Как «Укрзализныця» будет восстанавливать исторические вагоны и локомотивы, за какие средства и какая судьба ждет их в будущем? Об этом в интервью порталу ЦТС рассказал глава сектора по вопросам сохранения ретро-железнодорожной техники УЗ Владислав Плахотнюк.
27 сентября 1825 года в английском городке Стоктон собралось небывалое количество людей. Все томились в ожидании чуда – отправления первого в истории пассажирского поезда. Пассажирским его можно назвать с натяжкой, ведь вагоны изначально предназначались для перевозки угля. Еще одной изюминкой поезда стал паровой локомотив Locomotion, изобретенный Джорджем Стефенсеном. Уже через несколько лет паровозы начнут курсировать между городами в Великобритании и США, а затем будут постепенно проникать в другие страны и континенты.
С тех пор многое изменилось. На смену паровозам пришли другие виды тяги – дизельная и электрическая. Однако в паровозах остается нечто магическое и первозданное. Не зря, Джоан Роулинг, создательница романов о Гарри Поттере, сделала паровоз средством передвижения юных волшебников в школу магии. Пожалуй, именно магия влечет людей к паровозам.
В европейских странах энтузиасты и ж/д компании восстанавливают старые паровые локомотивы и придают им вторую жизнь: паровозы либо становятся музейными экспонатами, либо туристическими аттракциями. "Укрзализныця" также решила не отставать от этого тренда. В начале мая в составе компании был сформирован сектор ретро-железной дороги. Его возглавил Владислав Плахотнюк – любитель и знаток паровозов.
Мы расспросили у Владислава Плахотнюка о работе возглавляемого им подразделения.
Вы возглавляете сектор ретро-железной дороги, созданный в структуре "Укрзализныци". Что это за подразделение, как оно возникло и чем занимается?
Еще летом минувшего года общественная организация "Залізнична спадщина України" обратилась в Министерство инфраструктуры с предложениями о сохранении исторической железнодорожной техники и развитии железнодорожного туризма. На основе этих предложений в министерстве была создана рабочая группа, куда вошли представители общественных организаций, департаментов министерства и "Укрзализныци". В ходе работы мы собирали информацию от "Укрзализныци" и энтузиастов о состоянии и количестве ретро-техники.
Для лучшей работы в этом направлении было принято решение, что структура, которая будет заниматься ретро-техникой, должна быть в составе "Укрзализныци", поскольку большинство исторического подвижного состава находится на балансе этого предприятия. На железной дороге поддержали эту идею. Так был создан сектор ретро-железной дороги. Раньше этими вопросами занимались несколько департаментов, например, локомотивный, вагонный и так далее.
Какие перед вами стоят задачи?
Главная задача – это сохранение исторической железнодорожной техники, а также железнодорожной архитектуры, путейской спецтехники, средств сигнализации и так далее. Кроме того, мы будем разрабатывать мероприятия для популяризации ретро-техники - люди очень мало знают о ней. Например, в Украине есть три музея железнодорожного транспорта – в Киеве, в Харькове и в Донецке. Киевский музей расположен на станции "Киев-Пассажирский", но мало кто знает об этой экспозиции. На самом вокзале недостаточно вывесок, указателей, которые информируют о музее. Будем это исправлять и популяризировать ретро-технику.
Наш сектор открыт для предложений. Все заинтересованные могут нам писать на электронную почту bati@uz.gov.ua Периодически нам сообщают об обнаруженных старых поездах или вагонах, мы выезжаем на место, осматриваем и вносим в базу данных. Также нам поступают предложения о туристических маршрутах, где может использоваться ретро-техника.
Сколько человек работает в секторе?
В наш сектор входят три человека. Пока что больше и не надо.
Сейчас ваша работа сводится к мониторингу и систематизации информации?
Да, в данный момент ведется мониторинг. Это первое, с чего мы начали. Во исполнение протокольных поручений филиалы прислали информацию об имеющемся у них подвижном составе, построенном до 1955 года. Помимо этого, информация поступает от общественных организаций и энтузиастов, потому что железная дорога не всю имеющуюся ретро-технику считает таковой. Например, если вагон стоит на колесах, то это вагон, если нет – то они уже не указывают. Поэтому приходится выезжать на место и уточнять информацию.
Кроме мониторинга, над чем сейчас работаете?
Мы совместно с Институтом национальной памяти и другими организациями готовим стилизованную выставку, посвященную депортации крымских татар в 1944 году. Наша часть заключается в подготовке аутентичного вагона. Кузов вагона мы нашли в Киеве, на Дарнице, а запчасти собираются с разных региональных филиалов "Укрзализныци".
Выставка будет в Киеве?
Да, вагон будет установлен в Киеве. Сейчас определяется конкретное место, чтобы его смогли посетить как можно больше людей.
Возможен ли вариант, что в рамках "Укрзализныци" будет создан отдельный филиал, который будет заниматься ретро-поездами и ретро-поездками?
Я не исключаю, что в дальнейшем "Укрзализныця" сможет предложить пассажирам интересные поездки в ретро-поездах. Каким образом это будет реализовано и когда, я пока не берусь судить.
Сколько ретро-техники насчитывается в Украине? Каково ее состояние?
Раньше "Укрзализныця" не вела системной работы в этом направлении. Отдельные экземпляры паровозов передавали на баланс местных органов власти, другие экземпляры восстанавливали. Но все это единичные случаи. Еще когда была рабочая группа при министерстве, мы ездили в декабре на Приднепровскую железную дорогу и обследовали все объекты ретро-техники. Обследования показали, что состояние большинства паровозов, которые стоят на постаментах, крайне неудовлетворительное. Речь идет не только о техническом состоянии, но и о культурном. Довольно часто мы видели, что паровозы на постаментах стали "общественными уборными".
Относительно количества, я насчитал в Украине 97 паровозов широкой колеи и 12 паровозов узкой колеи. Из 97 паровозов 20 единиц сейчас находятся на временно оккупированных территориях, некоторые – на территории предприятий, другие – на балансе органов местного самоуправления. Пока что на балансе "Укрзализныци" числятся далеко не все паровозы.
Что касается узкоколейных паровозов, у общественных организаций и местных органов власти есть предложения по развитию трех узкоколеек: Боржавской, Антоновка – Заречное, Рудница – Гайворон – Голованевск. Безусловно, такое сотрудничество нужно, но сейчас на балансе "Укрзализныци" находится только три узкоколейных паровоза: один на Киевской детской железной дороге, другой в Гайвороне и третий стоит на постаменте возле локомотивного депо в Черновцах.
Ретро-вагоны можно разделить на две категории. Одни используются на железной дороге в качестве бытовых помещений, другие или уже списаны, или ожидают своего часа. На сегодняшний день ни один пассажирский ретро-вагон не в состоянии доехать по колее до места ремонта. В дальнейшем, нужно будет собрать их в одном месте. Есть и исключение. В Харькове был восстановлен один ретро-вагон, но с современным тележками - сейчас он используется для ретро-поездок. Но, в целом, ситуация с вагонами довольно печальна. Главное, что у нас есть специалисты, которые могут их восстановить по чертежам.
Ретро-техника будет собираться в одном месте или будет несколько локаций?
У нас будет одна база для ремонта паровозов. Это Локомотивное депо "Щорс" (ТЧ-12) Юго-Западной железной дороги. Товарные вагоны будут восстанавливаться, скорее всего, на Дарницком вагоноремонтном заводе в Киеве. Место для ремонта пассажирских вагонов еще не определено, но, возможно, это будет вагонное депо "Киев-Пассажирский" (ВЧД-1).
Почему именно депо "Щорс" выбрано в качестве ремонтной базы?
В депо "Щорс" (город Сновск Черниговской области. – ЦТС) и ранее выполняли ремонт паровозов. К примеру, ретро-паровозы, которые курсируют в Киеве в составе экскурсионных ретро-поездов, приписаны к депо "Щорс". Там сохранились кадры, там есть оборудование, там находится два веерных депо с поворотными кругами. В перспективе здание одного веерного депо можно выделить под ретро-состав. У меня есть мечта сделать на базе депо "Щорс" фестиваль паровой тяги. Они могут не только маневрировать в депо, но и, скажем, поехать в Бахмач и назад. Во многих странах главные ж/д музеи находятся не в столице. Поэтому депо "Щорс" может стать базой для такого музея в Украине. В Сновске, где находится депо "Щорс", есть музыкальный фестиваль. Можно соединить эти две аттракции. Узкоколейки в том плане показывают успешный опыт такого симбиоза. Так, на Боржавской узкоколейке проводится фестиваль виноделия "Угочанская лоза", на узкоколейке Антоновка-Заречное – этнофестиваль "Бурштыновый шлях".
Вы говорили о поездке на Приднепровскую железную дорогу. Почему этот филиал стал пилотным для проведения мониторинга?
Мы поехали в этот региональный филиал, поскольку там была угроза уничтожения нескольких паровозов. Там начали резать паровозы на металлолом, нам удалось остановить этот процесс.
Где именно это случилось?
Паровозы находились на базе запаса "Пологи" в Запорожской области. Затем их пригнали в депо "Нижнеднепровск" и "Синельниково" под предлогом отопления депо. Однако потом их начали резать.
Как удалось остановить порезку паровозов?
Мы обратились в Министерство инфраструктуры и сообщили об этом факте. Впоследствии по всей "Укрзализныце" было выдано указание о запрете на уничтожение и списание паровозов, и порезка была остановлена.
Кто будет финансировать восстановление ретро-техники?
Этот вопрос я слышу от многих людей, как из "Укрзализныци", так и вне ее. Мы рассчитываем максимально привлекать гранты. У нас в секторе есть человек, который будет отвечать за взаимодействие с государственными органами и за привлечение грантов. Определенные суммы будут выделены "Укрзализныцей". Сколько это будет, пока неизвестно.
А как же убыточность?
Много говорят о том, что узкоколейки и детские железные дороги убыточны. Да, это так, но на них можно проводить прибыльные мероприятия, которые будут формировать позитивный имидж железной дороги и позволят уменьшить убыточность узкоколеек. Поэтому, я считаю, что нужно чаще проводить такие мероприятия.
Сейчас к нам поступают многочисленные предложения о развитии узкоколеек в Украине. Мы планируем организовать конференцию по узкоколейкам, привлечь местные органы власти, общественных организаций, иностранных специалистов в этой сфере.
В некоторых городах паровозы стоят на постаментах на въезде ил возле ж/д станции. Я так понимаю, что все они находятся на балансе местных органов власти?
Нет, не все. Некоторые находятся на балансе "Укрзализныци", некоторые – на балансе местных властей, а в некоторых случаях балансодержателя очень сложно установить.
Как будет решаться вопрос передачи этой ретро-техники на баланс "Укрзализныци"?
Никто все паровозы снимать с постаментов не будет. Мы будем рассматривать каждый случай в отдельности. Так, если паровоз находится в очень плохом состоянии, мы будем предлагать местным властям восстановить его до рабочего состояния или до состояния хорошего музейного экспоната. Пусть он лучше стоит в музее, чем будет "общественной уборной". Относительно собственности, мы будем вести переговоры с местными властями и вместе договариваться о дальнейшей судьбе этих паровозов.
Как вы считаете, будут ли интересны ретро-поезда обычным людям, не интересующимся железной дорогой?
Немного философский вопрос. Я считаю, что в наше время люди немного устали от технологий и гаджетов. Это видно по молодежи. Сейчас в Украине развивается велотуризм, становятся все популярнее походы в горы. В целом, все больше людей увлекается активным туризмом. Ретро-техника может стать частью этого направления. Например, часть ж/д маршрутов пролегает в живописных местах, там можно пустить ретро-поезда.
Вы были раньше причастны к железной дороге?
Это всегда было хобби, я раньше никогда не работал на железной дороге.
А с чего началось это хобби?
Моя мама родом из Христиновки, это крупный железнодорожный узел в Черкасской области. В детстве я засыпал, просыпался под гудки локомотивов и переговоры по станции. Тогда мне посчастливилось попасть на базу запаса, когда там еще были паровозы. Сейчас большинство из них находится в Донецком музее на оккупированной территории. До сих пор помню, насколько меня впечатлили паровозы. С этого все и началось. К тому же, мой двоюродный дед во время Второй мировой войны был машинистом бронепоезда, а в 1944 – 1945 годах был машинистом трофейного немецкого паровоза BR-52. А один из прадедов был машинистом паровоза еще в 1920-е – 1930-е годы. Так что это семейное.
Автор: Николай Засядько
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Но начало пробежать глазами успела. Долго не могла понять смысл фразы "Уже через несколько лет паровозы начнут курсировать между городами Великобритании и США". Паровозы? Между городами Великобритании и США? Футурология? Фантастика тех времён? Наконец поняла, что вы просто пропустили предлог. Исправьте, пожалуйста! Вот так будет понятнее:
"Уже через несколько лет паровозы начнут курсировать между городами _в_ Великобритании и США".
Возможно, дальше в тексте тоже есть пассажи, которые требуют ревизии и коррекции. Незнаю, ибо (см. выше!) Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
А по реке запустить пароходы!
Вместо маршруток - брички с лошадьми. А что, экологично и экономично!
И трамваи тоже сделать на лошадиной тяге. Ну или на паровой.
Столько еще инноваций предстоит внедрить!
Дерзайте, народно избранные товарищи))
Кстати, деньги на эти инвестиции можно получить распилив заводы на металл (например убыточный ЮМЗ).
А что, не первый, но и не второй xD даже не третий...
#lovednipro Ответить | С цитатой