Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ІСТОРІЯ МІСТА

Гений места. Золотые купола и заводские трубы


Брянський металургійний завод

Мостик на роботу. Район з-да ім. Петровського

Проспект сонця, що сідає. Просп. Петровського

просп. Петровського

Перехрестя просп. Петровського, Металургів і вул. Київської

"Вічний вогонь" біля Металургійного заводу ім. Петровського

Реконструкція трамвайної колії в сел. Фрунзе (нині просп. Петровского)

Органний зал (колиш. Брянська церква)

Палац Ілліча

4-та міськ. лікарня

вул. Сочінська, сел. Західне

Шлях на Західний

Вид на ж/м Західний

Балка між ж/м Західний та сел. Нове

ж/м Західний

ж/м Західний, вул. Будьонного
Старое обиходное название этого района - Брянка. Это была западная окраина Екатеринослава - "колония" Брянского металлургического завода (нынешней "Петровки"). В первой половине ХХ века здесь била ключом жизнь - митинги и собрания рабочих, революционные восстания, баррикады. Потом - благоустроенные рабочие поселки, движение города в западном направлении. Когда-то "революционный пролетарский", а сейчас вполне обычный район Днепропетровска.

Завод в степи

На месте нынешнего Дворца имени Ильича еще в середине XIX века была степь, где разве что выпасали свой скот екатеринославцы. Положение района сильно изменилось с прокладкой в 1884 г. Екатерининской железной дороги (ныне Приднепровская). Железнодорожная колея прошла от моста через Днепр южнее Новых Кайдак, Диевки и Сухачевки, ограничила территорию старого Екатеринослава с запада. Строительство железной дороги не дало реализоваться масштабным планам развития города в западном направлении. А Екатерининский проспект, который должен был в перспективе дойти до Новых Кайдак, уперся в железнодорожную колею и остался длиной "всего" около 5 км.

Возле железной дороги не по дням, а по часам начали возникать промышленные предприятия. До Екатеринослава наконец-то дошел "индустриальный бум". А первым среди промышленных гигантов был Брянский завод - сегодняшняя Петровка. В мае 1887г. торжественно открыли строившийся с лета 1885 г. "Александровский Южно-Российский завод Брянского акционерного общества" - таково полное название завода.

"Брянская колония"

Сейчас слово "колония" ассоциируется с чем-то тоталитарным. Но раньше это слово просто означало поселение, основанное с какой-то целью, или сформированное по единому принципу. Постепенно рядом с Брянским заводом, к западу от уже застраивавшейся Чечелевки, возник "свой" поселок, названный "Брянская колония". Любопытно, что в раннее советское время этот поселок переименовали в "колонию имени товарища Петровского", а потом название и вовсе исчезло. Григорий Петровский - старый большевик, в честь которого Екатеринослав переименовали в 1926 г. в Днепропетровск, работал на Брянском заводе до революции.

Брянская колония стала западным продолжением улицы 1-я Чечелевка (ныне просп. Калинина). Здесь были дирекция завода, дома для инженерно-технических специалистов, жилые помещения для рабочих и объекты досуга - "аудитория народных чтений" и др. В 1900 г. в этом районе была открыта железнодорожная станция Горяиново. Названа она в честь А.М. Горяинова - первого директора и руководителя строительства Брянского завода. В историю он вошел как талантливый инженер - изобретатель (вместе с братом) нового мартеновского процесса, на который братья получили патент.

В колонии была и своя "Брянская школа". Это здание - памятник архитектуры - сохранилось и служит по прежнему назначению - это школа № 36.

"Ничейное" пространство между Брянской колонией и рабочей слободой Чечелевкой в начале ХХ века оформилось в большую площадь, которую стали тоже называть Брянской. С левой стороны площади разбили сад, получивший название Сокольники, возможно, по примеру Москвы, где тоже есть сад Сокольники. В саду Сокольники стояло деревянное здание театра, которое разрушили в годы гражданской войны (на этом месте сейчас Дворец Ильича).

В советское время бывшая колония интенсивно застраивалась. В 1920-е гг. появилось здание "Дворца профилактики" - медицинского учреждения для рабочих (сейчас - ул. Щербаня). Автором проекта был знаменитый архитектор Александр Красносельский. В 1930-е гг. рядом достроили и расширили городок 2-й клинической больницы для рабочих (которая существовала еще в Брянской колонии), потом несколько корпусов индустриального техникума.

Митинги и революции

"Брянка" и Чечелевка - рабочие районы - становились в начале ХХ века эпицентром волнений и революционных восстаний в старом Екатеринославе. Брянская площадь и Сокольники - главное место сходок.

Первый раз эта территория стала местом революционных боев в 1905 г. Там, где 1-я Чечелевка выходила на Брянскую площадь (угол просп. Калинина и ул. Орловской), в октябре 1905 г. стояли баррикады и проходили бои рабочих с царскими войсками. А 28 мая 1917 г. именно в саду Сокольники рабочие избрали руководство местной Красной гвардии. В 1917 г. именно с Брянской площади отправлялись рабочие отряды на борьбу с войсками Центральной Рады в нижней части Екатеринослава.

Даже "Брянская школа" сто лет назад была местом "революционной пропаганды". В 1897 - 1899 гг. тут "проводил агитационную работу" известный екатеринославский большевик Иван Бабушкин. А в марте 1917 г., сразу после отречения Николая II от престола, в этой же школе екатеринославские большевики провели свою первую конференцию.

Брянская церковь

В 1913 - 1915 гг. "ударными темпами" (всего за 28 месяцев) в Брянской колонии построили заводскую Николаевскую церковь. Но в историю она вошла как "Брянская", иногда ее называют "Брянский собор". Автором проекта был епархиальный архитектор Полтавской губернии Георгий Туровец. Интерьер разработал и выполнил петербургский архитектор Евстафий Константинович. Он же - автор главного иконостаса высотой 18, а шириной 7 метров. Интрига строительства церкви проявилась уже в том, что Евстафий Константинович к тому же был известным революционером. Уже в конце XIX века он участвовал в войне против испанских колонизаторов на Кубе. Существует информация, что церковь расписывал известный украинский художник Иван Ижакевич.

Брянская церковь получилась очень интересной и по внешнему виду, и по расположению. Пять маковок, трехъярусная колокольня с часами - здание решено в неоклассическом стиле с обильным декором. Пожалуй, по размерам и великолепию эта церковь могла конкурировать с главными храмами Екатеринослава - Преображенским, Успенским и Троицким. Среди одно-, двух-, максимум - трехэтажных домов и заводских труб западной окраины Екатеринослава она выглядела диковинным строением. Но зачем понадобилось возводить здесь столь дорогостоящий объект? В 1913г. вся Российская империя отмечала 300-летие правящего императорского дома Романовых. Во всех больших городах империи были заложены церкви во имя св. Николая (покровителя императора). Дирекция одного из крупнейших заводов Юга России желала и "своей" церковью продемонстрировать престиж своего предприятия. В 1915 г. император Николай II посетил Екатеринослав и участвовал в освящении церкви "во имя св. Николая Мирликийского".

Брянская церковь, как и многие другие, была закрыта уже в довоенное время, 8 февраля 1929 г. Здесь располагался склад. Затем, уже в послевоенное время, здание пришло в упадок, и его было легче снести, чем отреставрировать заново. Однако благодаря отдельным энтузиастам, здание церкви сохранили, дали статус памятника архитектуры и переоборудовали под органный зал. В здании установили 12-тонный орган фирмы Sauer из Франкфурта-на-Одере, имеющий 30 регистров. В 1988 г. открылся днепропетровский Дом органной и камерной музыки, который благополучно функционирует до настоящего времени. Днепропетровский орган занесен в каталоги ЮНЕСКО.

"Дворец труда"

Район "Брянки" - "Петровки" интенсивно развивался после установления Советской власти. И до, и после войны строились жилые дома для рабочих. Чуть выше поднялся коттеджный поселок для рабочих имени Фрунзе - один из первых такого типа в СССР. В 1920 - 1930-х гг. появилось и главное здание района. На месте бывшей Брянской площади построили Дворец труда, или Дворец культуры металлургов Юга (позднее имени Ильича). Для своего времени это здание было образцовым, но не только из-за обширных размеров. Конкурс на проект Дворца выиграл архитектор Александр Красносельский. Он решил его в стиле конструктивизма. Дворец Ильича в Днепропетровске входит в число лучших сооружений конструктивизма, построенных в бывшем Советском Союзе. Рядом на "Брянке" стоят два здания разных стилей, но одного архитектора - Дворец труда (конструктивизм) и Дворец профилактики (классицизм).

В годы оккупации во Дворце устроили казармы и конюшни. Восстанавливали его долго - только 18 декабря 1955г. "театр имени Ильича" снова открыли для зрителей. Интересно, что до постройки в центре города театра оперы и балета сцена Дворца Ильича считалась самой большой в Днепропетровске. Здесь чаще всего устраивали концерты и массовые представления. После войны здание какое-то время называлось "Большой театр". Со временем Дворец Ильича потерял свое значение. Тут проводятся разные общественные мероприятия, но даже по внешнему виду заметно, что Дворец требует капитального ремонта.

Проспект Петровского и рабочие поселки

К юго-западу от бывшей Брянской колонии расположен обширный район Днепропетровска в основном с одноэтажной застройкой. Только на проспекте Петровского - двух-пятиэтажные дома, несколько многоэтажек. Проспект Петровского, переходящий в улицу Киевскую - главная правобережная трасса на Киев. Его интенсивно застраивали в конце 1950 - начале 1960-х гг. Сохранились "сталинки" с характерными украшениями (например, жилой дом с поликлиникой по просп. Петровского, 37). Еще в 1937 г. по проспекту прошла трамвайная линия.

В середине 1920-х гг. для рабочих завода им. Петровского возле самого предприятия построили "коттеджный" поселок имени Фрунзе. Сюда в 1932 г. провели трамвайную линию. Застройка развивалась еще несколько десятилетий. Сейчас это район севернее проспекта Петровского с улицами Матлахова, Ногинская, Революционная и др.

В конце проспекта Петровского и вдоль проспекта Металлругов расположен бывший поселок имени Крупской, начавший застраиваться также в довоенное время для рабочих завода им. Петровского. Среди всего прочего, поселок интересен тем, что в сталинское время здесь было целых 10 "Сталинских" улиц (нынешние Горная, Металлургическая, Восстания и др.).

Секрет жилмассива Западный

Заводскими территориями оканчивался с западной стороны старый Екатеринослав. В советское время и цеха разрослись, и населения стало гораздо больше, поэтому в западной части города появились новые жилмассивы.

Массив Западный в западной части Днепропетровска - своеобразный "анклав", окруженный заводами, с одной стороны, балками и лесопарками - с другой. Его начали застраивать в конце 1960-х гг., и уже в 1973г. здесь стояли кварталы светло-серых пятиэтажных и белых девятиэтажных домов, общежития, школы, детские сады и магазины. Селились здесь рабочие Петровки, трубопрокатного завода имени Ленина, ДЗМО, "коксохима" и других заводов.

И главной проблемой жизни на Западном всегда была транспортная. Добраться сюда можно только с восточной стороны по улице Маяковского. Собственно, улицы как таковой и нет - это трасса, пролегающая возле заводских цехов. В советское время сюда ходили (и ходят сейчас) трамваи № 5 и № 14. Маршруток раньше не было совсем. Трамваем "пятеркой", который уж очень громыхал, из центра города надо было добираться около часа. И в то же время с соседних холмов, скажем со стороны проспекта Петровского, "просится" переправа к Западному, визуально он ближе к этой части города. В чем же секрет такого расположения жилмассива? Попробуем догадаться.

В шестидесятых годах ХХ века была выдвинута и начала осуществляться идея т.н. Большого кольца вокруг центра Днепропетровска или Проспекта Ильича. Из всего кольца удалось построить только несколько кварталов в районе проспекта Кирова (см. статью в №44 от 9 ноября 2005г. или сайт realnest.com.ua). Но часть перспективных проектов развивали дальше, исходя из того, что проспект Ильича все-таки будет построен. Так вот, восточная ветка проспекта Ильича должна была пересечь Рыбальскую и Аптекарскую балки, проспект Петровского, дойти до нынешнего жилмассива Западный, а дальше сойти по эстакаде вниз к Днепру и выйти на Кайдакский мост, который, соорудили как часть этого проекта. Однако полностью этот грандиозный проект эпохи социализма, к сожалению, реализован не был, и построенный в спешке жилмассив Западный остался "сам по себе", без удобных подходов с соседних холмов.

***

"Золотой век" Брянской колонии и окружающих ее рабочих поселков пришелся на первую половину ХХ века - эпоху ускоренной индустриализации. В 1913 г. современники характеризовали колонию как "западноевропейское небольшое местечко" с образцовой планировкой и благоустройством. Со временем те же гигантские заводы уничтожили часть застройки, оставшаяся часть постепенно пришла в упадок. Вокруг бывшей колонии - "одноэтажный" район Днепропетровска с вкраплениями многоэтажек.

Максим Кавун

Історія міста:

» Теми про місто:
- Архітектура
- Символіка міста і області
- Замітки про місто
- Історія міста
- Історичні карти
- Історія міського транспорту
- Відомі люди міста
- Історичний календар
- Місто по шматочках


copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті