Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Дом мусульманской общины на Херсонской


Мечеть, ул. Херсонская

Мечеть( Херсонская 3).
Улицы Херсонской уже практически не существует. В очередной попытке выстроить совершенно новый город сейчас доламывают еще один ее участок. Именно в этой зоне и стоит самый известный дом улицы под номером 3. Правда, как долго он еще простоит, сказать трудно.

Точная дата появления в городе мусульманской общины пока не известна. Первые сведения о существовании «магометанского молитвенного дома» относятся только к началу ХХ в. В 1904 г. он размещался в доме Петрова на Воскресенской улице, а к 1910 г. переместился тоже в дом Петрова, но на Клубной улице. К этому времени в мусульманской общине Екатеринослава числилось 596 верующих, и необходимость в строительстве специального здания уже чувствовалась. Тем более, что община была достаточно богата и влиятельна и могла себе это позволить без особых проблем.

«Общество строительства мусульманской мечети» было создано около 1909—1910 гг. Земельный участок для мечети был выбран на Старом Куте у пересечения Херсонской и Большой Базарной улиц. Считается, что место было выбрано удачно, потому что в этом районе жило достаточно много татар. Но точно установленным фактом это назвать нельзя. «Общество строительства» взялось за дело достаточно энергично. Здание мечети указывалось законченным уже в 1911 г. Но в 1912 г. мусульманская община покупает у города дополнительный участок земли в 30 саж., необходимый для завершения строительства лестницы, а «Общество строительства» действует ещё и в 1913 г. Т.е., строительные работы по мечети были полностью завершены только около 1913—1914 гг.

Построенное здание не отличалось ни большими размерами, ни чрезмерной пышностью. Живописность приобретённого участка, которая изрядно усложнила строительство, позволила создать эффектное и монументальное здание минимальными средствами. Двухэтажное здание стояло под углом к Херсонской. Размещённое на крутом склоне со стороны Базарной улицы, оно выглядело намного больше, чем было на самом деле. Это впечатление только усиливалось монументальной, сложной в плане, наружной лестницей, ведущей к главному входу. Над входом возвышался невысокий трехъярусный минарет, а над центральной частью здания — большой купол. На силуэт работали и невысокие башенки, расставленные по венчающему карнизу. Отделку здания нельзя назвать богатой, но восточные мотивы — окна усложненных форм, имитация резьбы по камню, витражи — были выполнены достаточно органично. Кирпичная облицовка здания имитировала «мавританскую» кладку с её чередованием рядов белого и красного камня.

Первый серьёзный удар мусульманской общине был нанесён в 1914 г., когда после вступления Турции в войну против Антанты турецкие граждане, работавшие в Екатеринославе, вынуждены были покинуть город. Что именно произошло с мусульманами в годы гражданской войны и первые годы советской власти, сказать трудно, но община прекратила своё существование одной из первых. Уже в середине 1926 г. «турецкая мечеть не используется ни одной религиозной общиной». В мае 1927 г. президиум Днепропетровского горсовета принял решение: «здание бывшей татарской мечети закрепить за ГПУ под клуб, татарским семьям, которые проживают в мечети, предоставить жильё». Однако ГПУ и милиция отказались принять мечеть, подыскав для размещения клуба более удобное здание на ул. Артёма. Городские власти вынуждены были искать для здания новых владельцев. В итоге мечеть передали клубу инвалидной кооперации, который и проработал здесь до 1941 г., когда здание было конфисковано немецкими властями.

После войны уцелевшее здание продолжало числиться за инвалидной кооперацией, но клуб в нём уже не восстанавливали. На разных этажах здания открыли картонажный цех артели Облкоопполиграф и детский сад №15. В декабре 1953 г. в здание въехала детско-юношеская спортивная школа. Именно под её размещение мечеть была капитально перестроена, приобретя современный скучный облик. К восточной стене был пристроен спортзал, для создания вестибюля сделали пристройку к главному фасаду, построили котельную, гараж, мастерские. Общая площадь здания при этом выросла с 232 до 891 кв. м. Минарет и купол были разобраны, такая же судьба постигла многочисленные башенки, балконы и наружную лестницу. Все восточные мотивы были ликвидированы: окна перебиты, декор сбит, стены оштукатурены. Полностью изменена и внутренняя планировка. От бывшей мечети сегодня уцелела только апсида михраба (ниша, обращенная в сторону Мекки) с восточной стороны здания.

Дальнейшая судьба единственной городской мечети непонятна. Сохранится ли здание в нынешнем виде, будет восстановлено или будет снесено… ещё не решено. Хотя масштабы происходящей и планирующейся реконструкции района заставляют предчувствовать, что будет принят наиболее характерный для современного Днепропетровска вариант действий — снос.

Валентин СТАРОСТИН, начальник информационного центра МГО «Інститут Україніки»

История города:

Павлоград,
1950-е гг.
FAR*Man
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте