Задачи, стоящие перед каждым из его участников, очевидны. Европейский футбольный союз обеспокоен ходом подготовки хозяев к ближайшему континентальному первенству, а потому желает максимально обезопасить продукт, который во многом формирует бюджет УЕФА на четыре последующих года. Принимающие страны полны решимости не только провести турнир на своей территории, но и существенно оздоровить информационный фон, сопровождающий его подготовку, для чего Польше и, особенно, Украине необходимо хорошенько поднатужиться.
Что может быть
Оценить эти усилия, а главное — количество и качество преобразований как раз и должен сентябрьский Исполком, имеющий в своем распоряжении достаточно широкий набор возможных решений. В чем больше не приходится сомневаться, так это в том, что после завершения Евро-2008, с которым весьма достойно справились Австрия и Швейцария, УЕФА уже полностью сфокусирован на финале-2012. А значит, пришла пора определяться с его основными параметрами. Вариантов несколько.
1. Наиболее предпочтителен для нас (при условии возвращения Украины и Польши в графики УЕФА). Я говорю об участии в турнире не 16 сборных, как было на четырех последних финалах, а 24 или хотя бы 20 команд. В таком случае были бы задействованы не только основные заявленные города — Киев, Днепропетровск, Донецк, Львов, Варшава, Вроцлав, Гданьск и Познань, но и резервные Харьков, Одесса, Краков и Хожув. Такой поворот все еще возможен.
Не зря на конец второй декады августа готовится встреча глав футбольных федераций восточноевропейских стран. Поговаривают, что руководители трех десятков ассоциаций намерены инициировать в УЕФА расширение формата Евро уже с ближайшего чемпионата. Одобрит ли такой сценарий Ньон — во многом зависит от Украины с Польшей.
2. Куда более реалистичным итогом Исполкома стало бы сохранение 16-командного формата, а также подтверждение заявленной ранее географии турнира и изначальных планов УЕФА провести матч открытия в Варшаве, а решающую игру — на киевском НСК «Олимпийский». В таком случае территориальное расширение финала с восьми принимающих городов — до 12 и даже 10 — маловероятно. Однако напомню: по этому поводу УЕФА никогда ничего не обещал. Куда важнее для нас другое — решить проблему «Олимпийского», на данный момент самого проблемного объекта Евро-2012.
3. Теперь рассмотрим варианты так называемых компромиссных решений, где принимающим странам уже не обойтись без потерь. Тут важно понимать, что до окончательного вердикта УЕФА разделение принимающих городов на основные и резервные весьма условно. Насколько мне известно, Бордо и должен прояснить этот вопрос.
Пока же внутри заявленного реестра городов возможны рокировки — исходя из готовности и соответствия каждого опорного центра стандартам Евро. На этом пути вероятны различные сюрпризы. К примеру, неопределенность в дальнейшей судьбе футбольной арены Львова, пока существующей лишь на бумаге, чревата выдвижением на передний план Одессы или Харькова, уже не просто начавших реконструкцию своих стадионов, но и наметивших четкие временные границы их сдачи в эксплуатацию.
Неготовность киевского 85-тысячника, о чем у нас пока предпочитают не говорить вслух, отнюдь не влечет за собой прощания Украины с Евро-2012, однако на 99,9% означает выбывание из футбольного пула столицы. Соответственно, финальный поединок Евро может быть передан Варшаве, уже приступающей к строительству рассчитанного на 55-тысячную аудиторию спорткомплекса «Национальный». Ну, а на матч открытия будет вправе претендовать донецкий 50-тысячник, на котором с весны начнет принимать своих соперников «Шахтер».
Есть и такой вариант «желтой карточки», как перераспределение матчей финального турнира от незадачливого партнера в пользу более организованного. В нашем случае, увы, это выглядело бы как передача какой-то части украинской доли Евро польской стороне. Причем, не по инициативе последней, а как настояние кризис-менеджеров УЕФА, пытающихся адаптировать продукт мирового класса под возможности хозяев.
4. И, наконец, самый неблагоприятный для нас, катастрофический исход — «красная карточка», выход из проекта. Пожалуй, и такого решения исключать пока не стоит.
Детали каждой из приведенных вариаций предлагаю разбирать не то чтобы в арифметическом порядке, а с учетом реалий, сложившихся в нашей стране к началу августа 2008-го. Ибо ключ к решению задач Евро-2012 по обыкновению сокрыт у нас в самом сокровенном месте. Как смерть Кощеева… Ну, вы знаете… На конце иглы. Та — в яйце, а оно — в утке. Утка — в зайце, запертом в сундуке. Сундук — на ветвях самого высокого дуба. Дуб — на пустынном острове посреди окияна…
Вы догадались. Речь идет о власти, а точнее сказать, модели управления украинским Евро.
Как должно быть
За годы существования мировых и континентальных футбольных чемпионатов накоплен немалый опыт их оптимального проведения. Да, предшественниками Украины и Польши являлись, как правило, экономически развитые и более устойчивые в плане политического устройства страны. Но ведь ничего сверхъестественного, сказочного для организации Евро и не требуется. Хозяевам достаточно придерживаться рекомендаций УЕФА и не толочь воду в ступе.
Возьмем, к примеру, оргкомитет турнира. Обычно именно он в полной мере отвечает за подготовку страны. Так, французским чемпионатом мира-1998 руководили Фернан Састр, глава (с 1972-го по 1984 гг.) местной федерации футбола и ее вице-президент Мишель Платини, впоследствии ставший боссом УЕФА. Понятно, что власти им помогали, но и Франсуа Миттеран, и Жак Ширак, и сменявшие друг друга главы правительств от навязчивого патроната над организаторами воздерживались.
Оргкомитетом чемпионата мира-2006 в Германии руководил вице-президент Немецкого футбольного союза, почетный президент мюнхенской «Баварии» Франц Беккенбауэр. И в этой стране ни федеральный канцлер Герхард Шредер, ни сменившая его в 2005-м Ангела Меркель футбольных штабов под себя не формировали. Подобным же образом, в отличие от Украины и Польши, вели себя и хозяева прежних Евро, год от года проводя их только лучше и лучше.
Итак, везде и всюду во главе организационных структур стояли не государственные чиновники, а авторитетные футбольные лидеры. Им эти турниры нужнее всего, для них они — смысл жизни. Вот и на чемпионате 2008 года командовали парадом президенты федераций Австрии и Швейцарии Фридрих Штиклер и Ральф Цлокцовер…
Так какова же оптимальная структура управления турниром такого ранга?
На вершине пирамиды — УЕФА (ФИФА, если речь идет о чемпионате мира), во всех сферах подготовки сотрудничающий с оргкомитетами принимающих стран. Те в свою очередь сформированы из представителей федерации футбола, полномочных членов правительства и органов местного самоуправления. Все! Такой состав комитета, во-первых, позволяет избежать пересечения управленческих функций и, следовательно, безответственности, во-вторых, обеспечивая оперативный контроль над ходом подготовки, в состоянии влиять на него.
Схематично этот механизм работает так. Национальная федерация, пребывая в постоянном контакте с УЕФА, аккумулирует, детализирует и доводит до исполнительных структур требования «заказчика». Правительство, предельно четко понимая суть дела, располагает необходимыми ресурсами для реализации задуманного. А города, получая параметры задач и методику их решения, не только действуют в заданном направлении, но и в режиме онлайн рапортуют о темпе выполнения работ. Такая система мобильна и самодостаточна, не нуждается в дополнительных импульсах извне, а также в чрезмерной опеке государства. Она зиждется на профессионализме и компетентности членов управленческой команды, подразумевает наличие надежной законодательной базы и отлаженной исполнительной цепочки.
Как поступила Польша
Подобная модель отчасти и была реализована в Польше, где, правда, тоже не обошлось без привлечения под знамена оргкомитета премьер-министра. Но это — отголоски социалистического прошлого, славянских традиций, а также расшатанных позиций местной федерации, возглавляемой Михалом Листкевичем (власти давно его бы «съели», да УЕФА не даст). А в качестве реально действующего рабочего органа у них выступает общество с ограниченной ответственностью PL.2012 — эдакий аналог украинского Нацагентства.
Структура PL.2012 во многом напоминает идеальную формулу, описанную выше. Кому интересно — может найти ее в Интернете (2012.org.pl/aboutus/structure), я же расскажу о том, чего на сайте нет. Девять направлений подготовки — стадионы, безопасность, медицинская помощь и спасательные операции, связь и информатика, авиационное сообщение, инфраструктура, промоушн, гостиницы и размещение — представлены в комитете специалистами, каждый из которых сосредоточен лишь на своем участке работы. Этим экспертам (с солидными контрактами) подчинены на местах квалифицированные и такие же узкопрофильные кураторы, не занятые ничем иным.
То есть польский эксперт, скажем, по стадионам, обладает реальной информацией о том, работы какой стадии проходят на аренах каждого из принимающих городов. Причем сведения эти обновляются регулярно, раз в две недели, что в полной мере согласуется со стандартами УЕФА. Также и в других сферах. К слову, вести с фронтов Евро, за подготовку к которому непосредственно отвечают правительственные министерства и ведомства, а контролирует их PL.2012, доступны в Интернете для всех.
Что происходит в Украине
Украинцы, наверное, не были бы собой, если бы тоже пошли по проторенной дорожке. У нас все по-своему. Как в былинах и сказках, где путь к Кощееву царству может указать лишь фатальный клубок Бабы Яги… Все и разматывают его.
У нас подготовку к Евро возглавляет Координационный совет (25 человек) во главе с президентом Виктором Ющенко. Далее — Организационный комитет под началом премьера Юлии Тимошенко (46 членов). И тот, и другой в силу своей громоздкости и неповоротливости — скорее органы представительские, а не рабочие и, по большому счету, в том виде, в каком они существуют, обременительны. Первый фактически дублирует функции расширенных совещаний президента, а второй — таких же тематических заседаний правительства. Футбольный эффект подобных тусовок, где субординация — превыше всего, близок к нулевому.
Координировать усилия властей и согласовывать их с УЕФА, чьи интересы представляет федерация футбола (ФФУ), призвано Нацагентство Евро-2012. Желающие детально ознакомиться с задачами, поставленными перед детищем Евгения Червоненко, а также распределением функций между другими субъектами подготовки, могут обратиться к распоряжению Кабмина от 15 февраля 2008 г. (№ 292-p). Оно объемно, но плохо выполняется.
Кроме того, в каждом (ну почти в каждом) министерстве один из замов министра руководит департаментом Евро-2012. То же — на уровне областных госадминистраций и принимающих городов, где за подготовку к чемпионату отвечают заместители губернаторов и мэров. Что касается национальных экспертов по направлениям (а мы помним, что в Польше эти квалифицированные спецы — штатные сотрудники PL.2012), то их украинские коллеги на решении специфических, футбольных проблем не сфокусированы, а имеют дополнительную нагрузку к своей основной деятельности.
В основании пирамиды Ев-ро-2012 — оргкомитеты принимающих городов, менее всего подготовленные к работе на уровне требований, предъявляемых УЕФА. Здесь вообще не разобраться — кто и за что отвечает, не говоря уж о дефиците компетентных кадров.
Недееспособность такой системы заключена в том, что сверху вниз зачастую идут команды, абсолютно не учитывающие реальной ситуации. Финансирование проекта тоже оставляет желать лучшего, кроме того, на всех этажах пирамиды не существует персональной ответственности… Отсюда и хаос. Что имеем в результате? Снизу поступают бюрократические отписки, недостоверная информация, которую затем, собрав в кучу, от имени государства, а именно оно выступает гарантом надлежащей организации Евро-2012, пытаются ретранслировать в УЕФА. Там, естественно, все в шоке от нашего кавардака.
Для наглядности достаточно вспомнить киевский «Олимпийский». Тендер на возведение новой арены, проведенный Министерством по делам семьи, молодежи и спорта, выиграла компания Archasia Design Group. Однако первая же экспертиза УЕФА выявила несоответствие проектной документации требованиям Евро-2012. Вы спросите, куда же смотрели члены жюри, заместитель министра спорта Сергей Драч, национальный эксперт по стадионам Ростислав Карандеев, агентство Евгения Червоненко?.. Но дело уже не в этом. Потеряно время!
Теперь уже УЕФА выдвигает ультиматум — срочно, к 1 августа, минуя тягучие тендерные процедуры, заключить контракт с проектировщиком, компетентность которого не вызывала бы сомнений, и предоставить в УЕФА копию этого договора, а также письменные гарантии покрытия всех затрат на возведение «Олимпийского». Иначе — вариант номер три…
А снос торгового центра «Троицкий» — главной помехи при эвакуации зрителей столичной арены? Уже трижды Украина объявляла о начале демонтажных работ, успев «развести» между делом и президента УЕФА, приезжавшего 3 июля с визитом в Киев… Наблюдая за всей этой совсем не сказочной суетой со стороны, нет-нет да и возникает ощущение, что ты имеешь дело с организованным саботажем, осознанным вредительством. Да разве в этом причина? Разруха наступает там, где пренебрегают знанием и умением, не ценят компетентность и профессионализм. У нас бы и дальше творился весь это бедлам, не стой на страже Евро УЕФА.
Как Евро выживает
Я уже говорил, что интересы последнего в Украине блюдет Федерация футбола, задолго до победы в кардиффском тендере создавшая в своих недрах Исполнительную дирекцию Евро-2012. Структурное подразделение ФФУ вместе с правительственными институтами и обеспечило прошлогодний триумф Украины, а после стало главным коммуникатором между Европейским футбольным союзом и нашими властями. Дирекции Ивана Федоренко приходится во многом дублировать, а то и подменять агентство Червоненко, которое в силу разных причин с поставленной задачей не справляется, а также, когда это необходимо, корректировать деятельность национальных экспертов.
Однако возможности федерации футбола — общественной организации, возглавляемой Григорием Суркисом, ограничены. Естественно, без поддержки исполнительной и законодательной властей размотать такой клубок проблем ей просто не по плечу. И если Кабмин свою задачу более-менее выполняет, бросив в прорыв вице-премьера Ивана Васюника, то Верховная Рада пока сидит в засаде. Между тем ее благословения давно ждут важные законы — «Об организации и проведении финальной части Евро-2012», «О бюджетном финансировании мероприятий по подготовке Евро-2012», «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения в период проведения в Украине Евро-2012».
Безотлагательного улучшения требуют и сферы строительства, государственно-частного партнерства, лицензирования различных видов хозяйственной деятельности, выкупа земельных участков частной собственности для общественных нужд, концессионной деятельности (в том числе на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог). Нуждаются в разработке проекты законов об особенностях привлечения иностранных инвестиций (единое инвестиционное окно), упрощенном порядке получения разрешений и согласований в строительстве при подготовке объектов чемпионата и др. Без них в бюджете Евро-2012 огромная дыра — ведь 80% затрат в 126 млрд. грн. должны покрыть привлеченные средства. А их, не изменив законодательной базы, Украина не дождется. Не стоит объяснять, что это значит…
Не будем верить и в бесславный финал такой красивой сказки. Тем более, сегодня государство идет на все, лишь бы сохранить свое лицо. Постепенно, через ошибки и потери во времени, выкристаллизовывается новый управленческий модуль Евро. Он, конечно, хаотичен и все еще не устойчив, но все-таки позволяет как-то работать.
Выглядит это так: ФФУ, получая очередной набор требований УЕФА, вырабатывает предложения для исполнительной власти. Они стекаются к вице-премьеру Васюнику, который от лица Кабмина дает распоряжения министерствам и областным госадминистрациям, проводит семинары, совещания, ищет возможности подстегнуть регионы, вовлеченные в подготовку к Евро, и принимающие города. Контроль — жесткий, стиль работы — деловой, ресурсное наполнение — принятая ранее и охватывающая все сферы деятельности Целевая программа Евро-2012. Еще бы к ней добрую волю парламента...
Вместо эпилога
Что ждет нас в ближайшее время? 18 августа — плановая инспекция УЕФА для обновления базовой информации по стадионам и инфраструктуре. Затем с выводами экспертов ознакомится Наблюдательный комитет Евро-2012, куда входит топ-менеджмент Европейского футбольного союза, а также главы национальных федераций Украины и Польши. Встреча в Ньоне с участием представителей правительств обеих стран, Нацагентства и PL.2012 (они правом голоса наделены не будут) запланирована на 15 сентября. Там и будут выработаны рекомендации судьбоносному Исполкому УЕФА.
Автор: Игорь Линник
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |