|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт расскажет и покажет, каким был предшественник Центрального (Нового) моста в Днепре, реконструкция которого продолжается.
В прошлом году Центральный мост отметил свое 50-летие. Теперь уже мало кто помнит о том, что на его месте больше 20 лет был деревянный мост через Днепр. А уж архивных снимков деревянного моста сохранились и вовсе единицы.
Эти фото систематизировал и любезно предоставил Городскому сайту блогер из Днепра Артём Костюк, о котором мы уже рассказывали. В популярном среди жителей Днепра блоге Артёма представлены разные, очень интересные, эксклюзивные темы.
Очередной темой его блога стал деревянный мост на месте нынешнего Центрального, который сейчас реконструируется. Артём в своем блоге представил подборку уникальных фотографий данного сооружения и поделился ими с нами.
- Эти фотографии я постепенно собирал из открытых источников, - рассказывает Артём. - К сожалению, авторство некоторых снимков пока остается неизвестным.
Но, прежде чем обратиться к фотографиям, давайте вместе с давним другом Городского сайта, кандидатом исторических наук, заведующим отделом Днепропетровского Национального исторического музея Максимом Эдуардовичем Кавуном вспомним историю деревянного моста.
«Центральный мост прошел путь длиной в полвека, - говорит Максим Кавун. - Но история переправы на этом месте насчитывает еще целых 170 лет! Сейчас очень трудно представить, что когда-то единственной связью между берегами Днепра был «Старый» мост, построенный в 1884 г. А до этого времени около века единственной переправой служил так называемый «наплавной мост».
В 1796 г. в Екатеринославе был устроен наплавной мост и перевоз через Днепр. Содержать их «местное общество» уполномочило купцов Осипа Зайцева и Федора Лебедева. Мост этот был тогда на том самом месте, где ныне существует железный мост. При переезде чрез мост часть его, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался на свое место. Из-за этого конструкцию называли «живой мост». Зимой мост разбирали, а жители переправлялись просто по льду реки.
Во второй половине XIX века расположение переправы изменилось. На одной из первых фотографий Екатеринослава (около 1870 г.) видно, что наплавной мост размещался как раз на месте современного Нового моста. Такой мост, конечно, не мог удовлетворить потребностей в организованном сообщении. Пока Екатеринослав был патриархальным городком, он мирился с таким положением дел. «Промышленная революция» конца XIX века кардинально решила эту проблему постройкой моста №1 (Старый, Амурский) в 1884 году.
А в послевоенное время в Днепропетровске был другой, деревянный «новый» мост. Еще в 1944 г., в конце войны, когда «Старый» железнодорожный мост лежал в руинах, солдаты Красной Армии наскоро соорудили деревянный мост через Днепр. Он располагался как раз на месте современного «Нового» моста.
Уже к середине 1950-х годов этот деревянный мост пришел в негодность и был закрыт для проезда транспорта. По воспоминаниям старожилов, жители города продолжали ходить пешком с одного берега на другой. В самом мосту зияли дыры, шатались деревянные балки. Некоторое время сообщение между берегами осуществляли две баржи, которые отправлялись от улицы Миронова (ныне Европейская) до водной станции завода Карла Либкнехта в парке Воронцова. А в 1961 г. деревянный мост сгорел. В семейных альбомах днепропетровцев сохранились фото этого пожара. Руины деревянного моста стояли еще несколько лет, оживляя панораму Днепра», - завершает Максим Кавун.
- Действительно, до 1966 года, когда в Днепропетровске построили Центральный мост, на его месте был деревянный, - продолжает Артём Костюк. - Фотографий этого моста, к сожалению, очень мало (по крайней мере, у меня). Но я покажу все, что у меня есть. Если у кого-то в архивах есть еще интересные фотографии моста — шлите, я добавлю в эту публикацию.
Очень интересную фотографию прислал мне один из читателей . Автор снимка – Георгий Малышевич. Фото примерно 1964 года, на нем видны остатки сгоревшего деревянного моста и строящийся новый Центральный мост. Деревянный, оказывается, находился в тридцати метрах левее нынешнего:
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Там масса ссылок и для любящих город целый клад интересного. Ответить | С цитатой
Наскоро- более полутора километра моста. Интересно-сколько времени два землекопа сейчас отремонтируют мост? Ответить | С цитатой