Олександр Миколайович Поль - видатний діяч Катеринославщини
Відкриття залізничного мосту через Дніпро
Брянський завод. Загальний вид
Становясь краеведами, мы стремимся познать феномен Приднепровья. И особый интерес у нас вызывает эпоха 1880-х - 1910-х годов. Эпоха Преображения края.
«Дніпровий кур'єр» уже не раз обращался к этому времени, рассказывая о делах и людях старого Екатеринослава. Вернемся теперь к событиям столетней давности с определенной целью; постараемся узнать кто, каким образом, за какие средства смог превратить захолустный край и маленький провинциальный городок - его столицу, в один из главных промышленных центров Российской империи, сделать всемирно известным всего за несколько десятилетий.
Для того, чтоб это произошло, мало было найти несметные сокровища в земле приднепровской (кстати, найдены они были еще в середине XVIII столетия академиком Гюлъденштедтом, совершившим в наши степи путешествие с научной целью, а немного позже изучены профессором Левановым, который в докладе Потемкину писал о богатых залежах в Криворожском районе «железных и серебряных руд, мрамора, аспида, каменного угля и разных красок»). Кто-то должен был поверить, что с помощью этих сокровищ можно преобразить край. Кто-то должен был проявить упорство, чтоб идея стала реальностью.
И такой человек нашелся. Имя его Александр Николаевич Поль.
Легендарный исследователь и патриот Приднепровья, дворянин и землевладелец. Поль был не беден. И он потратил почти все свои деньги на реализацию идеи о разработке криворожских руд. А еще он потратил 15 лет жизни убеждая российское правительство, банкиров и предпринимателей, стремясь привлечь отечественные капиталы к развитию криворожского железорудного бассейна. В конце концов он нашел единомышленников, но не в Российской империи, а ... во Франции, в Париже. Полю удалось отыскать здесь достаточно дальновидных людей, не побоявшихся отдать свои деньги для разработки наших богатств. Так в 1881 году в Париже было создано «Акционерное общество железных руд Кривого Рога» с основным капиталом 5 миллионов франков. Так А.Н.Полем была получена первая крупная инвестиция для развития края (добавим, что французы занимались на Криворожье вначале только добычей руды, а позже, в 1892-ом, построили собственный чугуноплавильный завод).
А потом на Приднепровье потянулись бельгийцы. В 1889 году братья Шарль и Жорж Шодуары создали Акционерное общество российских трубопрокатных заводов с основным капиталом 3,5 миллиона рублей. Обществу принадлежали три самых больших завода в Екатеринославе: трубопрокатный завод «Шодуар - А» с годовым производством 700 тысяч пудов, что оценивалось в 6 миллионов рублей (ныне это ОАО «Днепропетровский трубопрокатный завод»), Нижнеднепровский железоделательный завод «Шодуар - В» с годовым производством 2,3 миллиона рублей (ныне ОАО «Днепропетровский металлургический завод имени Коминтерна») и Екатеринославский чугунолитейный завод «Шодуар - С», который специализировался на производстве металлургического оборудования (ныне ОАО «Днепротяжмаш»).
В 1895 году товарищество «Эзау и Ко» начало строительство одного из крупнейших приднепровских сталелитейных заводов. Через год оно было преобразовано в Бельгийское акционерное общество (ныне КПП «Днепропетровский комбайновый завод»).
Громадные средства в несколько миллионов рублей вложила бельгийская компания «Коккериль» в создание металлургического завода Южно-Русского Днепровского металлургического общества в с. Каменском (ныне г. Днепродзержинск).
Бельгийцам принадлежал и завод «Эстампаж» с двумя мартеновскими печами и годовым производством в 5 миллионов рублей (позже - Днепропетровский паровозоремонтный завод). «Эстампаж», к тому же, частично содержал екатеринославское отделение Императорского российского технического общества.
В 1899 году в очерке «Железная горячка» Владимир Гиляровский писал: «Иностранцы лезут в Россию с громадными капиталами! Бельгийцы уже полные хозяева на Юге России. ...все лучшие рудники и железоделательные заводы у них в руках по всему Приднепровью».
В начале XX века в Российской империи было 160 бельгийских предприятий и большая часть располагалась в Екатеринославской губернии. Бельгийцы вкладывали свои капиталы прежде всего в шахты и металлургические заводы. Но не только. Объектом их деятельности была и электротехническая отрасль. В 1897 году было создано Анонимное акционерное общество екатеринославских городских железных дорог, или, как его называли, «Бельгийский трамвай». Правление общества располагалось в Брюсселе, капитал составлял 1,5 миллиона рублей. Бельгийцы проложили в Екатеринославе трамвайную линию, которая стала третьей в стране (после Киева и Нижнего Новгорода). Трамвай в Екатеринославе ходил по маршруту «Вокзал - Соборная площадь». Сегодня это часть маршрута трамвая №1.
Значительная доля капитала принадлежала бельгийцам и французам и в Екатеринославском отделении Центрального электрического общества (основной капитал его составлял 3 262 500 рублей). Французом был и его директор, которого в городе называли на наш манер Мариусом Ипполитовичем Коттовозом.
Подданные Австро-Венгрии, Пруссии, Германии, Турции, Бельгии, Франции, а также греки, итальянцы, швейцарцы и англичане (в городе работали 9 иностранных консульств!) своими капиталами развивали промышленность Приднепровья, облагораживали его города и одновременно получали огромные прибыли от эксплуатации построенных на нашей земле предприятий.
Но не только они. Проснулся все же, подключился к этим процессам и отечественный капитал: столичный и приднепровский. Замелькали новые, теперь уже отечественные названия: Брянское акционерное общество, екатеринославские отделения Санкт-Петербургского международного и Азово-Донского, Волжско-Камского коммерческих банков, страховое общество «Россия» и сотни других.
За эти годы население Екатеринославской губернии удвоилось, население самого Екатеринослава утроилось. Смета губернского земства выросла в четыре раза, а бюджет екатеринославского городского хозяйства увеличился в 25 (!) раз и перевалил за 2 миллиона рублей.
Приднепровье преображалось, становясь индустриальным центром юга страны, куда потоком вливались капиталы предпринимателей и банкиров со всего света. В губернии становилось все больше людей состоятельных, богатых и очень богатых.
Банкиры и промышленники, предприниматели и купцы - они были в большинстве своем патриотами края и вкладывали средства и силы не только в дело (в бизнес, как мы говорим теперь), которое приносило им доход. Кроме того, они инвестировали будущее. Будущее Приднепровья, будущее своих детей и внуков.
Их жизненное кредо определил купец первой гильдии Иван Изотович Ловятин, которого екатеринославцы семь раз избирали городским головой: «...служить общественному делу, забывая для общей пользы свои собственные выгоды, не только в потере дорогого для каждого коммерческого человека времени, но и уделяя из своего имущества возможные пособия для каждого, кому я мог быть полезным по своим средствам». И.И.Ловятин не раз выручал город своими собственными деньгами во время голода 1848 и 1849 годов, эпидемии холеры. Он пожертвовал 3 тысячи рублей на покупку и ремонт зданий для больниц, приютов, на лечение горожан.
Купец первой гильдии Иван Мартынович Алексеенко много денег жертвовал на содержание городской женской гимназии и других учебных заведений города. На его средства были построены здания приюта для престарелых и детской больницы (ныне детская больница №3). В целом Алексеенко пожертвовал городу более 750 тысяч рублей.
В 1905 году екатеринославские купцы на свои средства построили и взяли на содержание Коммерческое училище имени императора Николая II. Это было одно из лучших заведений юга Российской империи. Купец второй гильдии, городской голова Александр Яковлевич Толстиков писал: «Усилиями купечества создано это величественное здание; века пройдут, и в нем будут учиться поколения за поколениями наших граждан...» (ныне в здании работает Днепропетровский областной совет).
«Генерал от коммерции», владелец строительных, лесных, мукомольных, торгово-промышленных предприятий, угольных шахт, владелец типографии и газеты «Приднепровский край», директор детского приюта, член опекунского совета Коммерческого училища, купец первой гильдии Мина Семенович Копылов только на строительство здания Высшего горного училища передал 50 тысяч рублей собственных денег.
Список имен и деяний инвесторов будущего Приднепровья можно было бы продолжать еще долго. Были среди них, кстати, не только богачи.
В 1903 году Екатеринославской городской думе было разрешено выпустить облигации на 2 миллиона 500 тысяч рублей для проведения водопровода, строительства второй очереди трамвая («Вокзал - Брянский завод»), зданий для учебных заведений, больниц, благоустройства города. Екатеринославцы поддержали думу и внесли свои инвестиции в развитие городского хозяйства.
ЕЛЕНА СИМОНОВА, краевед
Дніпровий кур‘єр, № 5(16) 2003 г.