Сегодня Верховная Рада проголосовала за две президентские инициативы: конституционные поправки в части правосудия во втором чтении и закон о судоустройстве и статусе судей.
Сторонники реформы в АП и парламенте говорят: это реально запустит судебную реформу и очистит судейский корпус от коррупции, пишет "Сегодня.ua".
ВОЗВРАТ К СТАРОМУ. Теперь Украина вернется к трехуровневой судебной системе, которая действовала до 2002 года: суды первой инстанции, апелляция и Верховный суд. Соответствующая норма записана в новом законе о судоустройстве и статусе судей. Напомним, четырехуровневую судебную систему под себя создал Виктор Янукович, забрав у ВСУ львиную долю полномочий.
"Когда Янукович пытался узурпировать власть, был принят закон, согласно которому в Украине ввели четырехуровневую судебную систему, и ВСУ был фактически лишен полномочий судебной власти. Так Янукович смог влиять на судей ВСУ. На низших уровнях влиять на судей было изначально проще, потому что президент их назначал и увольнял", — говорит глава Украинского юридического общества Олег Березюк. А глава ВСУ Ярослав Романюк пояснил, что создав кассационные суды по всем юрисдикциям (в Высшем хозсуде, в Высшем административном суде и Высшем специализированном суде), Янукович фактически завершил создание четырехуровневой системы и забрал у ВСУ право отменять решения судов низшей инстанции.
ЭКЗАМЕНЫ И ЗАРПЛАТЫ. Нынешние изменения в Конституции обязывают судей пройти переаттестацию. По словам замглавы АП Алексея Филатова, сейчас в Украине около семи тысяч судей, начало "переэкзаменовки" для них пропишут в законе о судоустройстве и статусе судей.
"Планируется, что ВС должен быть создан (по закону, его состав полностью перезагрузят. — Авт.) в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона (о судоустройстве. — Авт.). Судьи апелляционных судов должны быть оценены в течение полутора лет", — объяснил Филатов.
Кстати, повышать зарплаты судьям будут только после аттестации. Так, с 1 января 2017 года зарплата судей местных судов будет 23 тыс. грн; для апелляционных судей и высших спецсудов — почти 39 тыс. грн. Больше всех будут получать в Верховном суде — 116 тыс. грн. Очистить судейский корпус от коррупционеров планируют, в том числе, и за счет двойной декларации. После вступления нового закона о судоустройстве в силу все судьи должны будут подавать декларацию о своих доходах и доходах всех членов семьи. Декларации будут оцениваться общественным советом при Высшей квалификационной комиссии судов.
"Ратифицируют сейчас, но запустят этот механизм только через три года", — рассказал он нам. При этом эксперт отметил, что для украинцев присоединение к Статуту будет позитивным решением — с учетом низкого качества нашей судебной системы и при наличии дополнительной инстанции, по его словам, можно добиться справедливости на международном уровне. "Но нужно понимать, что это определенная десуверенизация страны. Получится, что последняя судебная инстанция будет не в Украине", — подчеркнул Бортник.
Сегодняшними изменениями в Конституцию по части правосудия и принятием нового Закона "О судоустройстве и статусе судей" власть планирует запустить четвертую волну борьбы с правосудием в Украине.
"Абсолютно очевидно, что вместо реформирования и очищения судебной ветви власти и судейского корпуса они пытаются в полной мере подчинить себе судебную власть в целом и каждого отдельного судью, — считает Ставнийчук. — В связи с тем, что предыдущие три волны не увенчались успехом, вчера они приняли изменения в Конституцию и сразу новый закон о судоустройстве и статусе судей пакетом. Это противозаконно".
Ставнийчук считает, что, несмотря на некоторые прогрессивные и положительные нормы, предложенные президентом в конституционных изменениях, их реализация затянется на годы.
"К примеру, новый орган — Высший совет правосудия, — который будет отвечать за формирование судейского корпуса, избрание судей, их увольнение и перевод судей, реально появится в Украине только весной 2019 года — так прописано в изменениях к разделу XV Переходных положений Конституции, — говорит юрист.
— До этого его функции будет осуществлять нынешний Высший совет юстиции. Правда, за исключением членов Высшего совета правосудия от съезда судей, которые должны быть выбраны не позднее чем через три месяца после вступления в силу закона о Высшем совете правосудия. То есть все остаются на месте в Высшем совете юстиции, кроме представителей судебной власти — их нужно менять. То же касается и антикоррупционных и патентных судов: пока они будут созданы, организованы и реорганизованы — пройдут годы. Это практически сводит на нет административную юстицию".
"Строится новая система правосудия, в которую входит и государственное обвинение, и адвокатура, и исполнение судебных решений, и сама организационная система судебной власти, — говорит юрист. — В нынешней Конституции такого нет: в ней все разбалансировано, присутствуют постсоветские элементы. В проекте изменений в Конституцию выстраивается новая система правосудия со всеми ее составляющими".
Сергей Головатый считает, что одним из важнейших изменений является то, что вследствие реформы президент лишается полномочий, которые он имеет сегодня.
"По ныне действующей Конституции, президент создает суды. В государстве, которое руководствуется верховенством права, президент этого не может делать, — объясняет Головатый. — Поэтому в будущем суды будут создаваться только законом, то есть это будет делать Верховная Рада. Это европейский императив — "законный суд". Есть даже такая формула, что "решение вынесено законным судом". Какие это будут суды, сколько их будет — все это будет определено законом, президент же лишается этих функций.
"Кроме того, на сегодняшний день первое назначение на должность судьи сроком на пять лет осуществляет президент. Это право у него тоже забирают. Вопросы добора, обучения, подготовки, квалификации, назначения, увольнения, дисциплинарной ответственности — все переходит к судебной власти, — объясняет Головатый. — "Шапкой" в системе судебной власти будет выступать Высший совет правосудия, который и сконцентрирует у себя все эти функции. Кстати, уже не будет так называемого испытательного срока (когда судью впервые назначали на пять лет. — Ред.). Будет назначение судей бессрочно".
Но, как подчеркивает Головатый, формально президент будет участвовать в процедуре назначения судей.
"В странах западной традиции демократии судей на должности назначает глава государства (монарх или президент), или правительство, или министр юстиции. В нашем случае высшую легитимность имеет президент как глава государства — он непосредственно избран народом. Правительство у нас создано ВР — представительским органом народа. Поэтому, чтобы обеспечить высшую легитимность, формально будет издаваться указ президента о назначении судей".
Автор: Зеленюк Кристина, Илья Требор
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |