И даже начали на нем выпуск автопогрузчиков, грузовиков ДАЗ-150 и больших трехосных плавающих автомобилей-амфибий для армии ДАЗ-485. Они, кстати, до сих пор работают в Албании и Хорватии – на них по озерам катают туристов. Со службы же в Советской Армии они были списаны еще в начале 1970-х, стали огромной редкостью.

- Мне очень хотелось найти хоть один автомобиль, выпускавшийся на нашем автозаводе! – признается Валерий Петрович. – И вот в конце 1980-х из Московского клуба автостарины (с руководителем которого Александром Ломаковым я дружил) мне дали знать: такой ДАЗ ржавеет на конюшне Измайловского парка! Заручившись поддержкой руководства техникума и ЮМЗ, выехал на поиски. И нашел нашу амфибию. Ее согласны были отдать всего за шесть литров самогона. Заодно подсказали: в 70 км от Москвы, в Электрогорске, есть еще один такой экземпляр. Съездил туда – его вообще отдавали за бутылек самогона! Единственное – их надо было оттуда забрать и перевезти. Звоню в техникум и на «Южмаш», а там разводят руками: не имеем возможности. А как я самостоятельно такие громады вывезу?.. Там и пришлось бросить наши амфибии доржавевать…

Историй таких разочарований и потерь у Прокофьева – множество…

Техникум – незаживающая рана

Его незаживающая рана жизни – Днепропетровский автотранспортный техникум (сейчас – колледж), которому он посвятил 18 лет свой жизни. Здесь он преподавал, основал клуб любителей автомотостарины «Колесо и мотор», который пользовался большой популярностью и у авторетроколлекционеров, и у студентов.

- Клуб был организован на второй год моего преподавания, в 1983 году, - рассказывает Валерий Петрович. - Музей появился в 1994 году благодаря отъезду директора – в его отсутствие я все и обустроил. Там было 18 экспонатов на тот момент, и они были уникальны: «Опель-1,2», БМВ-«Дикси» (с которой участвовал во всех городских парадах авторетротехники), «Остин-7», 15 мотоциклов (ТИЗ-АМ600, НСУ-250, БМВ Р-35 и другие довоенные модели).  В музее не только выставлялись редкие экземпляры машин и были собраны стеллажи с моторами, автосимволикой, богатый архивный и библиотечный фонд. Здесь я со студентами реставрировал технику, тут мои ученики исправляли двойки, росли, умнели, становились людьми...

О том музее, клубе и школе жизни Прокофьева до сих пор вспоминают многие его воспитанники. Вот что, например, пишут на форуме Городского сайта его бывшие питомцы:

Massimo145:

«Оказывается есть на Украине преданные любители классики!
Узнав на днях о том, что в Днепропетровске на одном из жил массивов имеется частный музей с уникальной коллекцией мотоциклов. 
Заведует им дедушка Петрович, человек, всей душой отдавшийся этому делу, в коллекции преобладают немецкие мотоциклы, но также встречаются итальянские, английские, австрийские чехословацкие и, конечно, СССР. Петрович сам же занимается их реставрацией и многие экспонаты собирал еще с 1970-х годов. Всего выставлено больше 80 мотоциклов.  Все модели практически 100 % комплектны и доведены до выставочного состояния». 

AlexLv:

«Зовут этого дедушку Прокофьев Валерий Петрович.
Да, действительно он предан своему делу до мозга костей, знаю его лично, так как имел счастье учиться у него, он до 1998 г. преподавал в Днепропетровском автотранспортном техникуме. Там же и базировался этот музей. Гордостью коллекции «Черепа» была маленькая BMW Dixi, был еще Фиат какой-то (уже не помню), а вообще преобладали именно мотоциклы. Кстати, знаете грузовичок ЗИС который стоит на постаменте возле ДАТТ – он тоже был восстановлен Прокофьевым. И пока он работал в техникуме, тот был в отличном состоянии, причем это чуть ли не единственный экземпляр на всю область, сейчас же на него жалко смотреть…
Основной концепцией Валерия Петровича является восстановление экспоната к его именно оригинальному виду – никаких излишеств. Иногда, когда он выставлял свои работы на автошоу, приходилось наблюдать, как толпа крутиться возле так называемых ретроавтомобилей, напичканных электроникой с элементами современного тюнинга, в то время как «серенькие», но на 100% оригинальные авто Прокофьева стояли в скромном одиночестве.
Так вот, был этот музей в ДАТТ, трудились на его благо студенты-двоечники и все было прозрачно и бескорыстно, «Череп» имел бесплатные руки, а, как правило, именно двоечники были наиболее подкованы практически, так как еще задолго до поступления собрали не по одному двигателю, авто и т.п. А студенты ценили в этом общении возможность повозиться с железом и услышать много чего полезного, интересного, а не зубрить лекции. При этом все было построено на голом энтузиазме и за свой счет, серьезно. Как пример, в середине 1990-х, за маленькую BMW Dixi братки предлагали новую Бэху Семерку, Петрович не отдал. Мы, пацаны, были в шоке – как не взять Бэху Семерку вместо этого тазика?!
Но так было лишь до 1998. Новый директор техникума молодой, предприимчивый быстро смекнул, что к чему, и предложил обмен: «Череп» передает технику техникум, и та будет стоять в музее - или же все на выход… И, как результат, он оказался в буквальном смысле на улице вместе со всей техникой. 

Однако рад видеть, что у Петровича все в порядке, неплохо было бы адресок музея, я так понимаю, это где-то на Тополях должно быть.

А вот ЗИС реально жалко, я, когда проезжаю мимо, с горечью понимаю, что, хоть машину и подкрасили, последний раз его реставрировали еще мы, а это было лет 20 назад»...

До сих пор о следе Прокофьева в истории этого учебного заведения напоминает автомобиль УралЗиС-5В, который стоит на постаменте возле колледжа. Его он лично пригнал из Днепродзержинска, отреставрировал фактически с нуля и установил как символ учебного заведения. Сделать памятник из легендарной трехтонки удалось не сразу. Первую пригнанную машину во дворе техникума сожгли хулиганы, судьба второй тоже оказалась незавидной…

- К сожалению, памятник сейчас в ужасном состоянии, на авто не хватает многих деталей, сорвана табличка, - с горечью говорит Валерий Петрович. О своем вынужденном уходе из техникума до сих пор говорит с огромным сожалением. - Поменялся  директор , с новым мы не нашли общего языка. Музей вообще «арестовали». С огромным трудом удалось забрать технику, хотя среди экспонатов были модели других авторетроколлекционеров, которые они передали в музей на хранение.

Музейный детектив без счастливого финала

После вынужденно ухода из техникума у Валерия Прокофьева было несколько попыток создать доступный для всех горожан музей ретротехники.

- Сначала с одним из преподавателей и энтузиастов собрали достаточное количество редких машин в ангаре при СТО по Героев Сталинграда, - вспоминает он. – Потом была попытка открыть музей при заводе прессов. А с 2000 года я занимался частным музеем мотоциклов своего бывшего ученика Александра, ставшего крупным предпринимателем в сфере строительства. На 2006 год в этом музее было 99 мотоциклов, восстановленных Василием Панкратовым и мной. Базировался музей в одном из ангаров на Запорожском шоссе, недалеко от Запорожского кладбища. Музей не очень афишировался, но сколько там перебывало высоких гостей, в том числе и из-за рубежа! Не было только представителей местной власти и вузов, где есть автотранспортные специальности – вот вам и показатель отношения к этой теме в нашем городе!

А потом, в 2012 году музей вдруг… «переселили» в Севастополь!

- Владелец музея и мотоциклов сказал, что у него там интересы по бизнесу, - с грустью вспоминает Прокофьев. – Я отговаривал его от такой затеи и убедил оставить в Днепропетровске самые ценные экспонаты. А через 9 месяцев раздался звонок из органов: «Вы знаете, что экспонаты музея украли?».

Валерий Петрович не любит рассказывать об этой детективной истории. Не называет и фамилию ученика-владельца. Но СМИ сообщали об этой истории следующее.

Сначала, в 2012 году, крымские газеты и сайты писали взахлеб:

«В рамках проведения очередного международного байк-шоу, посвященного в этом году 250-летию путешествия  Екатерины II  в Крым, в  Севастополе  в присутствии более сотни байкеров, их лидера Александра Залдостанова, он же «Хирург», и представителей городских властей торжественно открыт клуб-музей, в котором экспонатами стала мототехника.
Музей уникален и не имеет аналогов в Украине. Коллекция музея начала создаваться 30 лет назад преподавателем Валерием Петровичем Прокофьевым на базе автотранспортного техникума города Днепропетровска. Через пять лет к работе по созданию коллекции музея подключился его ученик Александр Турчин, который является основателем музея. 

В выставочном зале Севастополя представлено около 70 моделей мотоциклов, причем практически все они на ходу, от легких мопедов до тяжелых байков и военной мотоциклетной техники. В скором времени экспозиция будет расширена до 140 единиц».

А в октябре 2013-го грянул скандал, о котором, например, «КП в Украине» писала следующее:

«В Севастополе разразился настоящий скандал. Неизвестные обокрали уникальнейший клуб-мотомузей "Колесо и мотор", аналогов которому нет на территории России и Украины. Находился он в модном застекленном офисном здании и был довольно популярным среди крымчан и гостей полуострова. Из выставочного центра неизвестные похитили 63 раритетных и дорогих мотоцикла. Пикантности истории добавляет тот факт, что кража происходила в течение нескольких дней и вывозу мотоциклов с помощью грузовых машин не препятствовали охранники, находившиеся в тот момент в музее. Вывоз мотоциклов можно было бы принять за переезд музея, если бы спустя несколько дней после этого к правоохранителям не обратился представитель директора клуба Андрея Смирнова с заявлением о похищении.

- Мы выяснили, что владелец этих мотоциклов живет в Днепропетровске, - рассказала "КП" пресс-офицер Управления МВД в Севастополе Елена Фроляк. - Ему уже сообщили о краже, но пока он не приехал. По предварительной информации, в музее установлены камеры, и, возможно, они зафиксировали преступление. Также есть несколько свидетелей, которые видели, как неизвестные вывозили мотоциклы. Почему никто их не остановил, сейчас устанавливает милиция. Пока идет следствие, мы не можем сообщить каких-либо дополнительных деталей.

Руководитель клуба Соколов эту ситуацию не комментирует. Интересно, что о краже мотоциклов из музея не слышали даже местные байкеры. Как стало известно "КП", реконструкцией выставленных в клубе редчайших мотоциклов, цена которых может составлять десятки тысяч долларов, занимался бывший преподаватель автотранспортного техникума Национального горного университета Днепропетровска Валерий Прокофьев.

- Валерий Петрович лет десять - пятнадцать назад сам собирал эти мотоциклы по знакомым и использовал техникум как гараж, - рассказали "КП" в автотранспортном техникуме Днепропетровска. - В его коллекции была редкая техника, некоторые модели выпускались еще в довоенное время. Позже Валерия Петровича позвал к себе работать его бывший ученик, один из руководителей местной строительной компании. На ее базе одно время даже был музей, в который мы водили своих студентов.

По некоторой информации, коллекция мотоциклов бывшего преподавателя вместе со сменой работы отошла к его ученику, который и открыл музей в Севастополе. Сейчас выставочный центр не работает, так как похищены были абсолютно все мотоциклы. В самом городе поговаривают, что странное похищение вполне может быть следствием конфликта из-за аренды помещения, но милиция рассматривает все версии».

А еще спустя 9 месяцев «похищенные» мотоциклы обнаружились… стоящими в трех фурах в Кривом Роге – их благополучно вернули владельцу. О том, кто и почему спешно и тайно вывез технику из музея, можно только предполагать. По одной из версий, этот «детектив» разыграли, спасая мотоциклы от сына тогдашнего гаранта, пополнявшего свой автомузей всеми возможными способами. По другой версии, уже были предупреждены о возможном развитии событий на полуострове…

Как бы там ни было, но уникальная коллекция мотоциклов воссоединилась в том же частном и не для всех открытом музее на Запорожском шоссе. Но еще через 9 месяцев – вот так мистическая цикличность! – доступ к этому собранию был закрыт для всех. Почему «замуровали» музей, в каком сейчас состоянии почти сто старинных редких мотоциклов, живы ли они сейчас, - об этом Валерий Петрович не знает или не очень хочет говорить…

Зато обнадеживает меня следующей информацией:

- Вместе с моим сыном Алексеем мы готовим к открытию свой музей. Он фактически уже работает на жилмассиве Тополь, остались только мелочи по созданию интерьера. В нем собраны около 25 редких экземпляров техники.

Надеемся, живая легенда автомоторетроколлекционирования пригласит Городской сайт на знакомство с этим музеем. И очень хочется верить, что упомянутый выше частный музей редких мотоциклов тоже откроет свои двери для посетителей…

Gorod.dp.ua на Facebook.


Искатель  (23.02.18 09:51): Чуть собрав информацию от свидетелей, получил интересную картинку происходящего тогда! В этой "однобокой статье" спец.кор конечно молодец,собрал и опубликовал "достойный материал".Дед мой,работал в то время водителем в техникуме и поведал мне ту да не ту историю. Рассказал как техникум и его тогдашний директор финансировали покупки экспонатов из бюджета техникума,бесплатно предоставлял экипажи водителей в выходные дни,топливо, грузовики для выездов на выставки.Доставка экспонатов из разных концов страны вообще осуществлялась по умолчанию.Директор всячески способствовал развитию музея в стенах учебного заведения. Всегда лояльно относился к ситуации с "неучами" которые у Черепа сдавали зачеты за ржавые детальки.
А ЗиС, на моей памяти, техникум востанавливал самостоятельно как минимум два раза. Рассказы о несправедливом и жестоком мире,своих финансовых недоразумениях и потерях,интересны мало.Так что не нужно путать свою личную шерсть с государственной)).
Ответить | С цитатой
1111  (24.01.18 15:43): Был я в музее на Тополе. Убогое зрелище. Экспонатов много, а места нет. "Ученик Александр"-это Саша Турчин. Он и продал коллекцию. Ответить | С цитатой
Владимир  (22.01.18 22:40): Я тоже учился в дат 84-88 , хорошая статья, честная. И череп конечно драл нас за незнания. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
8000
грн в месяц – минимальная зарплата с апреля 2024 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте