— Игорь, вы как-то сказали, что, работая длительное время в газетной журналистике, не раз испытывали сожаление, что перо не в состоянии описать энергетику, которая исходила от героев ваших публикаций. Потому и ушли в тележурналистику…
— А оттуда — в кинодокументалистику. Телевидение подарило мне колоссальный опыт. В те годы, когда я начинал осваивать навыки кинодокументалистики, телевидение приобретало раскованность и динамичность. Все работали в этом стремительном, отвечающем духу времени, ритме. Я остро почувствовал это, когда приступил к монтажу реконструкции фильма «Осада Запорожской Сечи», созданного нашим земляком Даниилом Сахненко.
Эстетика фильма, созданного в 1911 году, диктовала некую неспешность и раздольность повествования. Я попытался воспроизвести эпичность картины, и первые кадры нашего фильма-реконструкции, действительно, получились широкими, как степи, по которым ходили герои Даниила Сахненко. Но потом «помчались галопом», и «приструнить» их было выше моих возможностей.
— Создание фильма-реконструкции наделало много хорошего шума в культурной среде Днепропетровщины, да и всей Украины.
— Идея принадлежит председателю областной организации Союза кинематографистов Украины Валентине Слободе и была поддержана управлением культуры Днепропетровского горсовета. Воссоздать фильм нашего земляка, созданный сто лет назад, — это было, действительно, интересно.
Во-первых, от самого фильма сохранились только четыре кадра. Во-вторых, и о самом создателе фильма было мало что известно. Потому о «языке» картины — в образном понимании смысла этого слова, ведь кинематограф тогда был еще нем, приходилось догадываться. Валентина Васильевна отыскала в архиве газету «Киевские ведомости» за 1911 год, в которой писалось, что в Лоц-Каменке, что под Екатеринославом, снимается фильма о Запорожской Сечи. Сценариев тогда не было, до наших дней дошел только синопсис — краткое и емкое изложение сюжета, фактически, главная мысль картины.
— «Осада Запорожской Сечи» Даниила Сахненко считается первым игровым полнометражным украинским фильмом в истории кинематографии. Какие чувства вы испытывали, приступая к воссозданию фильма с таким значительным статусом?
— Я же был не один. Вокруг меня были профессионалы — кинематографисты, приехавшие по приглашению Валентины Слободы из других регионов Украины, актеры театра имени Шевченко, его художественный руководитель Анатолий Концедайло, который стал режиссером возвращающего в прошлое действия.
Когда я первый раз оказался на съемочной площадке, у меня захватило дух от масштаба сцен, буйства красок — ведь в съемке было задействовано более 400 человек — и актеры, и сотрудники милиции, в образе казаков и татар гарцевавшие на лошадях. Голливуд бы позавидовал! Кстати, в Америке первый игровой фильм под названием «Муж индианки» был создан только спустя два года, в 1913 году.
— Известно, что вы получили премию имени Даниила Сахненко за ваш фильм-реконструкцию…
— Да, я стал первым лауреатом премии имени Даниила Сахненко, учрежденной Днепропетровским горсоветом.
— Вы обладатель Гран-при кинофестиваля «Украина — морская держава», в свое время проходившего в Одессе. За какую работу удостоились почетной награды?
— Порой идея будущего фильма приходит внезапно, как гром среди ясного неба, из какого-нибудь незначащего, на первый взгляд, пустякового события, фразы. Так, меня однажды зацепило название остановки на набережной — «Океанмаш». Какое отношение имеет океан к нашему речному городу? Провел расследование, и прелюбопытнейшие факты вылезли наружу.
Оказывается, на набережной располагался НИИ, занимавшийся проектированием оборудования, с помощью которого страна планировала заниматься добычей полезных ископаемых на дне мирового океана. В результате появился фильм «Тайна украинской Атлантиды», где Атлантида — собирательный образ, символ процветания и богатства, увы, так и не давшегося нам в руки…
— Вы нередко позиционируете себя и как продюсер.
— В начале 90-х рынок пришел и в кино. Я принял участие в организации первого всеукраинского киновидеорынка, который проходил в Днепропетровске. Это было ново по тем временам. К нам приезжали украинские звезды — актриса Ада Роговцева, режиссер Олег Фиалко и др. Мы пробовали продавать кино. И даже задумывали его спонсировать. Начало было положено. Но, к сожалению, дело дальше не пошло — помешал серьезный финансовый кризис.
Сегодня в Днепропетровске, несмотря на все политические и экономические трудности, проводится Всеукраинский фестиваль экранных искусств «Днепро-Синема». Я обладатель Диплома I степени этого фестиваля за цикл работ о днепропетровских зодчих.
Вспоминается, как создавался фильм «Николай и Хельмут», удостоенный Гран-при одного из киевских кинофестивалей.
Как-то мне позвонила знакомая из Германии и рассказала занимательную историю о том, что житель этой страны взял шефство над полтавчанином — шлет тому часть своей пенсии. Оказывается, полтавчанин, Николай Кузьменко, в годы Второй мировой войны попал в плен и работал на шахте в Руре, а Хельмут Хейслер, будучи военнопленным, трудился на шахте в Кривом Роге. Хельмут случайно узнал об украинском «товарище» из немецкой газеты и решил облегчить непростую участь того.
Услышанное вдохновило меня и почти сразу сложилось в сюжет будущей картины. Я поехал в Полтаву, снял беседу с Николаем Кузьменко, который бы доживал свой век в нищете, если бы не помощь бывшего немецкого военнопленного. Когда американцы освободили нашего соотечественника из плена, предложили ему уехать за океан, в Соединенные Штаты. «Нет, я в Рассошинцы, мамку столько лет не видел», — ответил Николай и… мимо Полтавы отправился прямиком в Сибирь, в лагеря на 10 лет.
А вот Хельмута встретили в родной стране как героя, он получил высшее образование, стал доктором философии. Я приехал на встречу с ним в Лейпциг, еще не зная, каким окажется германский благодетель нашего украинца, и был буквально вдохновлен энергетикой, умом этого человека.
Фильм, на мой взгляд, получился достойный. И это почти при полном отсутствии бюджета, при том, что я сам себе был меценатом. Поехал за визой в Киев, откровенно рассказал о цели своей поездки и отправился в Германию, имея всего 500 долларов. Кстати, у меня не было даже камеры. Когда я понял, что в лице Хельмута обрел героя удивительной истории, что он готов рассказать мне ее на приличном русском языке, я ринулся на улицу и, встретив через пару минут туриста с камерой, кажется, испанца, с помощью жестов попросил того поработать оператором.
— Значит ли это, что вовсе не обязательно иметь сотню-другую тысяч долларов, чтобы сделать приличное кино?
— Конечно, игровой фильм требует средств, документалистике в этой плане проще, тем более что пришедшие в нашу сферу технологии позволяют качественно снимать даже на мобильный телефон, и кинофестивали приветствуют авторское кино с его нестандартной эстетикой. Это открывает большие возможности для молодых.
Мне непонятны те кинематографисты, которые, обладая хорошим образованием и талантом, теряют время в ожидании птицы удачи в виде вдруг объявившегося спонсора или свалившегося им на голову бюджета. «Старик, с бюджетом меньше, чем миллион долларов, я к съемкам не приступлю», — приходилось мне слышать и это. Хотелось сказать: сделайте хоть какую-то малость за свой счет, ведь время уходит! Да, средств катастрофически не хватает, иногда думаешь: в дворники или в охранники что ли пойти, чтобы заработать деньги на следующий фильм?
— Значит ли это, что мне не следует спрашивать о ваших творческих планах?
— Отчего же? Жизнь продолжается и творчество тоже. Накануне Дня украинского кино состоится ретроспектива моих фильмов в одном из кинотеатров Днепропетровска. Мечтаю показать в Доме кино в Киеве свою документальную картину о Данииле Сахненко, сделанную вскоре после создания фильма-реконструкции и на его основе.
Есть проект «Гармония воды», о котором, впрочем, пока не хочу распространяться, чтобы не сглазить. Хочу продолжить цикл фильмов о днепропетровских зодчих. Уже сделаны картины об Олеге Петрове, Павле Ниренберге, Евсее и Александре Сориных.
Вообще, кинематограф — это удивительная штука. В кинематографе все возможно: и открыть тайну украинской Атлантиды, и снять фильм с помощью камеры испанского туриста…
Досье
Игорь Родионов — лауреат премий за лучшие работы в области телевизионной публицистики. Гран-при ряда национальных фестивалей за видеофильмы: «Царство красного колдовства», «Тайна украинской Атлантиды», «Человек, который помог Спилбергу», «Иван и Хельмут», «Даниил Сахненко». Член Национального союза кинематографистов Украины.
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |