Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Наш главный проспект


Екатерининский проспект в сер. XIX века

Екатерининский проспект

Екатерининский проспект

Екатерининский проспект. Отели "Бристоль" и "Пальмира"

Екатерининский проспект

Дом Губернатора на Екатериненском проспекте

Просп. Карла Маркса (между ул. Пастера и Привокзальная)

Гостиница Украина

Вечер. пр. Карла Маркса

Русский Драматический театр им. Максима Горького

Просп. Карла Маркса. Монумент Вечной Славы

Панорама центральной части города

Бульвар на пр. Карла Маркса

"Главный проспект Екатеринослава красотой своей
может поспорить с лучшими улицами мировых столиц..."
В. Гиляровский

Центральная магистраль нашего города - проспект имени Карла Маркса - одна из самых старейших улиц. Временем его основания можно считать начало строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра.

В 1790 - 1792 гг. известный зодчий И. Е. Старов разработал проект планировки города, согласно которому проспект был определен как основное направление развития города, его стержень.

Начинался проспект на высоком обширном холме города, у излучины Днепра, на Соборной площади - ныне Октябрьской. Затем по холму спускался вниз на равнинную часть города и продолжался до ул. Садовой (ныне Серова).

В новом плане Екатеринослава 1817 г. главная трасса будущего проекта определена как «Гульбище средней улицы», а жители называли его просто «Большая улица».

Развитие главной улицы города шло медленно. Осуществлению проекта И. Е. Старова мешала широкая и глубокая балка с крутыми склонами (ныне Красно-повстанческая), которая делила проспект на нагорную и низменную части.

Воспоминания местных жителей дают представление о проспекте первой половины XIX века. А.М.Фадеев, управляющий конторой иностранных поселенцев, живший в Екатеринославе с 1817 по 1834 г., писал: «Главная улица тянулась на несколько верст, шириною шагов в двести, так что изобиловала простором не только для садов и огородов, но даже для пастбища скота на улице, чем жители пользовались без малейшего стеснения».

В 1841 г. житель с. Подгороднего П. Яненко так описывал в своих воспоминаниях проспект: « По Екатериненскому проспекту от моста представлялась пустыня, только замечался дом директора фабрики Смирнова, впоследствии полковника Соколова, а ныне известного на Юге богача и овцевода Фальц-Фейна, винные громадные подвалы откупов, дом доктора Масловича и небольшой домик на месте, где ныне дом гофмейстера Алексеева, затем - острог на Качельной площади, похожий больше на подвал, с другой стороны - казенный сад; а улица представляла самый безобразный вид: постоянная грязь невылазная, где вчастую кареты останавливались и их вытаскивали с пассажирами волами».

Проспект перерезали поперек две балки, для переезда через которые были устроены ничтожные деревянные мостики, а позднее вместо мостиков были сделаны каменные арки.

Благоустройство проспекта история связывает с именем екатеринославского губернатора А. Л. Фабра (1847—1858 гг.).

В 1847—1848 гг. были проведены работы по очистке и нивелированию Большой улицы, ее озеленению. В центре улицы было проложено шоссе, а по сторонам его - бульвары. На всем протяжении улицы от Садовой до Соборной площади были посажены в 4 ряда пирамидальные тополя вперемежку с кленами, между каждыми двумя деревьями - огромные кусты сирени. Каждые два ряда составляли бульвар с аллеей в центре. Все бульвары обнесли деревянными перилами, аллеи устраивались и посыпались песком.

Специальная команда арестантской роты ежедневно с мая по октябрь ездила за водой к Днепру и обильно поливала каждое деревце. За этим ревниво следил губернатор, и не дай Бог, если деревце усыхать начинало. «Смотри мне, любезнейший, - распекал он командира роты, - чтобы дерево было живо. Полей его, залей, вычерпай Днепр весь, но чтобы оно ожило! А не то я тебя самого, любезнейший, посажу здесь - буду поливать, и ты произрастешь мне вместо дерева!»

Деревья на бульварах все хорошо принялись, и тут-то началась настоящая война против коров и свиней. Многим тогда пришлось продать их. А весной, когда зацветала сирень, началась война против любителей даровых букетов.

Очень заботился Фабр о своих бульварах, зато и вышли они на славу! Тогда же они вошли в историю как «Фабровские», а Большая улица была возведена в ранг проспекта. Оживилась застройка проспекта двух- и трехэтажными домами.

Благоустройство проспекта ускорилось после строительства и открытия Екатеринославской железной дороги и вокзала в 1884 г. Тогда проспект был продлен до вокзала, но уже в один бульвар.

Разросшиеся тополя и клены на бульварах давали прекрасную тень, но скоро состарились. К концу 1880-х годов пошли слухи о готовящейся вырубке деревьев. И это было правдой. В 1895 году Городская Дума приняла решение о благоустройстве главного проспекта.

В центральной части его - на шоссе было решено устроить электрический трамвай. Предстояли работы по укладке рельсов, установке столбов и навеске проводов, чему мешали старые деревья. Аллеи на бульварах решено было расширить, поставить новые ограждения, установить скамейки. Но самым главным моментом благоустройства была замена старых деревьев молодыми. И тогда главным новым деревом стала белая акация.

Предложение посадить на главном проспекте белую акацию было сделано съездом ботаников в Киеве в начале 1890 г. На этом съезде ученые подобрали для каждой губернской столицы «свое» дерево.

Оно должно было хорошо прижиться в конкретных климатических условиях, украсить центральную часть города, придать ему особое, отличное от других городов, «лицо», и таким образом стать визитной карточкой, символом города, его главным деревом. Для Киева был предложен каштан, для Одессы - платан, для Сум - липа, а для Екатеринослава - белая акация.

Так старые клены и тополя на Фабровских бульварах проспекта были вырублены. Посажены были новые, молодые белые акации.

Об этом периоде житель города В. Мажуков вспоминал: «Очень тяжелое впечатление производили сильно обрезанные и срубленные деревья: рубить их старались по ночам. Печальный вид имели в первое время оголенные бульвары. К тому же солнцепек при отсутствии тени от молодых деревьев давал себя чувствовать».

Действительно, первые несколько лет метлами торчали эти деревья. Много упреков было высказано тогда в адрес Городской Думы, а особенно сильно досталось гласному М. Парфентьеву, организатору этих работ, которого распекали на все лады, кто как мог.

Вскоре деревья подросли. Зазеленели американские клены, ими были засажены некоторые бульвары, кистями белых душистых цветков расцвела акация. Проспект преобразился и, как писал в то время В. Гиляровский, «красотой своей мог поспорить с лучшими улицами мировых столиц».

На содержание бульваров этой лучшей улицы столицы Приднепровья, Городская Дума отпускала до 10 000 рублей ежегодно. За деревьями наблюдал специальный садовник. Шесть сторожей в специальной форменной одежде следили за уборкой проспекта и поливкой бульваров.

Зеленый и ухоженный, проспект стал любимым местом прогулок городской публики, переполнявшей его в летнее время. А когда расцветала акация, заполняя благоуханием своим даже соседние улицы, выражаясь театрально, на проспекте был «полный сбор».

Но не только приятно, но и полезно было гулять на бульварах. Местная газета тогда писала: «От здания Городской управы (ул. Исполкомовская) до Горного училища на бульварах прогуливались дамы. Да какие дамы: кровь с молоком, да и весом не меньше питомцев экономии Бабушкина и Бродского (скотопромышленники). Оказывается, они совершали моцион. Прогуливались не по собственному желанию, а по воле врача, прописавшего лечение топографией проспекта». Да, ведь подъем в гору здесь был самый крутой!

В то же время «Екатеринославский словарь» так трактовал слово «проспект»: «Проспект - место, где запрещено гулять гимназисткам и гимназистам».

Для гуляния, по мнению начальства, заботящегося о воспитании юношества, надо выбирать места более укромные, а не на виду у всех. Видимо, проспект таил в себе много соблазнов для пылких сердец и горячих голов!

Здесь было много доходных домов, ресторанов, отелей, магазинов, банков, правительственных и административных зданий, учебных заведений. Часть проспекта от Соборной площади до ул. Кудашевской (ныне Исполкомовская) считалась дворянской, а от ул. Кудашевской до Воскресенской (ныне ул. Ленина) была купеческой. Тут были дома и магазины купцов Толстикова, Заморуева, Копылова, Пронина, Ефанова, Джигита, Зильбермана и др. От улицы Александровской (ныне ул. Артема) до ул. Первозвановской (ныне ул. Короленко) здесь стояли торговые ряды и лавки Троицкого базара - Новогостиный и Старогостиный ряды. А на месте Центральной площади (ныне им. Ленина) сначала были лавки купцов Пронина, Зайцева и Бодякова, а в конце XIX века - панский, посудногалантерейный, рыбный и крупный ряды.

Промышленных предприятий на проспекте почти не было, только на углу ул. Гимнастической (ныне Шмидта) и проспекта в 1873 г. был построен пивоваренный завод товарищества «Ф. Ф. Боте и Наследников».

Старейшим сооружением проспекта является сохранившееся до сегодняшнего дня здание бывшей Шелково-суконной фабрики (просп. Карла Маркса, 106), построенное по проекту известного российского архитектора Ф. И. Волкова в конце 1780 - начале 1790 гг., (с 1926 г. хлебозавод №1). В доме по проспекту (теперь № 64) была размещена канцелярия комитета попечительства об иноземных колонистах, когда в 1820 г. прибыл на службу высланный в Екатеринослав А.С.Пушкин. Сегодня здесь работает литературный музей и гостиная, открытые в 1998 г. В бывшем Доме губернатора ныне находится отделение «Приватбанка».

В конце XIX - начале XX столетия на проспекте было построено много зданий, украсивших его: Областной исторический музей имени А. Н. Поля, Высшее горное училище, реальное училище, окружной суд, здание Городской думы, отель «Астория», Главпочтамт, Екатеринославское отделение Санкт-Петербургского международного банка, отель «Европейский», станция кареты Скорой помощи, здание Управления Екатеринославской железной дороги.

В 1903г. проспект украсили и осветили в ночное время электрические фонари. Были открыты первые кинотеатры (синема) «Люкс», «Модерн», «Палас», биоскоп Зайлера, Зимний театр.

Жемчужиной проспекта стал построенный в 1910-1913 гг. на углу проспекта и ул. Первозвановской (ныне ул. Короленко) дом, вошедший в историю как «Дом Хренникова». Автор проекта дома инженер-технолог В.Н.Хренников, а проект фасада здания выполнил архитектор П. Фетисов. Построено было здание в стиле «украинский модерн». Теперь это гранд-отель «Украина».

Революционные события начала XX столетия нашли отражение в мемориальных досках и памятниках. На доме №106 установлена мемориальная доска в память о демонстрации рабочих в поддержку восставших моряков на броненосце «Потемкин». На углу ул. Кудашевской (ныне Баррикадной) - знак в честь баррикадного боя 11 октября 1905 г. учащихся и студентов города с войсками и полицией. В доме губернатора (угол проспекта и ул. Ленина) в 1917 г. заседал Екатеринославский Совет рабочих и солдатских депутатов. В помещении Зимнего театра 17 - 19 марта 1918 г. работал II Всеукраинский съезд Советов, а в помещении готеля «Астория» был размещен штаб военно-революционного комитета, штаб Н. Махно и белогвардейских войск. В здании главпочтамта сосредоточены были гайдамацкие войска.

В разное время на проспекте были установлены памятники известным деятелям науки и культуры: М. Ломоносову (до 1917 г. на этом месте стоял памятник Екатерине II), Н.Гоголю, М.Горькому, участнику Великой Отечественной войны - А. Федорову, памятник Славы, героям-освободителям города и участникам революционных событий - мемориальное кладбище, памятник Г. И. Петровскому.

Ныне проспект Карла Маркса начинается аллеей Славы и памятником Славы и заканчивается площадью имени Г. И. Петровского.

В августе 1923 г. Екатериненский проспект был переименован в проспект имени Карла Маркса.

За предвоенные годы (1917 - 1941 гг.) проспект почти не перестраивался. Лишь после гражданской войны ремонтировали отдельные дома, пересаживали деревья, мостили проезжую часть.

На многих зданиях проспекта появились новые вывески: «Центральный райком КП(б)У», «Окружной совет профсоюзов», «Губшвейпром», «Полиграфтрест», «Церабкооп» и др.

По генеральному плану города, разработанному в 1941 г. в Гипрограде, проспекту Карла Маркса было отведено центральное место. Ему отводилась роль общественного центра города, на нем должна была появиться главная площадь города. Воплощению проекта в жизнь помешала война.

После окончания войны начались работы над новым генеральным планом по восстановлению и реконструкции центра города, особенно сильно разрушенного во время боев за освобождение города. В 1948 г. архитекторы Днепропетровска составили проект восстановления проспекта Карла Маркса (архитекторы Б. Белозерский, И. Зайченко, В. Самодрыга и др.)

Центральный проспект почти полностью был разрушен. Практически его нужно было создавать заново. Предварительно изучались оставшиеся после разрушений кирпичные остовы домов. Те из них, которые нельзя было использовать в дальнейшем, разобрали, остальные, как «коробки» были переданы крупнейшим промышленным предприятиям города для восстановления зданий.

Металлургическому заводу имени Петровского, Заводу прессов, Южному машиностроительному заводу и многим другим отводились участки земли на главном проспекте в 1948-1958 гг. для строительства новых многоэтажных жилых домов: почти каждый дом - квартал проспекта. «Сталинки» - так называют эти дома и сегодня жители города. В соответствии с обычной для того времени практикой, первые этажи были отведены под магазины, кафе, детские сады и ясли, что необходимо было для повседневного обслуживания населения.

Д. Щербаков, И. Зинченко, В. Зуев, В. Яковлев - архитекторы этих домов.

Важнейшим композиционным звеном на проспекте стала площадь имени Ленина с памятником В. И. Ленину, торжественно открытым в канун 40-летия Октября в 1957 году. Тогда же был восстановлен универмаг «Детский мир», пристроена гостиница «Центральная». Рядом с ней был устроен декоративный бассейн с фонтаном.

На всем протяжении проспекта пострадавшие деревья были заменены новыми, устроено чугунное литое ограждение бульваров, установлены скамейки, проведен водопровод для полива деревьев и кустов.

В истории главного проспекта Днепропетровска, как в зеркале, отражена история нашего края, самого города, она отчеканена в камне, бронзе, зданиях, ландшафте.

В. Лазебник,
заведующая сектором Днепропетровского исторического музея.
1999

История города:

Мерефо-Херсонський міст,
1942
Бугайченко Роман
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте