Казацкая святыня
"0 том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что
рассматривали и что осязали руки наши. О Слове жизни, -ибо жизнь явилась, и мы
видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца
и явилась нам, - о том, что видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели
общение с нами: а наше общение - с Огнем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем
вам, чтобы радость ваша была совершенна".
/Первое Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова/.
До наших дней дошла древняя легенда. Было это давно, когда еще Господь раздавал народам земли. Последними в очереди стояли украинцы. Когда они подошли к нему, Господь сочувственно развел руками и сказал: "Жаль мне вас, добрые люди, но земли больше нет". Но покорно-просительный их взгляд растрогал Его сердце и Он сказал: "Есть еще этот наилучший участок, который я оставил для себя. Отдаю его вам"
Присамарье - жемчужина этого благодатного Господнего подарка, одно из лучших мест на украинской земле. Казаки, люди мудрые, знали, где создавать свои зимовники. После разгона Екатериной II Запорожской Сечи они начали заселять берега Самары. Так, возникший в одной из казацких столиц, Троицкий Собор стал духовным корнем, от которого образовались другие обители, важнейшим центром православия юго-восточной Украины. Во имя Отца, Сына и Святого Духа.
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия,
через познание Призвавшего вас славою и благостию, которыми дарованы нам великие
и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского
естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая
к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается,
то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих."
/Второе Соборное Послание Святого Апостола Петра/.
Нынешний Новомосковск в устах народа раньше назывался различными именами - то Самарою, Самарчиком, то Новоселовкой и Новоселицей. Обитаемость этой тихой и уютной местности запорожцами относится к 1576 году. Здесь, на острове между р. Самарой и ее излучиной Самарчиком, в "дубовой товще" запорожскими казаками была построена первая их Святыня - церковь с госпиталем и церковной школой.
С 1602 года эта Святыня превращается запорожским кошем в Самарский Пустынно-Николаевский
монастырь, с приютом для отставных престарелых казаков. Б 1688 году в устье Самары
была построена первая русская Усть-Самарская Богородицкая крепость, а десятью
годами позже - и Новогеоргиевская /с. Вольное/. С этих времен на берегах рек Самары,
Кильчени, Орели появляются запорожские Куты, зимовники, хутора, которые основывали
отставные казаки.
В 1736 году вернувшиеся с войны запорожцы Алешкинской Сечи, ушедшие туда после Полтавской битвы в 1709 году, основали нашу Новоселицу, будущий Новомосковск. Самарская земля много раз разорялась, опустошалась крымскими и нагайскими татарами, здесь пролито много человеческой крови, но жизнь возобновлялась. Отличительной особенностью запорожских казаков была их глубокая религиозность. Защита предковой веры и православной церкви составляла основу всей их жизни, на этой основе они не знали в своей среде раскола. В Новоселице они около 1740 года из простой хаты устроили себе Свято-Троицкую церковь. Новоселица в Новой Сечи была центром одной из восьми паланок /округов/ - Самарской.
Около 1760-х годов Самарская паланка становится центром Восточного Запорожья, была самой богатой. Выдающийся французский военный инженер де Боплан, который хорошо знал жизнь и быт казаков, в своем "Описании Украины" засвидетельствовал: в Самаре много рыбы, а вокруг нее очень много меда, воска, дичи, строительного леса; никакая местность не может сравниться по этим богатствам с окраинами Самары. В Новоселице было учреждено Духовное наместническое прав-ление под названием "Старо-Кодацкое". Главный священник Свято-Троицкой церкви Григорий Иванович Порохня пожалован чином "крестового наместника".
К 1770-м годам Свято-Троицкая Новоселицкая церковь сделалась ветхой, увеличилось
число населения Новоселицы и обслуживаемых Присамарских хуторов-зимовников. В
1773 году самарский полковник Антон Головатый /ставший первым украинским адмиралом,
штурмовавший Измаил/, старшины и прихожане на своей Раде решили устроить в другом
месте новую трехпрестольную церковь: средний, главный престол - во имя пре-святой
троицы - Отца, Сына и Святого Духа; с правого боку - во имя святых апостолов Петра
и Павла; слева - во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова,
Иоанна Златоуста. Вместе с тем решили, что в сооружении Храма не должно быть ни
одного железного гвоздя, что "не годится в храме Спасителя, распятого на
кресте и прибитого к нему железными гвоздями", вбивать в дерево железные
гвозди, а нужно в дерево вставлять деревянные табли и на них крепить основу церкви".
Грамота на постройку новой церкви была выдана Киевским метрополитом. Выбрав место,
запорожцы купили несколько домов, сломали их, разобрали старую церковь.
2 июня 1775 года, за несколько дней до уничтожения Запорожской Сечи, заложенное место под Свято-Троицкий Храм было освящено и началось его строительство. Для строительства новой Святыни Самарские запорожцы пригласили мастера из Новых Водолаг Харьков-ской губернии Акима Погребняка. На собравшемся Совете "почтенных батькив" Слободы он предложил построить церковь с 9-ти куполами и нарисовал ее на доске. Запорожцы пришли в восхищение и поручили мастеру ее строительство за 2.000 рублей, из которых Погребннк тотчас изъявил желание пожертвовать на новую церковь 24 рубля. Общая стоимость постройки Собора обошлась в 16.763 руб. 71 коп.
Строительство было закончено 13 мая 1778 года его освящением. За этот шедевр деревянного зодчества выдающийся народный мастер получил своеобразный Знак качества - Аттестат: "Данъ сей Государственной слободы Новыхъ Водолагъ жителю Акиму Погребняку в томъ, что онъ, Погребнякъ, по данному намъ контракту Азовской Губернiи, Екатеринославского уезда в слободъ Новоселовкъ деревянную о девяти верхахъ Трехпрестольную церковь издълкою въ совершенство привелъ докончанiе, за которую издълкою и договорную цену 1976 рублей всю полным числом он, Погребняк, отъ насъ получилъ... 1779 года, января, 10 дня. Подписи: Церкви Святотроицкой. протопопъ, пять священниковъ и еще пять подписей казацкой старшины, два ктиторъ церкви".
Здание стоит на высоком кирпичном фундаменте в окружности 58 сажень, общей
площадью 512 кв. м. Стены переходят прямо в башни-купола в 4-х ярусах, по три
в линию, три ряда. Они связаны между собой так, что каждый служит опорой для соседних
на основе равновесия, создав гармонию и красоту со всех сторон.
Стены и башни-купола сложены из толстых дубовых и сосновых брусьев диаметром 40-45
см. в "лапу" на деревянных шипах, без применения железных гвоздей. Средние
башни-купола выше боковых, центральная из них выше средних, она высотой 35 м.
от земли. Купола окрашены в зеленый цвет. Снаружи все брусья-бревна обшиты деревянными
досками-шилевками, прикрепленными железными гвоздями. Доски окрашены в белый цвет.
Никаких поддерживающих колонн, никаких подпор и подставок как в середине, так
и снаружи нет.
С западной стороны к главному входу сделана каменная лестница, поставлен небольшой
коридор. Такие же коридоры с лестницами имеются с южной и северной стороны здания.
Внутри здание Храма еще красивее, имеет праздничный вид. В нем большой зал, общий
потолок с 9-ти башнями-куполами, в стенах которых - высокие окна. Б центре и по
бокам висят ориги-нальные люстры. У западной стороны над входом расположен балкон
с чугунной решеткой - для хора. У восточной стороны - поднятый пол под алтарь.
Средний главный престол, взятый из старой церкви, был освящен 13 мая 1778 года.
Вновь изготовленные боковые - левый был освящен 30 августа 1780 года, правый -
10 сентября того же года. Колокольня с часами построена была впоследствии. Самый
большой колокол весил 262 пуда 14 фунтов, стоимостью 7.220 руб. Голос колокола
в Храме служит нитью, связывающей поколения людей.
С прибытием в Новоселицу Новомосковского уезда из бывшего Екатеринослава I и Усть-Самарской Богородицкой крепости 26 сентября 1794 г., Духовное правление 26 января 1795 г. благословило г. Новомосковск на бывшем местечке Новоселице, а Старо-Троицкую церковь впредь именовать Новомосковскою градскою соборною. Больше полстолетия простояла церковь, а в 1830 г. ее пришлось капитально ремонтировать. На это ушло 5 лет, в начале 1835 года, после освящения, она была открыта. Затем снова, почти через полстолетия, в 1837 г. Свято-Троицкий Собор находился в капитальном ремонте - перестройке с заменой старых, почти истлевших колод на стенах, новыми и заме-ной фундамента из кирпича-железняка. Мастер-подрядчик из Харьковской губернии Алексей Пахучий произвел перестройку в первоначальной архитектуре Акима Погребняка, на что было истрачено 31 тыс. руб. В 1886 году была восстановлена работа Собора.
О том периоде свидетельствует сохранившийся до наших дней документ перестройки Собора на обнаруженной в подполье медной плите: "В царствование Благочестивейшего Государя императора Александра III, и супруги Его Императрицы Марии Федоровны и наследника Его Цесаревича Николая Александровича по благословению святейшего правительствующего Синода, при святительстве Серапиона епископа Екатеринославского и Таганрогского, возобновился /третьим возобновлением/ девятиглавая трехпрестольная церковь сия: 1., во славу святыя, животворящiя и нераздельная Троицы, 2., в честь и память святых Апостолов Петра и Павла, и 3., трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго в богоспасаемом граде Новомосковске, в лето от создания мира ЗТЧ /7396/, от Рождества Христова /1888/ года Сентября 18-го дня. Строительный комитет составляли: председатель священник Иоанникий Вахнин и члены: священники - Иоанн Мулев, Сампсон Стукановский, Василий Игнатенко и Захарий Кучеренко, и прихожане: цер. ст. Стефан Махно, Корнилий Жиров, Андрей Короленко, Алексий Полтавцов и Иоанн Чуприна, и диаконы Василий Ювченков и Федор Колодяжный, и еще избранные от прихожан: Михаил Стражевский, Павел Кравченко, Стефан Паляничка, Евфимий Грабарь, Алексий Крапива и Евфимий Стражевский и приглашенный Михаил Гоппе. Мастер-подрядчик Алексий Пахучий /Харьков, губерн./ Основася первые 1775 года Июня 2-го дня /1773 г./ освящена в среднем престоле - в 1778-м году Мая 13-го дня архиепископом Евгениям в боковых пределах - в 1780 -м году. Августа 30 дня и Сентября 8-го дня протоиереем Григорием Порохнею. Первый мастер-строитель, и в качестве архитектора, был козак Иоаким Погребняк. Обновлялась в 1830-1835-м году; по возобновлении освящена в 1635 г. Ноября 10-го дня архиепископом Гавриилом. Резал Малаховцев и сыновья".
В начале XX столетия к оригинальным деревянным фризам ручной работы внутри здания добавилась роспись масляной краской в куполах с изображением четырех евангелистов неизвестными художниками. Когда в городе появилось электричество /1927 г./, стеариновые свечи в люстрах были заменены постоянными электролампочками.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Річний вокзал, 1950-е гг. serega_82 |