Я много лет работал и с Борисом Евгеньевичем Ложкиным, и с Петром Алексеевичем Порошенко. Это открытая, публичная информация, из которой никто никогда не делал секрета. Петр Алексеевич являлся одним из акционеров «Украинского медиа-холдинга» — публичной компании, в которой я был вице-президентом. Достаточно хорошо знаю обоих. У нас есть давняя история отношений, которая позволяет мне считать, что мы доверительно, с пониманием и уважением относимся друг к другу.
В процессе этих отношений сложились некие принципы командной работы. В Днепропетровском регионе сегодня сложилась достаточно сложная ситуация… Думаю, что Президенту и главе его администрации здесь нужен был человек моих компетенций и моего склада характера.
Для того чтобы в Украине и Днепропетровске получить высокий результат, нужно поменять всю систему власти. Теоретически это возможно, если объединить волю всех политических сил, если снизить уровень конфронтации. Но практически – никто не работает на общий результат. Каждый центр силы работает исключительно в своих интересах и не стремится что-то менять.
Что в такой ситуации делает Валентин Резниченко? А Валентин Резниченко создает в области определенный микроклимат, который выводит взаимоотношения власти и общества из конфликтной зоны. Резниченко не прессует бизнес, не «обилечивает» бизнесменов — вы точно не услышите и не назовете ни одного такого случая. Резниченко не загоняет кнутом учителей и других бюджетников голосовать за ту или иную партию. Как же так, ведь все привыкли к репрессивному стилю руководства? А тут – такой разрыв шаблона! Но достигнуто главное — мы смогли снизить градус общей напряженности в регионе, как-то успокоить здесь ситуацию. Мы, например, не видим больше на улицах людей в камуфляже и с оружием. И по другим направлениям в целом стало гораздо более спокойно и безопасно. Стабилизировались финансово-экономические показатели. Но дальше-то что? Валентин Резниченко не может сам, одним щелчком изменить всю систему. Понятно, что здесь нужна помощь Киева.
У любого субъекта хозяйственной деятельности есть деньги. Если эти деньги хранятся в банке на депозите, ты можешь получать с них доход, можешь снять их досрочно или продлить счет на следующий год. В любом случае, это все равно твои деньги. Они находятся в банке, но распоряжаешься ими ты. Но вот в украинском Казначействе – все устроено по-другому. Это своего рода «ловушка». Деньги в теории у тебя вроде бы есть, но на самом деле они находятся в «общей сумке» под названием «единый казначейский счет».
Допустим, у Днепропетровской области на этом казначейском счете формально есть больше 1 миллиарда гривен. Но в реальности их нет, потому что правительство уже взяло их из «общей сумки» и потратило на другие задачи, которые сочло более приоритетными на данный момент. Свободными деньгами регионов перекрывают дефицит Пенсионного фонда, дотируют энергоносители и т.д. То есть по факту собственные деньги у региона есть только на бумаге.
Надо сказать, что в этом году Казначейство работает хорошо. Сегодня у нас нет задержек платежей — ни по пенсиям, ни по зарплатам, ни по другим социальным выплатам. Сейчас на едином казначейском счету находится больше 40 миллиардов гривен. В сентябре прошлого года ситуация была намного хуже. Бывало, что в «общей сумке» лежало всего на всего 10 миллионов гривен!
И все же логика, по которой субъект хозяйствования не может пользоваться своими деньгами, мне не понятна. Например, у Днепропетровской области есть 1 миллиард гривен. Пока идут тендерные процедуры, мы могли бы положить эти деньги на депозит и получить доход. Но сделать этого не можем, потому как, на самом деле, на счету их физически нет.
Более того, если область в этом году выделила на какую-то позицию 100 миллионов гривен, то потратить она их должна только в этом году. А если не потратит, то на следующий год их перенести не получится — они «сгорают». И уже в следующем году их надо выделять по-новому. Но проблема в том, что теперь уже надо выделять не 100, а 200 миллионов, чтобы профинансировать эту позицию. Обосновать удвоение затрат невозможно. Поэтому, если область «сэкономила» и не успела потратить деньги в этом году, все – в следующем она их больше не увидит. Разве это разумно?
Курс на децентрализацию – это постепенный отказ от той системы, которую я описал выше. Регион получит право выбора. И если в перспективе он будет иметь возможность положить свои деньги в государственный или частный банк, то сможет в любой момент воспользоваться своими деньгами для решения своих проблем. И правительство не сможет сказать: а давайте заберем у Днепропетровской области 1 миллиард и залатаем этими деньгами какую-нибудь другую «дырку».
Сегодня этой системой электронных торгов пользуются несколько украинских министерств и Днепропетровская область. Среди регионов — мы лидеры в этом вопросе. Это совершенно иной подход к проведению тендерных закупок, чем тот, который практиковался до сегодняшнего дня. Я считаю, что главная задача этих инноваций — изменить сознание людей.
Совместными усилиями мы должны построить в этой стране комфортную для людей систему, которая исключает бюрократическое и коррупционное издевательство друг над другом. Если чиновник является менеджером высокого класса, профессионалом в госуправлении, он должен получать высокую, конкурентоспособную зарплату. Но и контролировать его при этом нужно очень жестко. В противном случае у него есть только один вариант – украсть. Кого мы обманываем? Самих себя? Только если человек дорожит своим местом, а фискальные службы при этом проводят жесткие проверки – только тогда чиновники в этой стране забудут, что такое красть.
«ProZorro» — один из первых шагов в создании такой системы. Она задумана и сделана так, чтобы исключить воровство и коррупцию из сферы государственных закупок.
Мы знаем о лоббисткой практике в США, она там регулируется законом. У нашего ближайшего соседа – Польши уже появились лоббисты, работающие на законных основаниях. Считаю, что этот опыт должен быть внедрен и в Украине.
Вы знаете, чем отличается лоббизм от взятки? Однажды, когда Казахстан договорился с Евросоюзом о предоставлении кредита, Назарбаев попросил своих европейских партнеров, чтобы процедуру получения денег ускорили до 2-х месяцев. Европейцы ответили: «По стандартам Евросоюза подобная процедура занимает полгода». И предложили выход – обратиться в адвокатскую контору, чей офис находится прямо напротив здания Европарламента. Адвокаты обсудили свой гонорар, стороны ударили по рукам и ровно через 2 месяца Казахстан получил кредит.
Адвокатская фирма абсолютно законно приняла на свой расчетный счет оплату за оказанные услуги, заплатила с этих денег налоги. Чувствуете разницу между лоббизмом и взяткой? К сожалению, в рамках нынешнего законодательства в Украине лоббизм невозможен.
Объединение громад необходимо. Но процесс этот идет сложно. Люди плохо понимают смысл этой реформы, поэтому каждый раз на приемах приходится на пальцах объяснять ее суть. Психологически опасения людей понятны: любые изменения настораживают, это всегда определенный стресс для людей. Но объединение громад – даст ощутимый экономический эффект. Объединившись, громады будут нести меньше издержек. Например, на тот же управленческий аппарат. Освободятся значительные средства, которые громада может направить туда, куда посчитает нужным: на школу, больницу, дорогу… Распорядитель этих средств – не областная власть, а люди на местах.
Поэтому стараемся убеждать, рассказывать, как это работает. Всего в Днепропетровской области – более 300 общин. Оптимальное количество для региона — 91. На сегодняшний день уже объединились 15 общин. Когда на этом примере люди увидят реальный результат, они поймут, какие возможности это перед ними открывает.
Затраты на обучение одного ученика в городе Днепропетровске – 8 тысяч гривен в год. А в сельском районе, где учится меньше всего учеников, – 28 тысяч гривен. При этом мы понимаем, что есть большая разница в качестве обучения. Вряд ли в село удастся привлечь преподавателя высокой квалификации…
Ко мне на личный прием в Межевой пришла директор школы и говорит: наша школа была построена в 1957-ом году и с тех пор ни разу не ремонтировалась, выделите на ее реконструкцию 21 миллион грн. При этом нужно понимать, что школа, которая изначально была рассчитана на 600 человек, сегодня в состоянии принять максимум 400, а по факту в ней учится 240 учеников. И точно такая же ситуация может быть в другой школе, которая находится от нее в 15 км. Поэтому, было бы разумно не тратить по 21 миллиону на каждую недоукомплектованную школу, а купить несколько школьных автобусов по 2 миллиона гривен, чтобы подвозили учеников из разных сел, отремонтировать школьный спортзал и столовую…. А оставшиеся деньги направить на модернизацию наполненных школ. С этой логикой трудно не согласиться. Но экономические аргументы не всегда воспринимаются там, где включается «человеческий фактор».
Школьные автобусы у нас однозначно будут. Планируем 36 штук. Тендер уже объявлен. Правда, реальных поставщиков автобусов оказалось всего два и оба приняли участие в тендере. Раскрытие по тендеру будет в конце октября. Поэтому до 20 ноября новые автобусы будут в наличии. Но до этого времени придется немного потерпеть и перевозить детей на старых.
Медреформу у нас в свое время, к огромному сожалению, похоронили. Сначала закрыли больницы в селах и сказали: всех больных будем возить в Днепропетровск. В результате в городских медицинских учреждениях лечатся люди из сел, а финансирует их по–прежнему громада Днепропетровска.
Это системная проблема. Ее можно решить, если парламент примет закон, который предложил Квиташвили. Сейчас государство направляет в регионы деньги через министерство, а дальше на эти деньги закупаются препараты, оборудование и т.д. Но гораздо эффективней, если оно будет давать деньги напрямую — конкретной больнице, конкретному пациенту, а я, как руководитель региона, не буду больше заниматься закупкой лекарств. Это правильный подход. Потому что сегодня происходит следующее. Допустим, пациенту нужно какое-то определенное лекарство. Но чиновник говорит: а мы уже закупили другой препарат – поэтому пользуйтесь тем, что есть.
Решения о том, чем и как лечиться должны принимать врач и пациент. Соответственно, нужно дать им эту возможность. Такая реформа уже проведена в Грузии. В ней использованы элементы страховой медицины, пациент получает целевую субсидию и покупает нужное лекарство.
К сожалению, я пока не вижу предпосылок к тому, что предложенный Квиташвили закон будет принят в Верховной Раде.
Днепропетровская область на 100% выполнила планы всех предыдущих волн мобилизации – с первой по пятую. План шестой волны — на 80%. Но, честно говоря, в Министерстве обороны с планом перегнули. Лично мне зачастую не понятно, чем обосновываются те или иные плановые показатели. Например, план по 6-ой волне Днепропетровской области спустили больше, чем по 5-ой. Почему? Чем руководствовались?
На 4-ю волну план был больше 4 тысяч, на 5-ую — чуть больше 2 тысяч человек. Это логично. Почему же на 6-ю – больше 3 тысяч человек? Ведь понятно, что после всех волн мобилизации нам столько людей не набрать… И вопрос: почему другие, сопоставимые по населению с Днепропетровской, области получили гораздо меньший план?
Здесь с планированием тоже происходит много странного. Харьковская область по населению существенно больше, чем Днепропетровская. У них, согласно плану, субсидии должны получить чуть больше 300 тысяч человек, а для Днепропетровской области план – 439 тысяч человек. Ну, нет в области 439 тысяч человек, которым можно выделить субсидии — физически нет!
Если помните, я пробовал доказывать, приводил аргументы. И чем все закончилось? На совещании в Кабмине сказали: «Будете спорить, Валентин Михайлович, мы вам еще добавим». Я ответил: «Делайте, что хотите».
Это, по-моему, вообще как-то противоестественно звучит: план по субсидиям! Какой здесь может быть план? Я сделаю по максимуму, столько в принципе возможно сделать. По нашим оценкам – это примерно 300-330 тысяч субсидий. На вчерашний день оформлено уже 284 тысячи, это 65% от плана. Но ведь изначально понятно, что 439 тысяч мы не сделаем. Кому нужна эта профанация?
Маршрутки на сегодняшний день – это бизнес, который в достаточно большой степени находится «в тени». Мне постоянно пытаются рассказывать, что «маршрутчики» кому-то платят, что их кто-то крышует…. Мне вообще не интересно в этом всем разбираться. Все очень просто: есть договор, но ни один из перевозчиков этот договор не выполняет. Нам все равно, кто будет эти перевозки выполнять, «Севертранс» или кто-то другой. Но правила установлены для того, чтобы их выполнять. Я хочу чтобы все поняли – соблюдать правила дешевле и безопасней. У компании перевозчика 300 маршруток, но она решила сэкономить на аптечках стоимостью в 100 гривен каждая. И в итоге была оштрафована на 50 тысяч гривен.
За некоторые вещи нужно было бы оштрафовать их на миллион. Но по закону я не могу этого сделать. Мы не ожидаем от «маршрутчиков» взяток и не собираемся вникать в их схемы. Мы требуем одного – соблюдения установленных законов и правил. Поэтому будем штрафовать и «бить по карману» столько, сколько будет нужно. Один раз, второй, а если не дойдет — разорвем договор.
Мы хотим, чтобы людям был обеспечен комфортный и безопасный проезд согласно заключенному договору. А к нам пытаются зайти то «сверху», то «сбоку», через народных депутатов и других уважаемых людей. Они привыкли к тому, что легче положить деньги в карман чиновнику, чем честно выполнить условия договора.
Хотите помочь деньгами, не мне – области, пожалуйста! Соберите по 200 гривен с маршрутки перечислите в благотворительный фонд. Сегодня в днепропетровских больницах лежат раненые, на которых государство денег не выделяет. Наша область потратила уже больше 23 миллионов гривен, но все равно денег постоянно не хватает: и на питание, и на медикаменты… Недавно я беседовал с журналисткой Ларисой Токарь, и во время интервью дал слово: Валентин Резниченко как волонтер будет перечислять по 10 тысяч гривен ежемесячно в фонд 6-ой горбольницы. Мы не можем сегодня отказаться от волонтерской помощи. Потому что лечить больных нужно сейчас, а Министерство обороны не торопится заключить с нами договор и платить за тех раненных в зоне АТО, которых мы лечим в гражданских больницах.
Есть лишние деньги – потрать их не на взятку, а на помощь раненным.
С дорогами у нас все плохо – это видят все. Мы жестко взялись за наведение порядка в этой сфере. Провели проверку, милиция завела уголовное дело. Руководитель «Облавтодора» Костюченко сразу же ушел в отпуск и сбежал из города. Уголовные дела открыты, понятно, что их будут искусственно затягивать, чтобы виновные не понесли наказания. Коррупция в этой сфере – большая проблема, поэтому в идеальном состоянии дороги области будут не скоро.
Тем не менее, здесь есть и определенные успехи. Например, за средства областного бюджета капитально делается дорога на улице Рабочей в Днепропетровске.
Хотели в этом году провести внеплановый капитальный ремонт дорог из областного центра на Кривой Рог и Никополь. Средства на это должен был выделить «Укравтодор», но пока того, что есть, хватит лишь на ямочный ремонт.
Часто интересуются моим личным парком автомобилей. Я не делаю из этого тайну. Мой серый Lexus и мой Rangе Rover – их все видят. Я практически не использую автомобили администрации. За мной закреплен служебный автомобиль 2004 года выпуска с пробегом за 400 тыс. км. Но я пользуюсь им в очень редких случаях, когда мои личные автомобили находятся в ремонте. Я много езжу по области, и они просто не выдерживают этих дорог. Так что будем считать, что у меня есть еще и личный стимул, чтобы навести здесь порядок.
Автор: Ольга Забеба
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Кредитор Электронная почта: paul_william_loanhouse@hotmail.com
Мы предлагаем частные, коммерческие и персональные кредиты с очень низкими годовыми процентными ставками как низко как 2% в год до 50 лет сроком погашения в любой точке мира. Мы предлагаем кредиты в пределах от $ 5000 до US $ 100 млн.
Наименование кредитора: г-на Пола Уильяма.
Кредитор Электронная почта: paul_william_loanhouse@hotmail.com
С уважением,
Г-н Пол Уильям.
paul_william_loanhouse@hotmail.com Ответить | С цитатой