Новый министр здравоохранения Александр Квиташвили готов повторить в Украине успех грузинских реформ. В этом году будут сделаны первоочередные шаги для полномасштабной медреформы – передача госзакупок международным организациям, упрощение процесса регистрации лекарств и так называемая капитализация больниц.
Министр уверен, что в украинских реалиях все это реально сделать за год. В ответ на скепсис он приводит в пример Грузию, которой это удалось. А о прогрессе регулярно отчитывается на встречах с журналистами.
Пакет изменений в законодательстве станет основой реформ, которые пройдут в стране. Первое изменение пройдет в системе госдотаций. Сейчас Украина финансирует койки. Это несправедливая система, так как она не дает возможности мониторить качество. Мы не знаем, какие услуги предоставляются по всей стране. Нет хорошей системы отчетности. Сейчас существует 450 форм отчетности в медицине, однако информативная ценность этого нулевая. Это будет изменено.
Министерство будет только осуществлять контроль, чтобы услуги были одинаково качественными, независимо от региона проживания и социального статуса пациентов.
Больницы финансово не пострадают. У них появится новая форма отчетности. Мы будем знать, какие услуги в стране предоставляются и что мы можем купить за те деньги, которые выделяем больницам.
Второй пакет изменений в законодательство – возможность больницам работать автономно. Это не приватизация больниц. Они просто смогут легализовать доходы, которые существуют. Мы хотим, чтобы больницы не только получали госфинансирование, но и зарабатывали сами. Например, путем страховой медицины.
Денег, которые сегодня государство выделяет для всех, – не хватает никому. Финансирование должно идти тем, кто нуждается в бесплатной медицине – малоимущим, переселенцам, хроническим больным.
Сейчас мы наблюдаем отсутствие четкого прейскуранта. Непонятно ценообразование услуги. Врач взял кредит в банке для строительства дома – его услуги выросли в цене. Он сам выбирает – на сколько и для кого. Расценки расписаны в какой-то далеко спрятанной папке, а не на сайте. Такого больше не будет.
От данной реформы выиграют все: пациенты будут платить официально, а не в конверте, а больницы получат легальный доход, которым смогут распоряжаться.
В среднем каждая больница Украины получает в месяц 10 млн грн. Эти деньги идут на покрытие коммунальных услуг и зарплаты медикам. При таком финансировании о качестве предоставляемых услуг говорить не приходится.
Команда экономистов будет рассчитывать, сколько должны стоить услуги. У пациентов будет возможность доплатить и получить улучшенный сервис.
Государство должно гарантировать возможность лечения для лиц, которые не имеют возможности оплатить оказанные услуги.
Поликлиника – это первичная медицина, и она на 100% будет оплачиваться государством, чтобы уменьшить финансовые риски для вторичной медицины. Люди не будут обращаться к нейрохирургу, если у них головная боль.
Еще один главный принцип – географический. Как из Мюнхена не едут лечиться в Берлин или из Лос-Анджелеса в Вашингтон – так и мы должны создать в регионах возможность получить качественное лечение, чтобы жители Черновцов или Ивано-Франковска не ехали в Киев.
Можно заменить одного человека другим, но эффект будет краткосрочным. Система останется той же. Надо менять всю систему на корню.
Проблема госзакупок – самая быстро решаемая. Надо менять функции – это разгрузит систему. Теперь Министерство будет концентрироваться не на закупках, а на развитии отрасли.
Сопротивление будет. Многие люди потеряют возможность нажиться.
Для меня было шоком решение правительства ограничить зарплаты госслужащим. Никто не хочет идти работать за 3 тыс. грн. Арестовывать врача [за взятку] неправильно. Он проводит операции, от которых зависит жизнь человека, но получает при этом копейки. Я знаю, что ему неприятно просить клиента платить вне кассы. Но государство само поставило их в такое положение. Средняя зарплата врача по стране – $ 150 в месяц. Но при этом меньше 1% людей уходят из профессии. Люди заходят в систему и работают до конца. Ясно, что не за $ 150. Нужно повышать оплату – и это будет первым шагом в борьбе с коррупцией.
Любые реформы должны проводиться без потрясений. Нельзя всех уволить и нанять новых, закрыть все больницы и открыть новые. Есть положительный опыт многих стран, желание и возможности ему следовать. Для этого нужно на корню менять систему. В ближайшее время мы проведем презентацию реформы. В ней будут досконально расписаны действия и сроки.
Основное изменение, на котором мы сделаем акцент – тендерные закупки лекарств. Приобретая их через ЮНИСЕФ, мы будем значительно экономить, поскольку это организация неприбыльная.
Торги будут проводиться открыто и транслироваться в прямом эфире. Была идея проводить закупки через закупочное агентство, которое уже создано, но пока для него есть ограничение – закупать продукцию не более, чем на $ 100 тыс. Это слишком маленькая цифра, нужно менять закон.
В Украине до сих пор нет хорошей базы данных. Мы не знаем реальной потребности населения в медпрепаратах. Закупки происходили по принципу – сколько денег государство может выделить, а не по принципу реальной необходимости. Хорошо на сегодня функционируют лишь программы по туберкулезу и ВИЧ-СПИД – по ним давно работают международные фонды, система налажена.
Большая проблема в Украине – вакцинация. Если говорить о полиомиелите, то она охватывает меньше трети населения – 27%. Это уровень неразвитых и малоразвитых государств Африки. Сейчас в Украине работают представители ЮНИСЕФ, которые проводят расчеты по виду и объему вакцин, необходимых для закупки.
Фармотрасли нужна упрощенная регистрация. Первая попытка не прошла. Будем предпринимать вторую. Разные группы высказывают опасение, но страх напрасен. Мы не хотим создавать проблемы индустрии – мы хотим, чтобы она развивалась.
При данном изменении выпадает одно из звеньев в цепочке ‒ прохождение затратных лабораторных исследований. Это должно снизить стоимость зарубежных препаратов и ускорить их выход на рынок.
Для чего мы хотим упростить выход иностранных лекарств на наш рынок? Отвечу на примере пива. Если местный продукт будет стоить 2 грн, а зарубежный – 50 грн, то у нашего производителя не будет интереса развиваться. Он как продавал миллион бутылок в год, так и будет продавать. Кому мы поможем, подняв в разы стоимость мировых брендов? Люди, которые не могут себе позволить купить зарубежное пиво хорошего качества, будут вынуждены пить некачественный продукт. Так и с лекарствами.
Ответственным производителям, создающим качественную продукцию бояться не надо. Например, для лечения простуды или головной боли я как покупал, так и буду покупать белорусские и украинские препараты. Меня устраивает их цена и качество.
Упрощение регистрации лекарств, уже лицензированных в странах Запада, снизит их цену и повысит доступность. Далеко не по всем позициям украинская промышленность производит аналоги. Населению станут доступны те препараты, которые раньше были не по карману.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А мы, чтоб они нас таки лечили... Ответить | С цитатой
Как американский пипл на это среагирует?
Наверное уже взяли-наместником дерибана украинских налогоплательщиков. Ответить | С цитатой
Выходит-мы стадо, а они пастухи, если главного лекаря даже найти не смогли.
Позорище.
Будьте здоровы. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
— Доктор, у меня в ушах звонки раздаются.
— А вы не отвечайте! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Майдаунам нуно продвигать идеи на примере равенства титульных масс и психотропных веществ.. Ответить | С цитатой
Країна, що розвивається
У тій мірі, в якій Україна визнається країною, що розвивається3
, для цілей статті 9 Угоди
про спеціальні заходи, на неї не поширюватимуться жодні спеціальні заходи, які
застосовуються Стороною ЄС, за умови виконання умов, визначених у статті 9 цієї Угоди Для цілей цієї статті для визначення країни як такої, що розвивається, мають братися до уваги
списки, видані такими міжнародними організаціями, як Світовий банк, Організація економічного
співробітництва і розвитку (далі – ОEСР) або Міжнародний валютний фонд (далі – МВФ) тощо Ответить | С цитатой