Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 18 ноября 2024
00:34

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Ностальгия: каким был предшественник Центрального моста

|«« «« »» »»|

Городской сайт расскажет и покажет, каким был предшественник Центрального (Нового) моста в Днепре, реконструкция которого продолжается.

В прошлом году Центральный мост отметил свое 50-летие. Теперь уже мало кто помнит о том, что на его месте больше 20 лет был деревянный мост через Днепр. А уж архивных снимков деревянного моста сохранились и вовсе единицы.

Эти фото систематизировал и любезно предоставил Городскому сайту блогер из Днепра Артём Костюк, о котором мы уже рассказывали. В популярном среди жителей Днепра блоге Артёма представлены разные, очень интересные, эксклюзивные темы.

Очередной темой его блога стал деревянный мост на месте нынешнего Центрального, который сейчас реконструируется. Артём в своем блоге представил подборку уникальных фотографий данного сооружения и поделился ими с нами.

- Эти фотографии я постепенно собирал из открытых источников, - рассказывает Артём. - К сожалению, авторство некоторых снимков пока остается неизвестным.

Но, прежде чем обратиться к фотографиям, давайте вместе с давним другом Городского сайта, кандидатом исторических наук, заведующим отделом Днепропетровского Национального исторического музея Максимом Эдуардовичем Кавуном вспомним историю деревянного моста.

«Центральный мост прошел путь длиной в полвека, - говорит Максим Кавун. - Но история переправы на этом месте насчитывает еще целых 170 лет! Сейчас очень трудно представить, что когда-то единственной связью между берегами Днепра был «Старый» мост, построенный в 1884 г. А до этого времени около века единственной переправой служил так называемый «наплавной мост».

В 1796 г. в Екатеринославе был устроен наплавной мост и перевоз через Днепр. Содержать их «местное общество» уполномочило купцов Осипа Зайцева и Федора Лебедева.   Мост этот был тогда на том самом месте, где ныне существует железный мост. При переезде чрез мост часть его, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался на свое место. Из-за этого конструкцию называли «живой мост». Зимой мост разбирали, а жители переправлялись просто по льду реки.

Во второй половине XIX века расположение переправы изменилось. На одной из первых фотографий Екатеринослава (около 1870 г.) видно, что наплавной мост размещался как раз на месте современного Нового моста. Такой мост, конечно, не мог удовлетворить потребностей в организованном сообщении. Пока Екатеринослав был патриархальным городком, он мирился с таким положением дел. «Промышленная революция» конца XIX века кардинально решила эту проблему постройкой моста №1 (Старый, Амурский) в 1884 году.  

А в послевоенное время в Днепропетровске был другой, деревянный «новый» мост. Еще в 1944 г., в конце войны, когда «Старый» железнодорожный мост лежал в руинах, солдаты Красной Армии наскоро соорудили деревянный мост через Днепр. Он располагался как раз на месте современного «Нового» моста.

Уже к середине 1950-х годов этот деревянный мост пришел в негодность и был закрыт для проезда транспорта. По воспоминаниям старожилов, жители города продолжали ходить пешком с одного берега на другой. В самом мосту зияли дыры, шатались деревянные балки. Некоторое время сообщение между берегами осуществляли две баржи, которые отправлялись от улицы Миронова (ныне Европейская) до водной станции завода Карла Либкнехта в парке Воронцова. А в 1961 г. деревянный мост сгорел. В семейных альбомах днепропетровцев сохранились фото этого пожара. Руины деревянного моста стояли еще несколько лет, оживляя панораму Днепра», - завершает Максим Кавун.

- Действительно, до 1966 года, когда в Днепропетровске построили Центральный мост, на его месте был деревянный, - продолжает Артём Костюк. - Фотографий этого моста, к сожалению, очень мало (по крайней мере, у меня). Но я покажу все, что у меня есть. Если у кого-то в архивах есть еще интересные фотографии моста — шлите, я добавлю в эту публикацию.

Очень интересную фотографию прислал мне один из читателей . Автор снимка – Георгий Малышевич. Фото примерно 1964 года, на нем видны остатки сгоревшего деревянного моста и строящийся новый Центральный мост. Деревянный, оказывается, находился в тридцати метрах левее нынешнего:

Gorod.dp.ua на Facebook.


?  (14.04.17 15:25): а где инфа что мост через комсомольский остров заново построили немцы после сверкающих пяток убегающего совка? такого по сепартв никогда не увидите Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Лекарь  (12.04.17 12:00): Всем рекомендую блог Артёма !
Там масса ссылок и для любящих город целый клад интересного.
Ответить | С цитатой
вот так надо работать  (11.04.17 23:57): ...солдаты Красной Армии наскоро соорудили деревянный мост через Днепр...
Наскоро- более полутора километра моста. Интересно-сколько времени два землекопа сейчас отремонтируют мост?
Ответить | С цитатой
Псть  (11.04.17 19:31): Максим Эдуардович! Прошу Вас рассказать историю возникновения и развития АНД района. Буду это повторять Вам. Ответить | С цитатой
коля  (11.04.17 17:26): Новый мост был открыт 5 ноября 1966 года,и в этом году празднует 51годовщину Ответить | С цитатой
внр  (11.04.17 16:01): Снимок № 6 сделан с крыши или с верхних этажей дома НКВД (Вернадского-Дзержинского № 7). На переднем плане территория поста ВНОС(Воздушное Наблюдение, Оповещение, Связь) системы противовоздушной обороны города. Позднее его переоборудовали в какой- то объект гражданской обороны. За ним в левой части снимка хорошо видно здание на углу Баррикадной и Якова Самарского, а уже за этим зданием видно трубу бани по ул. Банной, сейчас там большой дом по Баумана № 10. В правой части фото на переднем плане дом, где работали инвалиды по зрению, что- то штамповали из жести, в народе эту фабрику называли «слепуха». Выше этого предприятия просматривается штаб 7-го стрелкового корпуса, что на углу ул. Крутогорной. Левее штаба- школа № 100. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Василиса  (11.04.17 12:52): Спасибо за статью, а особенно за редкие фотографии. Очень интересно наблюдать как рос и развивался город, а вместе с ним и мы!!! Ответить | С цитатой
живой свидетель  (11.04.17 10:48): Мост сгорел 6 августа 1961 в воскресение, на городских пляжах было полно народу и все с интересом наблюдали за пожаром. Была версия, что мост подожгли мальчишки которые развели костер возле моста. Ответить | С цитатой
Анна  (10.04.17 22:44): Может у кого-то есть старые фотографии улицы Литейная. Я жила на этой улице, в интернете никак не могу найти. Очень интересно было бы посмотреть как эта улица выглядела лет 50 назад. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
внр  (10.04.17 22:14): На фото № 5 видна территория стадиона "Динамо", который находился на месте нынешних " Башен" на ул. Вернадского (Дзержинского). В правом углу немного просматриваются трибуны футбольного поля, а левее центральной аллеи видно площадку, где тренировались гимнасты и тяжелоатлеты. На воде Днепра у правого берега виден затон лесопилки, выше её по течению находилась фабрика " Днепромебель", теперь там набережная, раньше берег отстоял от нынешнего уреза воды на 50- 100 метров, то есть река была ещё шире. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1 2
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
100
дворов мноковартирных домов запланировали отремонтировать в 2023 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте