ул. Рабочая перед грозой
Центральная проходная ЮМЗ
ДК Машиностроителей
ул. Рабочая
ул. Макарова
СШ №89, ул. Титова
ул. Рабочая
Угол ул. Большевитской (Макарова) и Криворожской
Возле восточной проходной Южмаша
Башни 50-х. ул. Криворожская
Общеизвестно, что Днепропетровск – космическая столица Украины. А район «Южмаша», улиц Титова и Рабочей – «космические ворота» Днепропетровска. Именно здесь на протяжении полувека «ковался» ракетно-космический щит Советского Союза, разрабатывались и выпускались спутники и ракеты. Гигантский завод окружил себя «своими» жилмассивами, дворами культуры и спорта, объектами инфраструктуры. Именно строительство ЮМЗ определило интенсивное развитие Днепропетровска в юго-западном направлении и образование целого планировочного района.
Секретный «автозавод» – «ЮЖМАШ»
Днепропетровский «Южный машиностроительный завод» первоначально создавался как предприятие «для мирных целей». Основан он был как «автозавод», который в первые годы существования выпускал автокраны, автопогрузчики, самосвалы, первые грузовики – ДАЗ-50 «Украинец». В июле 1948 г. на автозаводе начали выпуск автокранов ДАЗ-150 на базе автомобиля ЗИС-5. Со следующего года эти краны пошли в массовое производство.
Есть мнение, что судьбу «автозавода» решила фраза Иосифа Сталина: «Если у нас будут ракеты, будут и автомобили. Если не будет ракет – не будет и автомобилей». Днепропетровский автозавод в 1951 г. передали Министерству вооруженных сил СССР для серийного выпуска ракет Сергея Королева. Теперь, кроме абстрактного названия «автозавод», завод такого ранга мог называться только «почтовый ящик». Основное производство «Южмаша» долгое время называлось «п/я 186».
Из 24 стратегических ракетных комплексов, находившихся в свое время на вооружении в СССР, 16 – продукты днепропетровских ракетостроителей. Самые известные – ракетные комплексы SS-18 («Сатана») и SS-24 («Скальпель») – не имеют аналогов в мире.
Как известно, «Южмаш» делал не только ракеты, но и вполне мирные предметы – от автокранов и тракторов до музыкальных шкатулок. В России издавна закрепилась традиция, когда «секретные» и особо важные государственные предприятия работали «на два фронта». Еще в 1636 г. голландский купец Андрей Виниус открыл под Москвой один из первых металлургических заводов в России, на котором по государственному заказу отливали пушки и ядра, а «для мирных нужд» выпускали сковороды и гвозди.
14 июля 1978 г. на ЮМЗ выпущен миллионный трактор ЮМЗ-6. На предприятии была разработана новая конструкция трактора марки «Беларусь-611». В 1978 г. на поставку этих тракторов был получен заказ из Соединенных Штатов Америки, Франции, Канады, Великобритании. Трактора с маркой «ЮМЗ-6» в те годы отправлялись не только в страны социалистического лагеря – Польшу, Болгарию, Монголию, Афганистан, на Кубу, но и в Бангладеш, Грецию, Эфиопию, Марокко, Нигерию, Анголу, Канаду, Португалию – всего в 44 страны мира. А «Южмашевские» зонтики и музыкальные шкатулки и сейчас можно увидеть в семьях многих днепропетровцев.
Корпуса Южного машиностроительного завода являлись одним из самых засекреченных объектов бывшего СССР. Окружающие могли видеть только импозантный корпус дирекции завода, центральную и восточную проходную, да еще ряд зданий. Ну а иностранцам путь сюда был вообще заказан – Днепропетровск именно из-за этого завода стал «закрытым городом». Его «открыли» только в 1987 г.
Два человека внесли наибольший вклад в становление Конструкторского бюро «Южное» и ЮМЗ – Михаил Кузьмич Янгель и Александр Максимович Макаров. В 1985 г. именем бывшего главного конструктора днепропетровского КБ «Южное» М.К. Янгеля назвали улицу Свободы выше улицы Титова, а годом раньше открыли на ней памятник – бронзовый бюст. А.М. Макаров (1906 – 1999) – работал здесь начальником производства, главным инженером и двадцать лет (1966 – 1986) – директором.
Поселки автозавода – Верхний и Нижний
После войны, когда на западной окраине города стремительно возводились корпуса нового автозавода, стали возводиться и жилые поселки для его работников – к югу и северо-востоку. Два компактных массива застройки получили названия «Верхний» и «Нижний». Сейчас бывший «Верхний» – это правильная сетка кварталов, ограниченная улицами Большевистской, Строителей, Героев Сталинграда и Титова. Внутри поселка – улицы Суворова. Новокрымская, Янгеля. А поселок «Нижний» – кварталы верхней части улицы Рабочей в районе улиц Социалистической, Театральной, Каверина. Часто поселок «Нижний» называют Верхним. Почему? Это не ошибка, а результат своеобразной накладки. Дело в том, что застройка в районе верхней части улицы Рабочей началась еще в 1920-е годы, и тогда по отношению к центру города новый поселок называли Верхним. После войны «центром географии» в этой части Днепропетровска стал автозавод (ЮМЗ), и поселок стал Нижним.
Улица Титова
Эта улица состоит всего из нескольких кварталов, но имеет большое значение в структуре города. А все потому, что на ней замыкаются магистрали, идущие перпендикулярно Днепру – улица Героев Сталинграда и проспект Кирова. Строго говоря, улица Титова – часть изломанной, но единой магистрали – улицы Криворожская – Титова – Звездный бульвар – Запорожское шоссе с выходом на Подстанцию. Она соединяет между собой вершины четырех городских холмов. Первое название улицы Титова – Парковая. Причем именовали ее в разных источниках и улицей, и проспектом. После полета второго космонавта – Германа Титова – улица получила свое нынешнее название.
Улица застраивалась ближе к концу пятидесятых годов, когда уже объявили «борьбу с архитектурными излишествами», но многие дома сохранили признаки стиля «сталинский ампир». Например, 89-я школа – массивный портик над входом и декоративная композиция на вершине здания с символом образования – раскрытой книгой.
Кино по «спецзаказу»
Самый заметный объект на улице Титова – кинотеатр. Он был построен по «спецзаказу» ЮМЗ и открыт 15 августа 1963 г. Изначально рассчитанный на 820 мест, это – крупнейший кинозал Днепропетровска. Как мог называться кинотеатр, построенный в «космическом районе» Днепропетровска? «Спутник»! Фасад здания, выходящий на улицу Титова, был украшен огромным панно на космическую тематику, сейчас его капитально отреставрировали. В 2004 г. «Спутник» открыли после реконструкции. Он оборудован 18-и метровым широкоформатным экраном. Интересно реконструирован холл кинотеатра: соединение истории и современного стиля. Здесь стоят старые кинопроекторы, на колоннах укрепили копии старых газет с репортажами о первых запусках спутника и полетах человека в космос, со статьями об открытии «старого» кинотеатра «Спутник». Даже старый номер с фасада здания «Улица Титова, № 18» сохранили и перенесли в интерьер. Синтез космической романтики прошлых десятилетий и стиля «hi-tech».
Рабочая улица
Улица Рабочая – одна из главных перпендикулярных Днепру магистралей Днепропетровска, наравне с проспектом Кирова (о нем см. статью в прошлом номере). До революции 1917 г. она насчитывала всего несколько кварталов, отходивших от проспекта Пушкина. В начале улицы в 1896г. построили Благовещенскую церковь, имеющую и другое название – Александро-Невская. Церковь эта сохранилась и сейчас. Интересно, что название улицы – «Рабочая» – появилось не в советскую эпоху. Это – один из старейших топонимов Днепропетровска. Название впервые встречается на плане Екатеринослава 1885г.
После революции город начал выдвигаться в степь. Застраивались новые кварталы одноэтажных домиков. В 1929 г. решением горсовета индивидуальная застройка была упорядочена и были образованы улицы Каверина, Автодоровская, Профинтерна и Социалистическая.
Верхняя часть улицы Рабочей застраивалась в 1953-1955 г. Здесь стоят ряды красивых домов в стиле «сталинский ампир» с еще сохранившимися лепными украшениями на фасадах и на крышах – вазы, декоративные шишки, советская символика – звезды, серпы и молоты. В самом конце – монументальное здание главной конторы ЮМЗ и два дома с декоративными многоярусными башнями. Башни эти напоминают ракеты и говорят нам на архитектурном языке о космическом профиле «автозавода». Площадь перед дирекцией ЮМЗ – выразительный и оригинально продуманный центр района.
На всем протяжении улицы – трамвайные пути. В конце 1940 г. по улице Рабочей проложили новый трамвайный маршрут – теперь № 11, а с января 1941 г. начали регулярное движение. И уже после войны, в 1945г., к корпусам строящегося автозавода по улице Рабочей была снова проложена трамвайная ветка. Это один из самых длинных трамвайных маршрутов города.
Ну, и совсем новый этап в застройке улицы Рабочей – строительство много- этажных домов в центральной части с 1980-х гг. Сейчас многоэтажки продолжают активно возводиться (строительное управление ПО «ЮМЗ»). И хотя строятся они по типовым проектам – архитекторы вносят разнообразие, дополняют различные детали. Например, хорошо вписался в панораму района дом с башенкой синего цвета, в куполе которой устроена вечерняя подсветка – иллюзия звездного неба.
Дворец машиностроителей
Самое крупное и импозантное здание «общественно-культурного назначения» (как бы сказали раньше) на улице Рабочей – Дворец культуры ЮМЗ или Дворец машиностроителей. Он был построен в 1956г. по проекту архитектора В.С. Георгиевского. Зрительный зал рассчитан на 1000 мест. Классический образец стиля «сталинский ампир», причем в его позднем варианте, незадолго до того, как Никита Сергеевич Хрущев начал борьбу с «архитектурными излишествами».
Особенно интересна сохранившаяся скульптурная группа, венчающая фасад Дворца. Такие «исполинские» скульптурные группы были очень популярны в сталинское время. В большом количестве они украшают знаменитые московские «высотки» и здания в «социалистических городах». Подобные статуи можно увидеть, например, на проспекте Ленина в Запорожье. Но композиция днепропетровской скульптуры продумана до мелочей. Изображены мужчина и женщина. Женщина сидит и держит в руке открытую книгу. Впереди группы – музыкальный инструмент – лира. Стоящий мужчина говорит с женщиной. Его рука развернута в сторону завода и его главной конторы. Скульптура изображает «культурный досуг советских людей», но главный вектор жизни определен четко – в данном случае это Южный машиностроительный завод. Рука мужчины указывает «главную жизненную дорогу», а шире – путь к светлому будущему. В нижней части скульптуры сохранилась подпись – И. Зноба. Это один из двух скульпторов – отец и сын – И.С. Зноба и В.И. Зноба), создавших знаменитый днепропетровский памятник Т.Г. Шевченко на острове.
Возле Дворца стоит памятник – бюст А.М. Макарову. Его открыли в 1981 г. По советскому законодательству, памятник при жизни мог получить только «дважды Герой» Советского Союза и Социалистического Труда. Когда А.М. Макаров получил вторую звезду Героя Соцтруда и вторую медаль «Золотая звезда», ему поставили памятник. После смерти А.М. Макарова в 1999 г. площадь вокруг Дворца также назвали его именем.
Самые секретные спортсмены в мире
В 1962 году на базе «Южного машиностроительного завода» начал действовать Спортивный клуб с космическим названием «Метеор». Ударные темпы развития космической отрасли проявились и здесь. По статистике, «за первые 4 года и 3 месяца было подготовлено 11 Мастеров Спорта СССР Международного класса, 103 Мастера Спорта СССР, 894 кандидата и перворазрядника, 11766 спортсменов массовых видов спорта».
Обладая поистине неограниченными материальными возможностями, «Южмаш» мог позволить себе планомерное активное строительство «своих» спортивных сооружений. 12 августа 1966 г. торжественно открыли построенный в сжатые сроки стадион «Метеор» на 35 тыс. зрительских мест c футбольным полем и беговыми дорожками. В те времена в прессе его называли «Днепропетровскими Лужниками».
1 ноября 1970 г. открыли Дворец водных видов спорта стадиона «Метеор». Трибуны были рассчитаны на 1050 зрителей. Тут был закрытый бассейн размером 50х25 метров и два «лягушатника» 9х3 и 12,5х4 метра. В 1981 г. ЮМЗ построил собственную Водную станцию «Машиностроитель» на Комсомольском острове. Ну и в 1982 г. на углу улиц Большевистской и Титова появилось внушительное здание Дворца спорта, или Ледового дворца «Метеор». Сейчас – это основная спортивно-эстрадная площадка Днепропетровска. Здесь проходят спортивные состязания, устраиваются концерты звезд и различные выставки.
***
Крупнейший оборонно-промышленный комплекс Советского Союза положил начало важнейшему району Днепропетровска. Согласно статусу «автозавода», его окружали «самые-самые» объекты – самый большой стадион Днепропетровска, самый большой Дворец культуры, самый большой кинотеатр. «Южмаш» сохранил свои основные мощности и после распада СССР является одним из знаковых объектов Днепропетровска. Продолжает динамично развиваться и прилегающий к заводу район.
Максим КАВУН
Предоставлено: Недвижимость в движении