Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Гений места. Революционный очаг Екатеринослава


Петровка - фабрика облаков

ул. Крутая, Шляховка

ул. Крутая, Шляховка

Жилой район Шляховка

Хлебзавод

Бронепоезд

Промзона по ул. Ударников

Перекресток ул. Свердлова и Леваневского

Перекресток ул. Бабушкина и Леваневского

Строительство Армянской церкви, угол ул. Леваневского и просп. Калинина

Пересечение ул. Курчатова, Леваневского, пр. Калинина

Перекресток просп. Калинина и ул. Щепкина

ул. Выборгская

ул. Выборгская

Здание администрации Красногвардейского района

просп. Калинина, 84, бюст В. Каменского

просп. Калинина

просп. Калинина

просп. Калинина, 57

просп. Калинина

Над пос. Шевченко

Аптекарская балка

ул. Крутая. Аптекарская балка

Аптекарская балка
Революционная тема снова вошла в моду. Екатеринослав - Днепропетровск называли в советское время городом с "революционными и боевыми традициями". А эпицентром революционного энтузиазма сто лет назад был обширный район к западу от центра - три рабочих поселка - Фабрика, Чечелевка, Шляховка.

Рождение нового района. Фабричная слободка

1794 год. В новый город Екатеринослав на Днепре императорским указом переводится крупное предприятие - казенная суконная мануфактура, выпускавшая изделия для армии и на рынок. Эта мануфактура работала до 1837 г. и стала самым значительным градообразующим предприятием губернского центра.

Вместе с оборудованием на берега Днепра прибыли и рабочие - крепостные крестьяне с семьями. Ведь работала мануфактура на крепостном труде. Широко применялся не только женский, но и детский труд. Где поселили рабочих суконной фабрики? Само предприятие располагалось в районе нынешнего железнодорожного вокзала. Один из корпусов фабрики сохранился - это хлебозавод № 1 по проспекту К. Маркса, 106. А рабочие заселили отдельную слободку к западу от фабрики, так и названную - Фабричная слободка. Причем сколько существовала фабрика, столько составлялись проекты строительства благоустроенного поселка для рабочих. Но поселок этот так и не построили, и рабочие продолжали ютиться в "самострое". Фабричная слободка с самого начала была оторвана от основного массива Екатеринослава и стала западным его предместьем. Город пришел сюда только в конце XIX века.

Где же располагалась Фабричная слободка? Часть ее территории "съела" еще железная дорога в конце XIX века. Кладбище, где еще с конца XVIII века хоронили фабричных рабочих, превратилось в обычное городское, а сейчас это "парк живых и мертвых" - парк Калинина. Оставшийся массив застройки - с тремя основными улицами. На планах конца XIX - начала ХХ века официально они назывались - Выездная, Покровская, Брянская, но в народе их называли проще - 1-я, 2-я и 3-я Фабрики. После революции 1917 г. их так и назвали. Сейчас это улицы Ударников, Булыгина, Братьев Бестужевых.

Три улицы Фабричной слободки - одни из старейших в городе. Парадоксально, но то же промышленное развитие, которое породило массив Фабричной слободки, со временем замедлило рост жилой застройки. А сейчас от бывшей слободки вообще остались несколько кварталов - вся окружающая территория застроена предприятиями.

Отставной солдат Чечель и "его" слобода

В некоторых источниках утверждают, что Чечелевка возникла в конце 1880-х гг., но это не так. Застраиваться слобода начала в 1870-х гг. На плане Екатеринослава 1871 г. на месте Чечелевки - еще пустырь. А вот план Екатеринослава 1885 г. показывает уже кварталы трех первых Чечелевок, правда, пока без названий улиц. Екатеринославский старожил Порфирий Яненко вспоминал в 1887 г.: "Городская земля, равнина, за фабричным кладбищем отдавалась по найму под хлебопашество и огороды, но когда началась постройка железной дороги и моста через Днепр, то разный пришлый мастеровой народ, не имея приюта, начал рыть там себе землянки, делать курени и домики для жилья, и мало-помалу устроили большую слободку, которую назвали Чечелевскою; название это дано потому, что первый поселился там в землянке отставной старый солдат Чечелев".

Никаких документальных свидетельств о жизни старого солдата Чечелева, или "Чечеля" до сих пор, к сожалению, обнаружить не удалось. Неизвестно даже, настоящая это фамилия или прозвище. Но его так часто упоминают в газетах и мемуарах, что есть все основания считать, что это реальная личность.

За 15 лет - первые три улицы Чечелевки. И это еще до пуска в строй Брянского завода - гиганта тогдашней металлургии. В 1884 г. построили грандиозный мост через Днепр, и на правом берегу Днепра прошла ветка Екатерининской железной дороги. Железная дорога рассекла рабочий район на две неравные части. Теперь Фабрика и Чечелевка превратились в два своеобразных "анклава". Официально их именовали предместьями, хотя они фактически слились с городом.

В 1887 г. западнее Чечелевки начал работать Брянский завод, и развитие этого района пошло еще более быстрыми темпами. Застраивалась Чечелевка хаотично, но рядами улиц, которые получали незатейливые имена 1-я, 2-я, 3-я Чечелевка и так далее. Фактически за пятнадцать последних лет XIX столетия сформировался основной массив Чечелевки. На плане 1897 г. мы видим уже семь Чечелевок и несколько кварталов Восьмой. Последние Чечелевские улицы - Восьмая и Девятая - оформились в районе 1910 - 1915 гг., прямо перед революцией 1917 г. и гражданской войной. Параллельно росли и поперечные улицы - Керосинная (Леваневского), Сквозная (Щепкина), Бойкая (Выборгская), Орловская и другие. К югу от Чечелевки располагались новые городские бойни, а также кладбище. На Чечелевке появляются и двух-, трехэтажные каменные дома по типу "доходных домов", владельцы которых сдавали комнаты внаем рабочим с семьями. Появлялись и учреждения культуры. На углу Первой Чечелевки и Бойкой (просп. Калинина, 33-А) был "Дом научного общества им. А.Л. Караваева", где читались лекции для рабочих. На проспекте Калинина - Первой Чечелевке сохранился дом Прицкера, построенный в 1915 - 1916 гг. по проекту знаменитого архитектора Александра Красносельского, где была открыта первая в районе аптека. Этот дом решен в неоклассическом стиле и смотрится особняком среди типичной застройки.

Рабочая Шляховка

Выше Чечелевки на склонах Аптекарской балки расположился еще один район - Шляховка. Он возник как рабочий поселок Брянского металлургического завода в конце XIX века. В советское время Шляховку переименовали в поселок Шевченко. После войны, в 1950-х гг. - новый этап в развитии поселка, связанный со строительством "Южмаша" и бурным развитием этой части города. Старое название "Шляховка" сохранилось и, более того, закрепилось за всей застройкой по склонам Аптекарской балки. Это район со сложным рельефом и полупатриархальным колоритом. Застройка здесь преимущественно одноэтажная с довольно низким развитием инфраструктуры.

Балка Аптекарская между проспектом Петровского и улицей Рабочей получила название по личности известного врача - аптекаря Карла Роде, который приехал в наш город еще в конце 1780-х гг. Он служил при тогдашнем наместнике Василии Коховском, а после его смерти (1794 г.) остался жить в Екатеринославе, где лечил местных жителей и снабжал их фармацевтическими средствами собственного изготовления - "родевскими порошками". Роде владел участком земли в этой балке. После этого землями в балке владел майор Негрескул. В конце XIX века собственником этой местности стал помещик Шляховской, который в 1896 г. основал здесь поселок Надеждино. Несмотря на смены владельцев и эпох, поселок называется Шляховкой и по сей день.

Революционный накал. 1905 и 1917 гг.

В начале ХХ века в рабочих слободках на западной окраине губернского центра царил совсем иной колорит, нежели в фешенебельной центральной части Екатеринослава. Чечелевка, Фабрика и Шляховка жили своей жизнью - ряды домов - мазанок, отсутствие благоустройства, социальные проблемы. Даже полиция не часто заглядывала в эти районы. И неспроста.

Свой "норовливый" характер эти поселки проявили в полной мере во время революционных событий 1905 и 1917 гг. Еще во время "майского" бунта 1898 г. рабочие сожгли потребительскую лавку на углу Орловской улицы; здесь собирались в колонны в 1901, 1902 гг.; здесь прошли с красным знаменем во время стачки в августе 1903 г. Здесь в 1905-м строили баррикады. 19 июня 1905 г. на Чечелевке на пустыре возле бойни подпольный комитет РСДРП созвал собрание, где было решено начать забастовку в поддержку восставшего броненосца "Потемкин". Забастовка эта продолжалась с 20 по 28 июня (3-11 июля), в ней приняли участие более 10 тысяч человек. 11 октября 1905 г. началось сооружение рабочих баррикад на Павловской улице, на Первой, Второй, Третьей и Четвертой Чечелевках. Всего было построено шесть баррикад, самая большая на углу Орловской и Первой Чечелевки. Участвовало в сооружении баррикад и в борьбе с войсками более 5000 человек. Развернулось самое настоящее сражение с бомбами, фугасами, проволочными заграждениями и стрельбой. В сражении на Брянской площади погибли и умерли от ран 22 человека, очень многие были ранены.

А в декабре 1905 г. Чечелевка стала эпицентром восстания, вошедшего в историю как "Чечелевская республика". 8 декабря по гудку Брянского завода остановились все предприятия заводского района. К концу дня стачка охватила все районы города. 9 декабря после полудня прекратили работу все правительственные учреждения города. При этом Кайдаки, Фабрика и район, примыкающий к вокзалу, полностью оказались в руках бастовавших рабочих. Полноправным хозяином здесь стал "Совет рабочих депутатов" и его Боевой Стачечный Комитет. Он действовал как автономный орган революционной власти. Район, контролируемый Советом, вошел в историю как "Чечелевская республика". Она просуществовала с 8 по 22 декабря - всего 14 дней. В одном из домов на Первой Чечелевке (проспект Калинина, 45) был штаб Боевого стачечного комитета во время декабрьских событий 1905 г. А на Фабрике рабочие собирались возле т.н. Фабричной биржи. Здесь наиболее активным агитатором был Андрей Булыгин. Камень - импровизированная трибуна для митингов, до сих пор сохранился, он специально огорожен.

"Чечелевская республика" была подавлена, но в 1917 г. район явился одним из основным стимулов революционных событий. По образцу 1905 г. рабочие Брянского и других заводов собирались в вооруженные отряды, с Чечелевки они следовали в центральную часть на борьбу с гайдамаками (войска Центральной Рады) и другими противоборствующими силами. 4 марта 1917 г. в "Доме научного общества им. А.Л. Караваева" (проспект Калинина, 33-А) состоялось первое заседание Екатеринославского Совета рабочих депутатов, который затем стал главным органом власти в городе.

Колорит района в советскую эпоху

В советское время характер жизни рабочих поселков существенно не изменился. Первая Чечелевка (ставшая проспектом Калинина) застроилась трех-, пятиэтажными домами, появились и многоэтажки. Интенсивно развивался району к западу - бывшая "Брянская колония" (о ней см. статью в прошлом номере газеты). Для рабочих окрестных заводов построили новый поселок к юго-западу - поселок Фрунзе, а дальше отошла линия проспекта Петровского. После войны старое Фабричное кладбище с Александро-Невской церковью превратили в парк Калинина. Трамвай, ходивший еще с царских времен по Первой Чечелевке, перенесли в 1957 г. на Вторую (улица Бабушкина). А кварталы еще восьми Чечелевок, в принципе, еще сохраняют старый колорит.

Интересно, что в 1913 г., к 300-летию дома Романовых, власти решили "упорядочить", как тогда говорили, характер рабочего района. С этой целью все девять Чечелевок переименовали в "благонадежные" названия. Например, Первая Чечелевка получила название "Николаевский проспект". Но после революции 1917 г. большевистское правительство вернуло Чечелевкам их прежние "номерные" названия. И только спустя несколько десятилетий улицы переименовали, но с революционным подтекстом, например, Вторую Чечелевку назвали улицей Бабушкина, где был открыт его дом-музей и поставлен памятник.

После установления Советской власти возле Дворца Ильича поставили в память о революционных событиях старую бронеплатформу - как символ революционных перипетий в жизни Чечелевки. Изрядно поржавевшая бронеплатформа стоит и сейчас. Возле нее - табличка со стихами: "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. М. Светлов".

Теперь под этой бронеплатформой, глубоко под землей, проходит единственная пока линия днепропетровского метро. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов ХХ века большое пространство возле Дворца Ильича было обнесено оградой с надписью, что здесь строится станция метрополитена. Предлагали разные варианты названия этой станции - "Чечелевская", "Калининская", но выбрали более абстрактное - "Метростроевцев". Метро из шести станций открыли в конце декабря 1995 г.

***

Считать, что только Чечелевка и Фабрика варились в революционном котле Екатеринослава, было бы не совсем верно. Скорее, эти два рабочих района стали детонатором "революционной бомбы", взорвавшей старый Екатеринослав. Сейчас об этом напоминают разве что памятники минувшей революции - старая бронеплатформа, бюсты большевистских агитаторов, обелиски.

Максим Кавун

История города:

Дніпровський завод ЮРДМО на початку ХХ століття,
1840-1920 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте