Первым архитектурным произведением, созданным в самом начале эстетического подъема 1970-х было здание театра Оперы и балета, построенное по проекту авторского коллектива во главе с Б.Жежериным в центре города на просп. К.Маркса, между улицами Ново-Ленинградской и Серова.
В архитектурном решении театрального комплекса легко обнаруживается разница между устоявшимися догмами техницизма, для которого характерны прямые линии, гладкие плоскости и огромные поверхности стекла, и вновь зарождающимся интересом к пластическим и декоративным эффектам свободной архитектурной композиции. Старые, уходящие представления нашли отражение в самом принципе проектирования. Значительный объект - единственный в городе и один из немногих в республике - был "привязан" по рабочим чертежам Житомирского музыкально-драматического театра, т.е. уникальное архитектурное сооружение рассматривалось как рядовое типовое здание. Что касается интерьеров и благоустройства территории, то здесь авторы пошли по другому пути.
Перед зданием оперного театра создана красивая, хорошо благоустроенная и озелененная площадь по проекту архитектора П.Ниринберга. Дорожки из шестиугольных монолитных бетонных плит с мозаичным покрытием образуют свободный живописный узор на зеленом фоне травы. Симметричному зданию противопоставлена асимметричная ландшафтная композиция прилегающего к театру зеленого сквера. Театральная площадь имеет сложное пластическое построение, она разделена на два уровня, связанных между собой широкими ступенями. Художественным материалом композиции театрального парка служат зелень и вода - никогда не стареющее сочетание. Бассейн среди зеленого ноля травы - выразительный акцент, формирующий площади Он оборудован сложной технической аппаратурой, обеспечивающей работу цвето-музыкального фонтана: 770 водяных струй меняют высоту и окраску в зависимости от тональности музыки. Яркая цветовая композиция, изменяющаяся во времени синхронно с исполнением музыкального произведения, оказывает сильное эстетическое воздействие. Скульптор Ю.Павлов украсил бассейн декоративной фигурой музы, отлитой из бронзы.
Театральная площадь, расширяющая пространство проспекта, позволила "разорвать" коридор уличной застройки и обогатить перспективу магистрали новой панорамой с видом на театр. Идея зрительного раскрытия пространства улицы в сторону театра проведена последовательно во всех деталях. Территория озеленена травяным газоном и посадкой крупных деревьев только по периметру участка, в результате чего архитектура сооружения полностью открыта для обозрения, а вся территория пронизана воздухом и светом.
Архитектурная композиция внутреннего пространства в Днепропетровском театре построена на контрастном противопоставлении зрительского и сценического объемов, разных по пластическому решению. Глухой объем зрительного зала - один из системы связанных между собой прямоугольных замкнутых блоков - как бы погружен в прозрачную структуру окружающих его помещений. Таким образом осуществлено взаимопроникновение основных звеньев архитектурной композиции, что особенно хорошо видно вечером, когда здание театра освещено и его интерьеры полностью просматриваются с улицы.
Интерьеры театра зрительно объединены с прилегающей к зданию площадью сплошным остеклением. Сплошное остекление стен, доходящее до пола, а также применение стеклянных дверей позволило значительно увеличить обзор окружающей среды из интерьера и создало впечатление беспрепятственного проникновения внешнего пространства внутрь здания... Возникла иллюзия, будто интерьер растворился в окружающей среде и благоустройство территории служит его продолжением на открытом воздухе. Этому способствует эффектный прием зрительного "разрушения" прозрачного ограждения проникающей плоскостью пола, пересекающей стеклянные стены. Одинаковая облицовка поверхности пола снаружи и внутри здания, а также отсутствие перепадов уровней пола на границе интерьера с улицей приводят к визуальной дематериализации стеклянной поверхности: кажется, что она отсутствует.
Интересно решено искусственное освещение кулуаров театра в виде светящегося потолка - цветного витража. Свет иллюзорно разрушает потолок, создавая впечатление, что интерьер непосредственно связан с внешним миром, так как совершенно невозможно понять, какой свет проникает в здание - искусственный или естественный. Яркая, красочная стеклянная картина, выполненная художником В.Прусом, привлекает к себе внимание, являясь одной из оригинальных художественных особенностей театральных интерьеров (цветной витраж используется на протяжении многих веков, однако витражи с искусственной подсветкой - прием, присущий только современной архитектуре).
Реконструкция кинотеатра "Родина" на просп.К.Маркса проведена по проекту П.Ниринберга в начале 1970-х годов. Переделкам подверглись внутренняя планировка и наружная объемно-пространственная композиция здания, сохранены только капитальные стены здания.
Расширенное фойе широкой свободной полосой обвило строгий параллелепипед зрительного зала. Смещение геометрических осей двух основных объемов соответствует излому проспекта - таким образом, градостроительная ситуация нашла отражение в архитектурной композиции здания. Открытые выносные лестницы и выступающий объем кинобудки способствуют разнообразию фасадов, вертикальные прорези оконных проемов расчленяют стену, выходящую на просп. К.Маркса. Чтобы их композиционно подчеркнуть, поверхности остекления развернуты под углом к плоскости фасада, образуя изломанный пилообразный в плане контур. В наружной отделке стен штукатурка "под шубу" грубой фактуры, рассеченная узором вертикальных полос, как каменной чешуей, покрывает архитектурные объемы здания. Таким образом, изобразительный мотив явственно звучит в декоративной отделке фасадов. Интересно решены наружные эвакуационные лестницы: их насыщенная пластика создает иллюзию "мускульного напряжения" архитектурных форм. Чисто техническое начало, лежащее в основе объемно-пространственной композиции, художественно обогащено выразительными декоративными средствами.
В интерьере реконструированного кинотеатра представляет интерес решение внутреннего пространства фойе. В результате расширения посреди помещения оказался ряд колонн, поддерживающих перекрытие зрительного зала. Чтобы зрительно растворить колонны в пространстве, все внимание было обращено на потолок. Глубокие концентрические воронки, словно перевернутые кратеры, покрывают его поверхность. Пластическая обработка потолка стала ведущей темой художественного оформления интерьера. Колонны, упирающиеся в центры отдельных воронок, перестали быть главным объектом зрительного восприятия. Интерьер иллюзорно расширил свои границы, пластически и пространственно обогатив композицию здания.
Площадь, на которой находится театр оперы и балета, соединяется пешеходным бульваром с новой площадью, организованной возле реконструированного Украинского драматического театра им.Т.Г.Шевченко. Реконструкция театра, выполненная по проекту архитекторов Е.Яшунского и В.Халявского, положила начало созданию обширной пешеходной зоны, ознаменовав собой качественно новую ступень формирования общегородского центра. Старейший городской театр находится на ул.Ленина, в месте ее изгиба, и сооружение как бы разделяет движение на два потока, один из которых ведет налево к Днепру, другой - направо к ул.Московской. В месте поворота в результате сноса ветхих строений образована камерная пешеходная площадь, на которую выходят главный фасад реконструированного театра и вновь созданная открытая летняя эстрада, отделенная от площади водной поверхностью декоративного бассейна по проекту Л.Халявского.
Расчистка территории и создание рекреационной зоны перед новым входом в здание театра, помимо всего прочего, позволили раскрыть для обозрения одно из уникальных архитектурных сооружений Днепропетровска - Дворец культуры Приднепровской железной дороги (бывший театр-клуб общественного собрания, построенный по проекту архитектора А.Гинзбурга). Авторы включили в пространство театрального бульвара выдающееся произведение архитектуры, придав ему новое композиционное звучание благодаря появившейся возможности видеть здание издалека.
Новый главный фасад реконструируемого здания (бывшего театра Английского клуба, построенного по проекту Ф.Булацеля в 1913 г.), представляет собой широкую картинную плоскость, обрамленную массивной филенчатой рамой, нависающей над входом. Здесь четыре сюжета: три скульптурные, один - архитектурный. На самом же деле архитектурный сюжет оказывается ни чем иным, как подлинным фрагментом стены старого здания. Архитектура, взятая в раму картины и экспонируемая как произведение изобразительного искусства в одном ряду со скульптурными иллюстрациями, выступает в новом и совершенно неожиданном качестве. Архитектурно-художественное решение фасада обусловлено не только формальными поисками: закругленный угол театрального здания, замыкающий перспективу ул. Ленина со стороны просп. Карла Маркса, давно стал для жителей Днепропетровска легкоузнаваемым ориентиром, характерной особенностью родного города, лишиться которого в процессе перестройки здания было бы просто непростительно.
Скульптурные изображения, находящиеся рядом в раме картины, ни цветом, ни фактурой не отличаются от старой стены. Скульптор Ю.Павлов, тонко прочувствовавший суть архитектурного замысла, подчинил художественное решение общим задачам композиции фасада. Возникли благоприятные условия для синтеза искусств, и в результате выразительная пластика скульптурных иллюстраций к театральным пьесам органично вписалась в общую композицию главного фасада здания. Скульптурные сюжеты отражают этапные моменты деятельности Украинского драматического театра им.Т.Г.Шевченко.
Все помещения театра подверглись перепланировке, а восточный блок был создан заново. Сцена, планшет которой расположен на высоте 6 м над землей, сохранила портал, ширина ее осталась прежней, глубина увеличена с 12 до 18 м, высота до 20 м. Заново созданы колосники и другие элементы технологического и технического оснащения, отвечающие требованиям современного драматического театра. Построен вместительный карман сцены, обеспечивающий возможность монтажа декораций в блоки больших габаритов. Склад декораций удобно загружается с уровня земли с помощью подъемника, установленного в специальном дворике. На отметке планшета размещена живописно-декорационная мастерская, имеющая удобную связь с колосниковым пространством и трюмом сцены.
Принцип тактичного объединения старого с новым проведен при реконструкции как фасадов, так и интерьеров здания. То, что осталось от старого театра, максимально сохранено, новое сделано в увязке со старым, но с учетом современных эстетических представлений. Особого внимания заслуживает композиционное решение зимнего сада, где архитектурное пространство выступает в принципиально новом качестве, являясь непосредственным художественным материалом, главным источником эстетических впечатлений. Архитектор дает возможность воспринять его в различных ракурсах с разных видовых точек, что обеспечивается перепадами уровней пола, открытыми внутренними лестницами, специальными видовыми площадками. Таким образом, область эстетического воздействия архитектуры, помимо пластических, обогащается еще и пространственными впечатлениями человека.
Пешеходный бульвар начинается от просп. К.Маркса, отклоняется в сторону набережной и проходит в непосредственной близости от нового городского цирка.
Симметричная объемно-пространственная композиция днепропетровского цирка (архитекторы П.Ниринберг, С.Зубарев, конструкторы В.Гопанков, А.Сигаев) рассчитана на зрительное восприятие в двух перпендикулярных направлениях: со стороны набережной и со стороны транспортной магистрали, пересекающей Днепр и ведущей в центр города. Выразительная криволинейная форма купола привлекает внимание и служит важнейшим композиционным элементом предмостовой площади. Распластанный объем циркового комплекса "взрывает" сплошную стену многоэтажной жилой застройки на набережной, открывая вид на живописные холмы правого берега. В градостроительном отношении - это одно из самых ответственных мест, активно влияющих на формирование архитектурного облика Днепропетровска.
Впервые в отечественной практике здание цирка в Днепропетровске имеет шатровое покрытие из сборных железобетонных элементов. Шатер, который раскидывал когда-то бродячий цирк-шапито, в данном случае выступает в измененном масштабе и другом материале. Использование изобразительного метода в построении объемно-пространственной композиции сооружения привело к существенному обогащению образности архитектуры.
Изобразительная тема в архитектуре днепропетровского цирка имеет и неожиданный второй сюжет. Авторы применили новый композиционный прием - визуальную трансформацию одной и той же архитектурной формы в зависимости от условий восприятия. Днем - это шатер, вечером, когда "цирк зажигает огни", шатер, как в фокусе иллюзиониста, превращается в жерло вулкана с оплавленными краями, из которого "вырываются" огненные чеканные звери, сверкающие в лучах красочной подсветки. Свето-цветовые эффекты получились в духе настоящего циркового представления и являются своеобразной рекламой цирка, выполненной архитектурными средствами. Здесь нет необходимости в поясняющих надписях - удачно найденный архитектурный образ свидетельствует о назначении здания лучше всяких слов.
Театральный бульвар выходит к Днепру возле парка им.Т.Г.Шевченко, на территории которого в 1977 г. по проекту архитектора П.Ниринберга и конструктора В.Шевченко создано еще одно уникальное зрелищное сооружение. Оригинальна и необычна объемно-пространственная композиция кинолектория. Совсем недавно гостеприимно распахнул он свои двери перед первыми посетителями, но уже сейчас трудно представить этот уголок отдыха на высоком правом берегу Днепра без здания, которое стало украшением не только парка, но и всего города.
Кинолекторий на 1500 мест является универсальным сооружением, предназначенным для проведения лекционной работы, торжественных заседаний, показа кинофильмов на обычном и широком экране, театральных постановок, проведения концертов и т. д. Архитектура его подчинена основной композиционной идее: тактично вписать здание в природный ландшафт. Сооружение как бы растворяется в окружении. Это впечатление достигнуто с помощью современных архитектурных средств.
Стены и кровля оторваны друг от друга - нарушение визуальной замкнутости сооружения порождает эффект проникновения внешнего пространства внутрь здания. Опоры не бросаются в глаза, и это делает покрытие зрительно невесомым, создает иллюзию парящей крыши. Интересно использован архитектурный прием несоответствия плана здания и контура кровли: стены и покрытие ограничены разными геометрическими фигурами. Такое нарочитое противопоставление способствует разобщенному восприятию основных элементов здания, приводя к зрительному "разрушению" ограждений, в результате чего создается ощущение отсутствия наружных стен. Прогулочная аллея, расположенная рядом со зданием, специально перекрыта мощным выносом кровли, что придает ей интригующее впечатление дороги, проходящей через интерьер. Популярный символ "растущего" сквозь кровлю дерева напоминает нам о цельности естественной и искусственной среды обитания человека.
Рассматривая архитектуру здания, необходимо отметить интересное решение интерьера. Красоту покрытия архитектор видит в абстрактной декоративности обнаженной конструктивной структуры из переплетенных стержней и геометрических фигур. Они образуют живописную пространственную решетку, заполненную перевернутыми полыми пирамидами, где скрыты усилители звука и освещение. Такое внимательное отношение к кажущимся мелочам позволило получить дополнительный эстетический эффект. Даже такой традиционный материал, как кирпичная кладка, приобрел новое звучание: благодаря затирке вертикальных швов и углублению горизонтальных получена своеобразная декоративная фактура графично расчерченных стен. С помощью лаконичных средств достигнут выразительный характер интерьера.
Формирование уникального музейного комплекса на Октябрьской пл. явилось важным штрихом в создании оригинального индивидуального облика города. На вершине древнего холма, там, где когда-то был заложен Днепропетровск, сейчас сосредоточены основные музеи города: исторический им.Д.И.Яворницкого, истории религии и атеизма, комсомольской славы им.Александра Матросова.
В послевоенное время продолжали расширяться и начали комплектоваться новые разделы исторического музея. Старое здание перестало удовлетворять возросшим потребностям, и в 70-е годы начались его реконструкция и расширение. По проекту, выполненному авторским коллективом во главе с архитектором В.Зуевым, здание было расширено за счет создания восьми новых экспозиционных залов и диорамы, открытой в канун 30-летней годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Архитектурно-художественная организация внутреннего пространства диорамной части музея подчинена главному композиционному элементу - центральному залу с картиной "Битва за Днепр". Прежде чем попасть в основное помещение, посетитель проходит через ряд вспомогательных залов, представляющих собой систему открытых "перетекающих" пространств. Расположение залов под углом друг к другу исключает просмотр смежных помещений, и они оказываются зрительно разграниченными между собой. Таким образом, архитектурно-художественное решение интерьера построено на противопоставление двух композиционных идей: с одной стороны, осуществляется объединение элементов композиции в единое целое, с другой – проводится разграничение на самостоятельные завершенные фрагменты по принципу последовательного кинематографического монтажа кадров. Пространственные эффекты сопровождают зрителя на всем пути к главному диорамному залу. Предельно сжавшись у барельефа "Воинам-освободителям", выполненного скульпторами В.Даниловым и А.Бородаем "пульсирующее" архитектурное пространство максимально раскрывается в другой кульминационной точке экспозиции - возле художественного полотна "Битва за Днепр". Прослушав рассказ экскурсовода, зрители собираются на площадке перед входом' в диорамный зал Нажатием кнопки шторы бесшумно раскрываются, и посетители неожиданно оказываются в огромном пространстве, образованном реальным объемом диорамного зала и иллюзорным пространством картины, выполненной живописцами Студии военных художников им.М.Б.Грекова П.Бутом и Н.Овечкиным.
В днепропетровской диораме использован редко встречающийся прием эстетического обыгрывания трансформации пространства, которая проявляется во всей своей полноте, как средство, усиливающее эстетическое воздействие художественного произведения.
В 1977 г. реконструкция внутреннего пространства исторического музея была закончена. Интерьеры оформила бригада художников во главе с В.Коротковым и В.Ривиным. Теперь это одна из лучших музейных экспозиций в республике. Посетитель подходит к старинному зданию начала века, открывает высокую парадную дверь и попадает в просторный вводный зал, который образовался после снятия всех перегородок - один новый зал занял объем всего старого здания. Следующая дверь ведет в темный крытый дворик со светящейся лестницей. Авторы сделали все возможное, чтобы отвлечь зрителя от будничной повседневности и настроить на восприятие музейной экспозиции. Резкий перепад освещенности служит границей не только между улицей и основными залами музея, но как бы между настоящим и прошлым. Световой контраст, играя роль условной преграды, помогает переключить внимание на постижение истории. Размещение экспонатов и график движения дают возможность избирательного и повторного ознакомления с отдельными разделами, вызвавшими интерес, не вступая в противоречия с основным маршрутом движения.
В формировании интерьеров нашли отражение современные идеи организации освещения. Естественный свет сейчас уступает место искусственному, который значительно расширяет возможности работы музея, исключая зависимость от времени и погоды, создавая наиболее благоприятные условия для сохранения экспонатов. Кроме того, искусственное освещение берет на себя эстетическую роль: оно "подает" экспонат и создает световую среду музея.
В выставочных залах успешно использованы архитектурные приемы выделения пространства в пространстве, помогающие обозначить временную дистанцию, разделяющую экспонат и современность. Так, размещение археологических находок на пониженном уровне пола способствует тому, что зритель видит эти экспонаты как бы находящимися в раскопках. Изменение цвета и фактуры пола - неожиданное появление уличной брусчатки на современном синтетическом ковре - очерчивает экспозиционное пространство, где разместилась тачанка времен гражданской войны и другие реликвии революционной эпохи. В зале, отведенном для демонстрации достижений народного хозяйства современного Днепропетровска, стержнем композиционного построения является "плавающий пол", приподнятый над экспозиционной зоной.
В музее есть еще один необычный зал, он находится под открытым небом. Практика показала, что наилучшим фоном для показа скульптуры является естественный природный ландшафт. В свое время Д.И.Яворницкий собрал огромную коллекцию скульптурных надгробий, некогда возвышавшихся над многочисленными курганами, разбросанными в степи, и получивших в народе название "каменных баб". Сейчас они размещены на открытой площадке возле музея, на изумрудной поверхности травяного газона. Зал древней скульптуры как бы вышел из стен музея и стал принадлежностью улицы.
На противоположном от исторического музея углу Октябрьской пл. находится Музей комсомольской славы им.Александра Матросова, созданный по проекту архитекторов С.Самодрыгина и В.Горбоносова. Объемно-пространственная композиция состоит из двух сдвинутых друг относительно друга монументальных плит, символизирующих ступени к славе. Низкий, распластанный объем музея расположен на пониженном участке площади. Авторы добились монументальности сооружения и не вступили в противоречие с архитектурой исторического памятника.
Рядом с музеем - памятник Александру Матросову, выполненный скульптором Е.Вучетичем и архитектором Е.Стамо. С глубокой искренностью передана в пластике отчаянная храбрость и самоотверженность героя-комсомольца, отдавшего жизнь в борьбе с врагом.
На Октябрьской пл. находится городское мемориальное кладбище. 3 января 1918 г. Екатеринославский Совет рабочих и солдатских депутатов принял решение устроить гражданскую панихиду, отдав последние почести тем, кто не пожалел своей жизни в борьбе с врагами революции. Погребение было совершено на центральной площади города. Через 25 лет, в 1943 г., здесь хоронили воинов, павших при освобождении Днепропетровска от немецко-фашистских захватчиков.
В 1967 г. кладбище было реконструировано по проекту архитекторов И.Мигая, И.Нескоромного и скульптора Ю.Павлова. В 50-летний юбилей советской власти на мемориальном кладбище был зажжен Вечный огонь. Две смещенные относительно друг друга вертикальные гранитные плиты, словно каменные ладони, защищают пламя. На их гладкой поверхности скупыми лаконичными ударами резца высечены силуэты воинов. Скульптор нашел выразительный художественный образ - возникая из гранита, как бы всплывают в нашей памяти ушедшие в бессмертие.
За Октябрьской пл. главная улица города - просп. К.Маркса вливается в аллею Славы, которая ведет к площади Вечной Славы. Сотня метров и сотни лет отделяют старую площадь в городе - Октябрьскую, от совсем юной, созданной в канун 50-летия Октябрьской революции - площади Вечной Славы. Новая площадь завершает проспект, обеспечивая выход города к Днепру. С нее открывается замечательный вид на днепровские дали. На площади сооружен 30-метровый монумент Вечной славы, возвышающийся над широкой гладью реки (скульпторы В.Агибалов, М.Овсянкин, архитекторы А.Максименко, Э.Черкасов). На вершине удлиненного пьедестала - статуя Родины-Матери с символическим факелом в поднятой правой руке и пальмовой ветвью - в левой. У основания три фигуры: солдат, партизан и подпольщик, у их ног горит Вечный огонь.
Административный центр
Ансамбль административных сооружений, организованный между Пушкинским просп. и Комсомольской ул. в месте их пересечения с просп.Кирова, имеет важное композиционное значение в формировании общегородского центра. В 1970 г. здесь по проекту архитектора Д.Щербакова было закончено строительство здания обкома партии. А через несколько лет началось возведение нового общественного сооружения - Дома политпросвещения, созданного по проекту архитекторов Л.Супонина, И.Пидорвана и О.Замковой, который завершил формирование административной площади общегородского значения.
Дом политпросвещения играет важную роль в пространственной композиции административного центра. Дело в том, что обком и облисполком образуют своеобразные пропилеи, ось которых совпадает с осью просп.Кирова. Ответственным и трудным в этой ситуации оказался вопрос: как поставить новое здание? - с учетом традиционного опыта, предполагающего завершение уличной перспективы архитектурным акцентом, или с использованием композиционных поисков современной архитектуры, когда улица трактуется незавершенной, раскрытой в окружающее пространство. Авторы предпочли современные градостроительные приемы. Архитектурное сооружение смещено с композиционной оси, и просп.Кирова получил выход в зеленое пространство парка им.В.П.Чкалова, образуя видовую площадку, откуда открывается великолепный вид на панораму города. Такой прием нисколько не уменьшил архитектурного значения Дома политпросвещения. Ему отведена важная роль в ансамбле, восприятие которого задумано по иному сценарию, чем это было принято раньше, когда архитектурный объект, замыкающий перспективу улицы, был виден издалека и усилия направлялись на привлечение внимания и поддержание интереса к зданию по мере приближения зрителя. В данном случае использован эффект неожиданного обнаружения - отдельные звенья градостроительной композиции предстают перед зрителем сразу на близком расстоянии.
Включение в состав административного центра именно Дома политпросвещения представляется самым оптимальным вариантом, нисколько не нарушившим исторически сложившейся городской ткани и, в то же время, организовавшим полноценный современный архитектурный ансамбль. Архитектура здания получилась своеобразной и выразительной.
В основу художественного решения фасада положен принцип раскрывшейся формы. Из основного объема здания удален значительный объем и на месте образовавшегося пространства создан внутренний двор, который служит продолжением вестибюля на открытом воздухе. Таким образом, реализован на практике эффективный прием постепенного свертывания пространства при переходе снаружи внутрь здания, через промежуточное пространство открытого двора. Еще один внутренний двор, находящийся между лекционными залами, открывается с прогулочной террасы, расположенной на эксплуатируемой кровле цокольного этажа. Функция этого двора чисто рекреационная. В композиционном отношении двор рассчитан на зрительное восприятие с различных по высоте отметок: с уровня пола лекционных залов и с поверхности кровли. С эксплуатируемой кровли внутренний двор воспринимается как своеобразный колодец, дно которого выстлано изумрудной зеленью травяного газона, прошитого серыми строчками каменных дорожек. Этот композиционный элемент дважды используется в качестве средства эстетической выразительности: один раз при восприятии извне, другой - изнутри внутреннего двора. Осуществлена схема двукратного эстетического воздействия с четким разграничением каждого акта во времени и в пространстве, что обогащает всю архитектурную композицию здания. Такие приемы зрительно увеличивают размеры здания и делают объемно-пространственную композицию разнообразной и впечатляющей. Этому способствует крутой перепад рельефа, достигающий в пределах участка 7 м. Сооружение как бы вырастает из террасы, составляющей неотъемлемую часть объемно-пространственной композиции сооружения. Эффектно и продолжение самой террасы, перекрывающей прогулочную аллею парка: с нижних отметок создается иллюзия, что дорога входит внутрь здания.
Воздушные ворота города запроектированы Ленаэропроектом и построены в середине 70-х годов. Предельно простая функционально-технологическая схема аэровокзала обеспечивает необходимый комфорт и сводит к минимуму внутрикоммуникационные связи. Прямо от входа видны все основные службы, визуальная ориентация обеспечивается исключительно четко. Здание представляет собой стеклянную призму, полностью раскрытую со стороны городского подъезда. Собственно, наружных стен нет, они заменены прозрачным ограждением. Более того, стеклянный фасад подвергнут дополнительному визуальному "разрушению" проникающими поверхностями и объемами. Деревянный подшивной потолок проходит через остекление наружу, создавая иллюзию дематериализации стеклянной плоскости. Аналогичную роль выполняют глухие объемы входных тамбуров, которые буквально разрезают стеклянное ограждение. Функциональное зонирование интерьера осуществляется современными архитектурными приемами обозначения пространства в пространстве. Для ожидания отведен антресольный этаж, который зрительно выделен из операционного зала перепадом уровня пола. Островные места информационных служб визуально закреплены кольцевыми светильниками, подвешенными к потолку. Таким образом, обозначены цилиндрические пространственные зоны, находящиеся внутри пространственного параллелепипеда. Несмотря на отсутствие перегородок, отдельные пространства зримо вычленяются из общего внутреннего объема, создавая упорядоченную многослойную композицию интерьера.
Ансамбль привокзальной площади удачно дополнила новая гостиница. Авторский коллектив во главе с В.Товстиком противопоставил прозрачным фасадам аэровокзала пластически насыщенную композицию гостиничного комплекса. Оригинальные встроенно-пристроенные объемы общественно-бытового обслуживания контрастно дополнили общий архитектурный ансамбль площади, создав выразительный градостроительный узел.
Интересной творческой находкой днепропетровских архитекторов 1982 г. стало архнтектурно-художествснное оформление Дома архитекторов. Для областного отделения Союза архитекторов Украины был выделен цокольный этаж нового жилого здания, расположенного на крутом спуске ул.К.Лкбкнехта. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в организации необычного и выразительного интерьера. Неблагоприятную в градостроительном отношении ситуацию (резкое падение рельефа дробит и так не очень большое внутреннее пространство еще на две части) авторский коллектив, возглавляемый С.Зубаревым, сумел превратить в явное преимущество: появилась смелая оригинальная мысль разместить в нижней части помещения амфитеатр большого зала заседаний. Сбегая вниз концентрическими рядами, здесь расположились удобные мягкие кресла. Авторский замысел доходчиво и убедительно раскрыт пространственным языком архитектуры. Для того чтобы усилить эмоциональное воздействие, использован впечатляющий прием трансформации пространства прямо на глазах у посетителей: перед началом заседания ограждение, отделяющее обходную галерею от конференц-зала, раздвигается и оба помещения соединяются вместе.
Интерьер Дома архитекторов организован по принципу замкнутой системы, полностью изолированной от городской суеты. Посетителям предоставлена возможность отрешиться от ежечасных забот и погрузиться в творческие проблемы профессии: темный низкий вестибюль, предназначенный для адаптации и создания соответствующего психологического настроя, играет роль разграничительного барьера между улицей и интерьером.
Кроме большого конференц-зала в Доме архитектора есть малая гостиная, рассчитанная на более тесное и длительное общение. В отличие от полностью изолированного зала заседаний, она освещена верхним светом.
Жилые дома
В конце 70-х годов наиболее ответственные в градостроительной композиции места стали застраивать отдельными жилыми домами по индивидуальным проектам. Начало положили два дома, находящиеся на крутом подъеме просп. К.Маркса к Октябрьской пл.
В месте пересечения центральной магистрали с ул. Дзержинского в 1976 г. по проекту архитектора П.Ниринберга и конструктора А.Бобровника возведен 18-этажный жилой дом башенного типа. Высотная композиция дома была продиктована градостроительной ситуацией. Здание находится в пределах зоны общегородского центра, на северо-западном склоне главного городского холма. Жилой дом задуман как одна из четырех вертикальных доминант, которые опоясывают вершину самого первого обжитого холма в Днепропетровске, образуя вокруг него своеобразное силуэтное обрамление. С противоположной стороны холма по оси просп. К.Маркса ему будет отвечать высотное здание, являющееся составной частью гостиничного комплекса "Рассвет".
Жилой дом представляет собой односекционный объем высотой 65 м. В двухэтажной стилобатной части размещен встроенно-пристроенный магазин "Дом книги". На каждом из 16 типовых этажей находится по 8 квартир: 2-однокомнатных, 4-двухкомнатных и 2-трехкомнатных. Здание запроектировано каркасно-панельным с сеткой колонн 4,5х6,0 м. Наружные стены представляют собой навесные керамзитобетонные панели с двухрядной разрезкой. На лицевую поверхность нанесен пластический декоративный рисунок, выполненный но авторскому проекту с последующей окраской стойкими силикатными красителями светло-серого тона.
Несколько ниже но склону, с другой стороны просп. К.Маркса, в конце 1970-х годов по проекту архитектора О.Чмоны был возведен 14-этажный трехсекционный жилой дом-пластина со значительной сдвижкой секции. В композиционном решении этих новых высотных жилых домов, возведенных на просп. К.Маркса, характерным является стремление разорвать сплошной фронт застройки улицы-коридора. Оба дома размещены на большом расстоянии от красной линии, причем 14-этажный развернут к проспекту торцом. Это единственный случай такой постановки жилого здания за всю историю существования главной улицы города. В результате удалось максимально удалить жилье от уличного шума, газов и пыли и создать благоустроенные подходы к зданию. Высокий расчлененный объем жилого дома, украшенный оригинальными балконами, служит заметным ориентиром, обозначающим трассу центрального проспекта, хорошо просматривается с различных точек городской территории, в том числе с левого берега. В архитектурном решении здания привлекает внимание активное цветовое сочетание красных стен с белыми поверхностями красиво выделяющихся балконов. Здесь впервые в Днепропетровске была применена отделка наружных стен лицевым силикатным кирпичом с пропиткой внешнего слоя кремнийорганическими красителями, придавшими поверхностям ровный матовый цветовой тон.
В самом центре просп.К.Маркса, недалеко от пересечения с ул.Ленина, на месте снесенного ветхого сооружения по проекту архитектора А.Недовизина в начале 1970 г. построен жилой дом. Его лаконичные фасады контрастно противопоставлены живописной окружающей застройке. Здание очень выделяется по высоте: оно, как минимум, в два раза выше своих соседей. Заслуживает внимания интересное решение включить в градостроительную композицию интерьеры первых двух этажей, отведенных под магазин "Лотос". Отход от красной линия дал возможность организовать перед зданием курдонер, который зрительно объединяется с интерьером магазина. Сплошное остекление от пола до потолка позволило создать иллюзию перетекания наружного пространства внутрь здания. Этому же способствует двухсветный объем торгового зала. Второй этаж расположен на антресолях - таким образом обеспечена максимальная визуальная связь интерьера с улицей. Пространство проспекта не только расширяется за счет площадки перед магазином, но и находит дальнейшее продолжение за прозрачным ограждением непосредственно в интерьере здания. Это особенно заметно в вечернее время, когда искусственное освещение полностью высвечивает весь интерьер с его красочным многоуровневым внутренним пространством, которое таким образом стало элементом градостроительной композиции. Что же касается самого магазина "Лотос", здесь следует отметить оригинальное дизайнерское оформление декоративного бассейна. Блоки стеклопрофилита, искусно сгруппированные, представляют собой живописный сверкающий кристалл, собранный из сугубо технических элементов. Этот прозрачный цветок растет прямо из воды, вызывая в нашем воображении представление о лотосе. Живописный символический лотос окружают вазы с живыми цветами. Вся красочная композиция многократно отражается в водном зеркале бассейна и в зеркальном потолке, удивляя смелостью и необычностью художественного замысла.
Новые жилые массивы
В создании неповторимости и своеобразия архитектурного облика города, наряду с реконструкцией старых городских районов, большое значение имеет художественная выразительность строящихся новых жилых массивов.
Из прибрежных жилых районов, созданных на намывных территориях. самым первым стал застраиваться жилой район Солнечный. Особенность местонахождения - близость к центру и реке - определила его бурное развитие. В начале 80-х годов было в основном завершено строительство последнего, самого важного участка, формирующего архитектурное лицо набережной левого берега Днепра - микрорайона Лазурный (архитекторы О.Хавкин, М.Кудрявскии, А.Щербакова, В.Сотников, Е.Яшунский, инженеры В.Турыгина, Л.Вульфович, В.Кокин, А.Левин).
Главным композиционным отличием этого района является то, что основные точки обзора находятся за его пределами: на мосту, на реке и противоположном берегу. Исходя из этого, набережная решена крупным ритмом протяженных домов, перемежаемых 16-17-этажными высотными вставками. Высотные акценты возведены по индивидуальным проектам, разработанным на основе изделий серии крупнопанельных жилых домов 1-464Д. На набережной предусмотрено создание широкой бульварной полосы.
Жилой массив Петровский, расположенный с восточной стороны западного промышленного узла, вверх по течению Днепра, был запроектирован из трех микрорайонов: Красный камень, Коммунар и Парус. Микрорайоны вытянуты в линию и формируют 3-километровый участок набережной. Три части жилого района отделены друг от друга улицами-бульварами с широкими полосами зеленых насаждений, раскрывающими внутреннее пространство района на Днепр. Планировочная структура микрорайонов расчленена пешеходными улицами, ведущими к центрам обслуживания, возле которых организованы остановки общественного транспорта.
Жилой массив Петровский прежде всего воспринимается с набережной. с акватории Днепра и транспортной развязки, находящейся в районе рекультивированного карьера, где разбит парк и создано искусственное озеро с фонтаном. Именно поэтому в самом начале массива возведена выразительная пластическая доминанта - жилой дом с развитым подиумом, где размещаются общественные учреждения (архитекторы О.Чмона, Л.Лучиник, Н.Богданова, С.Рогочий, З.Шиенко, конструктор Б.Медгауз).
Объемно-пространственная композиция сооружения состоит из разновеликих 12-14-16-этажных объемов жилой группы, образующих подковообразную структуру, объединенную платформой первого этажа.
Внутри платформы размещаются помещения филиала городской публичной библиотеки. На ее крыше - внутреннем дворе, раскрытом в сторону Днепра, - устроены висячие сады, различные площадки для отдыха детей и взрослых. Это здание является начальным звеном своеобразнейшего архитектурного ансамбля, состоящего из целой цепи аналогичных домов, огибающих общественный центр, который должен разместиться на скальных берегах искусственного озера.
Самый значительный в архитектурном отношении прибрежный жилой массив - Победа. За его создание авторы П.Ниринберг, Н.Розанов, О.Хавкин, Е.Яшунский, А.Воловик, В.Гудзь были удостоены Государственной премии СССР 1983 г. Жилой массив Победа находится в юго-восточной части города в нижнем течении Днепра, на месте обширной мелководной лагуны, которая была ликвидирована путем гидронамыва.
Понадобилось более 8 млн. м3 грунта, чтобы отвоевать у поймы реки строительную площадку. На территории в 150 га, начиная с 1971 г., возведены жилые дома общей площадью 845 тыс. м2, в которых живет 66 тыс. человек.
В плане район представляет собой сегмент, ограниченный дугой - просп.Героев и хордой - набережной Победы, разделенной на две части бульв.Славы. В местах пересечения их созданы две площади: на севере - Победы и на юге - Южная. Кроме того, на пересечении бульв.Славы и просп.Героев сформирована пл.Маршала Жукова, а с набережной Победы - пл.Вучетича. Таким образом, градостроительная композиция района строится на основе трех магистралей и четырех площадей.
Жилые группы района Победа образуют небольшие уютные, композиционно обособленные пространства, связанные пешеходными аллеями с детскими учреждениями и школами, вынесенными за пределы жилых дворов. Несмотря на идентичность жилых групп, их объемно-пространственная организация различается постановкой в глубине разноэтажных (в 12, 14, 16 этажей) и различных по протяженности домов. Детские учреждения и школы типовые; школы сгруппированы попарно, что позволило объединить их спортивные зоны в спортивный комплекс большой мощности, оснастив современным оборудованием. В непосредственной близости от района (у пл.Победы) находится больничный городок (поликлиника, больница для взрослых и детей, родильный дом). Объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания образуют современную развитую систему, размещенную вдоль линий общественного транспорта и пешеходных путей. Основная часть обслуживающих предприятий находится в центре района - на стыке двух микрорайонов на бульв. Славы, который приобрел двойственное значение: прогулочной аллеи и торговой улицы. Кроме того, сфера услуг дополнена вспомогательными предприятиями бытового обслуживания (отделения связи, аптека и др.), расположенными на просп. Героев и набережной Победы. Когда все объекты обслуживания достигнут проектных параметров, бульв. Славы, просп. Героев и набережная Победы приобретут характер протяженных общественно-торговых центров, приближенных к транспортным коммуникациям городского района, в которых будут удовлетворяться и периодические, и ежедневные потребности населения.
На обособленной территории размещены коммунальная зона - районная котельная и крупный комплекс кооперативных гаражей, встроенных в откос железнодорожной насыпи и террасами спускающихся к склону глубокого оврага.
Заслуживает особого внимания выразительность архитектурного облика массива Победа, те индивидуальные черты, которые выделяют его из числа других жилых районов. Внести неповторимость в типовое - одна из самых важных сложных задач современной архитектурной практики. При создании массива Победа особенно трудным оказалось преобразить типовые фасады жилых домов. Авторский коллектив сумел опровергнуть мнение о том, что невозможно создать яркий индивидуальный образ жилого здания средствами панельного домостроения. Было разработано оригинальное оформление фасадов крупнопанельных жилых домов 90-й и 464-ой серии. Белые паруса-экраны лоджий эффектно украсили дома, находящиеся в прибрежном ландшафте. Изобразительный язык архитектурных форм продемонстрировал всю свою наглядную убедительность. Эти дома с лоджиями-парусами, поставленные в наиболее ответственных градостроительных узлах, определили лицо всего района. Символичный парус на фасаде жилого дома оказался простым и сильным средством эстетической выразительности. Для создания различных по конфигурации, протяженности, этажности и пластике жилых домов были разработаны специальные блок-секции (угловые, поворотные, со сквозными проездами, с встроенно-пристроенными помещениями культурно-бытового назначения).
Создатели жилого района Победа стремились к неповторимости, выразительности района в целом и отдельных его ансамблей. Въезд в район из города начинается с пл.Победы. Она расположена на изломе береговой линии, в створе Тоннельной балки и представляет собой развитый транспортный узел, где переплетаются набережная Победы, просп.Героев и ул.Космическая. Группе 28-этажных жилых домов из монолитного железобетона, расположенных на площади, отведена, пожалуй, одна из самых ответственных ролей в архитектурной композиции всего района. Возведенный одним из первых 28-этажный дом-башня является доминантой и композиционно "держит" всю площадь, акцентируя узел пересечения основных магистралей, связывающих жилой массив Победа с другими районами города. Мощная вертикаль активно противостоит широким горизонтальным лентам автомобильных дорог и развязок. Пластичный выразительный облик здания демонстрирует богатые композиционные возможности строительства из монолитного железобетона - его оригинальная форма напоминает гигантский сталагмит, выросший из земли. Это впечатление усиливается рисунком сложного расчлененного завершения кровли.
Высотный дом имеет 27 жилых этажей. На каждом этаже девять квартир: три - однокомнатные, три - двухкомнатные и три - трехкомнатные. Двух- и трехкомнатные квартиры ориентированы на две стороны горизонта. В каждой квартире есть глубокая и просторная лоджия. Первый (28-й по счету) этаж отведен только под вспомогательные помещения, здесь размещены: пункт приема заказов универсама, хозяйственные кладовые, колясочная и велосипедная. Высотный дом имеет развитый узел вертикальных коммуникаций - он оборудован четырьмя пассажирскими и одним грузопассажирским лифтом.
Неординарно и конструктивное решение дома (инж. А.Е.Бобровник) со стенами из монолитного железобетона, возведенными в скользящей опалубке. Несущие конструкции (стены и перегородки) образовали многоячеистую коробчатую структуру. Системой сквозных коридоров здание в плане разделено на пять блоков. По высоте каждый такой блок представляет собой как бы тонкостенный полый стержень. В двух местах, в пределах технических этажей, расположенных над 12-м и 28-м этажами, смежные блоки здания объединены ригелями-диафрагмами, находящимися в створе поперечных стен и являющимися их продолжением. Таким образом, конструктивная схема представляет собой совокупность тонкостенных "стержней", объединенных в систему междуэтажными перекрытиями и диафрагмами жесткости в уровне технических этажей.
Привлекает внимание необычная полукруглая форма ограждений лоджий, которая явилась следствием технологии возведения здания в скользящей опалубке.
От пл.Победы вглубь жилого района ведет его главная улица - просп.Героев. Напряженная дуга магистрали выявлена и подчеркнута архитектурными средствами: изгиб дороги как бы повторяется в криволинейном фасаде 9-этажного жилого дома длиной почти в 1 километр. Он словно отгораживает новый район от малоэтажной, старой застройки на склоне холма Запорожского района, подчеркивая естественную, созданную рельефом границу. С эстетической точки зрения в типовую секцию этого дома были внесены коррективы: невыразительный и немасштабный объем машинного отделения лифта на кровле заменен полноценной надстройкой, что очень важно для силуэта такого протяженного дома. В результате в участках десятого этажа устроены квартиры в двух уровнях.
Со временем композиционная насыщенность проспекта в районе этого дома увеличится - к нему будут пристроены двухэтажные блоки общественного назначения.
Начинаясь у пл.Победы, километровый жилой дом доходит до пл.Маршала Жукова, которая находится приблизительно посередине просп.Героев. Эта площадь фланкируется двумя группами 16-этажных жилых домов. Особый интерес представляют способы объединения отдельных зданий в целостную композицию. В отличие от группы трех 28-этажных домов на пл.Победы (находясь в группе, они не теряют своего самостоятельного значения, т.е. при любых условиях воспринимаются как совокупность отдельных зданий), в группе, которая состоит из трех 16-этажных домов-пластин (серия 90) и фланкирует северо-западный угол пл.Маршала Жукова, здания настолько близко придвинуты друг к другу, что потеряли самостоятельное значение и воспринимаются как новая форма, напоминающая трилистник. При приближении к этому комплексу зданий постепенно обнаруживается пространственная разобщенность составляющих его элементов (зданий), что привносит своеобразие в эстетическое восприятие комплекса, состоящего как бы из двух архитектурных форм, каждая из которых проявляется в зависимости от расстояния, на котором находится наблюдатель.
На другом, юго-западном углу пл.Маршала Жукова находится протяженное здание, составленное из нескольких 12-этажных жилых домов. Здесь идея объединения одинаковых зданий проведена еще более определенно: пространственные зазоры между домами заполнены открытыми пожарными лестницами. В результате единство формы воспринимается однозначно, хотя мысленно ее массу легко разобщить на отдельные составляющие элементы. Благодаря тому что секции оторваны друг от друга, сохраняется ажурный характер жилого комплекса; в то же время разобщение их не доведено до конца: словно гигантской зигзагообразной строчкой "сшиты" они между собой лестничными маршами на высоте от 5-го до 12-го этажа. В данном случае пожарная лестница помимо чисто функционального назначения играет важную эстетическую роль.
Протяженный 12-этажный жилой дом визуально уравновешивает высотную композицию из 16-этажных зданий на противоположном углу площади и, в то же время, усиленный развитым стилобатом встроенно-пристроенных предприятий торговли и питания, служит четким ориентиром, обозначающим направление бульв.Славы.
Этот жилой комплекс, предназначенный для малосемейных, - крупнейший в городе. Его 12-этажные блочно-панельные дома имеют типовые этажи, на которых расположены по 9 однокомнатных квартир. На первом этаже их только четыре - остальные заняты магазинами и кафе. Встроенно-пристроенные одноэтажные здания разделены внутренними хозяйственными двориками, предназначенными для разгрузки автомашин, что исключает пересечение путей движения грузового транспорта с пешеходными потоками внутри жилого двора.
Четвертый вид компоновки жилых домов в единый комплекс (по степени связанности его отдельных элементов) основан на непосредственной стыковке. В этом случае "блоки" здания уже не воспринимаются как самостоятельные. Несколько таких домов формируют архитектурный силуэт набережной Победы. Для них были специально разработаны варианты блокировки секций различной этажности (12, 16, 17 этажей), а также элементы соединения секций со смещением. К этим высотным комплексам пристроены одноэтажные блоки бытового обслуживания (аптека, отделение связи, сберкасса и др.). Четыре таких комплекса, словно гигантские вехи, обозначают пространство пл.Вучетича, где расположен самый крупный общественно-торговый центр района, состоящий из кинотеатра, универмага и ресторана. Кинотеатр "Салют" уже построен (архит. В.Сотников), его главный фасад обращен в сторону Днепра. Своеобразие сооружения, построенного по типовому проекту, заключается в оригинальном цветовом решении фасадов: глухой вертикальный объем зрительного зала, отделанный розовым армянским туфом, контрастирует с горизонтальными полосами стен фойе из светло-серого инкерманского камня; цветовую гамму дополняет красный гранит широкой наклонной плоскости - им облицована парадная наружная лестница, ведущая в кинотеатр. Современные архитектурные формы, для которых стала привычной "одежда" из стекла и бетона, оказались выполненными в традиционных, естественных материалах, что привело к удивительному эффекту - знакомый тип здания неожиданно преобразился под необычной и удачной архитектурной отделкой.
В будущем, чтобы усилить выразительность фасадов здания, его предполагается композиционно "погрузить" в распластанную структуру общественно-торгового центра, включив в него кинотеатр как составной элемент.
Художественным средством решения благоустройства территории общественного центра служат зелень и вода. Бассейн на травяном газоне - архитектурный элемент, непосредственно входящий в объемно-пространственную композицию здания. Он оборудован цвето-музыкальной установкой и пользуется большой популярностью у жителей. Группа высотных жилых домов на набережной им.Победы.
Архитектурное значение набережной Победы выходит за пределы района и распространяется на город в целом. Он является непосредственным продолжением центральной набережной им.В.И.Ленина, составляя магистраль, суммарной длиной превышающей 24 км. Набережная Победы - 6-километровый участок правобережной набережной Днепропетровска - имеет свое индивидуальное лицо, она лишена традиционной каменной стенки. Проходящая вдоль берега улица отделена от воды широким песчаным плесом. По сути дела, вдоль всей длины жилого массива тянутся прекрасные пляжи - место для отдыха населения. Благоприятная атмосфера уюта и отдыха, созданная в жилом районе, во многом обязана удачному озеленению территории. Оно представляет собой отдельное звено единой мощной цепи зеленых насаждений, включающей "зеленую подкову" центрального холма с парками им.Т.Г.Шевченко, водно-оздоровительную зону с островами на Днепре, бульвар набережной Победы и байрачные парки Запорожской и Тоннельной балок.
Озеленение нового жилого массива осуществлено по принципу утопания в зелени, который является закономерным продолжением издавна сложившейся в городе исторической традиции. Дендрологическую основу составляют аборигенные породы. Зеленое строительство бульв.Славы, площадей Победы и Южной ведется путем контрастного сочетания плотных групп крупных деревьев с высокой кроной и низко подстриженных газонов, что обеспечивает глубинность обзора. Озеленение внутримикрорайонных пешеходных улиц, площадок и зон отдыха, детских городков рассчитано на создание уютных затененных пространств, защищенных от дискомфортных зимних ветров. Здесь широко использованы посадки невысоких густых деревьев, способных организовать кулисы, расчленить пространство.
Представляется очень интересной попытка озеленить и благоустроить территорию вокруг заброшенного гранитного карьера, заполненного родниковыми водами, который находится в непосредственной близости от Южной пл. Архитектурно-планировочные приемы благоустройства сквера (архит. Л.П.Халявский) направлены на выявление и усиление уникальных особенностей участка - живописности водоема и скульптурной пластичности его скальных берегов.
В композицию парка включены выразительные дальние планы окружающего ландшафта: акватория Днепра и Самары, долина Запорожской балки, силуэт холма "Безымянная высота". Укрупненный масштаб элементов благоустройства, организующая площадь вокруг водоема, приподнятые просторные плоскости нарядных травяных газонов с группами редко стоящих деревьев особо ценных пород, крупные декоративные вазы для цветов вместе с трехструйным водопадом подчеркивают торжественный характер композиции.
Широкие лестницы и террасы, декоративные подпорные стенки, альпинарии, моделируя искусственный рельеф, членят сквер на возвышающиеся друг над другом ярусы, образующие импровизированный амфитеатр с садовыми скамейками для зрителей. Партерное озеленение способствует композиционному объединению пространства сквера с архитектурным пространством жилых групп, обеспечивая частичную визуальную изоляцию зоны отдыха высокими группами декоративных деревьев.
Говоря о благоустройстве территории массива Победа, нельзя не отметить архитектуру малых форм. Особый интерес они представляют в художественном оформлении детского сада "Солнышко". В настоящее время обозначилось целое направление создания детских площадок в виде сказочных городков. Художники выполнили функциональные элементы (качели, горки, навесы и др.) как игровую скульптуру, придав им стилизованную форму машин, кораблей, ракет и т. д. Игровое оборудование отличается оригинальностью, предопределяя положительную оценку архитектурной среды в целом, которая как бы подсвечена яркой красотой произведений дизайнерского искусства.
Относительная удаленность района от мест приложения труда и центра компенсируется развитой сетью общественного транспорта, включающего такой экзотический вид как речной трамвай.
Массив Победа является важным композиционным звеном архитектурного ансамбля, находящегося на одном из семи холмов правобережной части Днепропетровска. Вышележащий склон займет массив Запорожский, на терассе раскинется Сокол; на вершине холма расположится жилой район Тополь. Бульв.Славы пересечет все районы снизу вверх, будет служить для них единой осью. Таким образом положено начало формированию одного из ведущих ансамблей речного фасада города.
Бульвар, поднимаясь на гору, соединяет массив Победа с жилым массивом Сокол, находящимся на склоне холма. Архитектурно-пространственная композиция массива Сокол учитывает возможность его зрительного восприятия извне, с далеких перспектив на путях подхода к району: снизу - со стороны массива Победа и сверху - с дороги, ведущей к жилому массиву Тополь.
Первый завершенный микрорайон Сокол-1, созданный по проекту архитекторов В.Сотникова и Э.Ва.гмана, представляет собой группу из 15 точечных домов, каждый из которых полностью облицован голубой или желтой глазурованной плиткой. Снаружи эти яркие цветные столбы окружены сплошной светло-серой стеной протяженного дома, отдельные секции которого ступенями размещаются по рельефу местности. Сдвижка секций по вертикали подчеркнута коричневой керамической полосой, опоясывающей все здание, ее выразительные изломы придают цветовому решению динамику и экспрессию.
Жилой массив Тополь (архитекторы О.Хавкин, В.Сотников, Э.Вагман, В.Товстик) находится на высокой юго-восточной окраине юрода. Тоннельная балка подбирается к самой запорожской трассе, раскрывая вид на массив с далеких перспектив, включая берега Днепра. Расположенный на важнейшей междугородной трассе, жилой район служит въездом в Днепропетровск, определяя самое первое и наиболее запоминающееся впечатление об архитектуре города.
Композиционное решение жилого образования имеет большое градостроительное значение, завершая формирование одного из самых высоких холмов правого берега реки. Эти условия определили основной архитектурно-художественный прием застройки Запорожского шоссе домами повышенной этажности. Зрительное восприятие зданий с движущегося транспорта - существенный фактор, который был, пожалуй впервые, серьезно принят во внимание в масштабах городской практики и нашел конкретное отражение в архитектурно-планировочной структуре жилых сооружений. Дома, выходящие на трассу, выполненные по проекту авторского коллектива, возглавляемого архитектором Ю.Худяковым, имеют сложную расчлененную композицию и развернуты по отношению к дороге. В процессе движения открываются неожиданные ракурсы и виды, сменяющие один другой.
Жилой массив Тополь будет состоять из трех микрорайонов. Функциональное зонирование предполагает такую систему связей, в которой центральным стержнем, объединяющим все его элементы, служит пешеходная аллея. Общественное обслуживание осуществляется по схеме: транспортная остановка - магазин - детское учреждение - жилой дом. Учитывая, что жилой массив примыкает к магистралям городского и районного значения, торговые предприятия расположены вдоль этих магистралей, вблизи остановок общественного транспорта. Детские ясли-сады, школы, детские спортивные площадки выходят в сторону пешеходной аллеи.
В настоящее время строительство жилого района Тополь ведется в полную силу, освоена значительная часть его территории.
Парки
В современном архитектурном облике Днепропетровска парковое искусство играет заметную роль. Сейчас в распоряжении горожан находятся 8 крупных парков: им.Т.Г.Шевченко, В.П.Чкалова, В.И.Ленина, Ю.Гагарина, В.Дубинина, Б.Хмельницкого, М.И.Калинина и Севастопольский парк. Первые два - самые старые и наиболее значительные - занимают ведущее положение в системе зеленых насаждений города, находясь в пределах городского общественного Центра. Была предложена единая программа специализации этих двух центральных парков с тем, чтобы они не столько дублировали, сколько дополняли друг друга. В соответствии с этим парк им.В.П.Чкалова взял на себя функцию фестивально-выставочного центра, а парк им.Т.Г.Шевченко сохранил за собой назначение традиционного многопрофильного парка культуры и отдыха.
Территория парка им.Т.Г.Шевченко занимает два участка - нагорный и островной. Нагорная часть, расположенная на красивейшем склоне правобережного холма, связана пешеходным прогулочным мостом с живописным Комсомольским островом.
Авторы реконструкции Е.Яшунский и Л.Халявский эффектно использовали особенность рельефа, позволяющую обозревать одну часть парка из другой. Поверхность земли, словно лист бумаги, согнута в месте, где протекает днепровский рукав. Террасное построение позволяет открыть красивые виды на речные дали и остров. Перепад рельефа использован для разграничения отдельных зон парка и таким образом не нарушаются визуальные связи между элементами композиции. С большой тщательностью проведено художественное формирование ландшафта: умело намечены видовые площадки, удачно определены конфигурации лужаек и декоративных посадок, созданы выразительные композиции из естественного камня.
Два памятника - Т.Г.Шевченко и "Скорбящая" - стали идейными и композиционными акцентами парка.
На верхней террасе - памятник студентам, погибшим в Великой Отечественной войне. Над высоким обрывом стоит скульптура девушки, склонившей голову в скорбной печали. Неожиданно смелым обобщением формы авторы достигли парадоксального художественного эффекта - не верится, что хрупкая девичья фигура высечена из массивного камня. В глубоко личностном прочтении патриотической темы - бесспорная творческая удача скульпторов К.Чеканева, А.Сытника, В.Щедровой и архитектора И.Нескоромного, создавших "Скорбящую" в 1967 г.
Внизу на острове, установлен крупнейший на Украине памятник Т.Г.Шевченко, созданный И.Знобой, В.Знобой и архитектором Л.Ветвицким. Высота скульптуры достигает 10 м, вес отливки превышает 65 т. Памятник рассчитан на преимущественное восприятие с широких просторов реки. В этом его особенность. Авторы использовали иллюзию, создаваемую течением воды: кажется, что фигура поэта движется навстречу течению.
Выставочный характер парка им.В.П.Чкалова предопределен давней традицией. Еще в 1910 г. здесь проходила Южнорусская областная выставка. В настоящее время территория парка стала излюбленным местом для проведения торжеств и праздников общегородского значения. Здесь устраиваются новогодние елки, молодежные фестивали, выставки цветов. Планировка парка, выполненная в начале 1950-х годов, уже в середине 70-х не удовлетворяла возросшим требованиям. Поэтому в 1976 г. архитекторам Е.Яшунским, Л.Халявским, А.Пухаленко был предложен проект реконструкции с целью упорядочения функции парка, ограничив ее фестивально-выставочным назначением.
Так была заложена основа формирования парка нового типа. Основная планировочная особенность его заключается в наличии крупной парковой площади - своеобразного зала под открытым небом, вмещающего до 50 тыс. чел. В новой планировочной структуре тщательно продуман график движения посетителей внутри парка, успешно решен вопрос эвакуации больших масс людей за его пределы.
Парковый ландшафт, как бы самой природой предназначенный для фестивальной функции, представляет собой огромный амфитеатр с односторонним крутым откосом. Внизу находится озеро с островом, на котором сооружена летняя крытая эстрада. Горизонтальная поверхность парка засеяна обширным травяным газоном. Она является композиционным ядром, сюда ведут все аллеи, здесь организуются зрелищные и выставочные мероприятия. Периферия парка окружена плотным кольцом высоких деревьев, отгораживающих территорию от близлежащих улиц и городской застройки. Рельеф местности позволяет обозревать центр парка с верхних отметок, видеть всю зрелищную часть в целом с разных точек и в различных ракурсах.
На одной из нижних террас в центральной части парка им.В.П.Чкалова установлен памятник запорожскому казаку Лазарю Глобе, основателю первых парков Днепропетровска, ровесников города. Скульптура теплотой и мягкостью линий передает благодарное отношение потомков к предкам, стремившимся сделать нашу землю цветущей и прекрасной не только для себя, но и для будущих поколений (скульптор Э.Курилев).
Систему зеленых насаждений городских парков дополнят озелененные участки спортивных сооружений и площадок. Спортивная база Днепропетровска в настоящее время сосредоточена в двух зонах. Первая находится в районе комплекса "Метеор" со стадионом, носящим то же название. Этот спорткомплекс начал формироваться еще в 1960-е годы и в настоящее время стал одним из крупнейших в республике. Территория, которую он занимает, превышает 20 га. Здесь размещены сооружения для занятий практически всеми видами спорта. Завершит этот грандиозный спортивный городок уникальный Дворец спорта с универсальным трансформирующимся залом, который позволит проводить соревнования по зимним видам Спорта - хоккею на льду и фигурному катанию. Малая ледовая арена для тренировок фигуристов построена в 1980 г. и успешно функционирует.
Вторая спортивная зона, предназначенная преимущественно для водных видов спорта, начинается за Комсомольским островом и тянется вдоль набережной Днепра на протяжении 6 км вниз по течению реки. Первые сооружения появились здесь в 1960-е годы, во время создания спортивного техникума, преобразованного затем в институт физкультуры. Сейчас ведется строительство олимпийского гребного канала. Архитектурный образ гребного канала с трибунами и вспомогательными сооружениями задуман как ажурное кружево, брошенное на водную гладь Днепра. Он будет хорошо виден сверху с многочисленных береговых террас и подвесной канатной дороги, переброшенной с правого берега реки на Комсомольский остров.
Эпилог
1970-е - начало 1980-х годов - время наиболее интенсивного строительства за всю историю существования Днепропетровска.
В настоящее время Днепропетровск представляет собой протяженный - вытянутый по обеим берегам Днепра на 33 км, шириной до 22 км - линейный город. За последние полтора десятка лет произошла удивительная метаморфоза в его планировке. Радиально-кольцевая замкнутая схема, заложенная в генпланах, начиная с 1933 г. претерпела существенное качественное изменение - превращение в открытую линейную систему, в полном соответствии с общими современными тенденциями развития крупнейших городов. С помощью гидронамыва была осуществлена быстрая и в высшей степени эффективная подготовка площадок под строительство на пойменных террасах в прибрежной зоне. На искусственно образованных и не требующих сноса существующего жилья территориях появились не предусмотренные генпланом крупные жилые массивы: Победа, Лазурный, Красный камень, Коммунар, Парус; проектируются Фрунзенский и Воронцовский. Приближение новых селитебных образований к Днепру г одновременным размещением промышленных зон по внешней, наиболее удаленной от реки городской черте, привело к созданию новой планировочной системы города. В результате в Днепропетровске был осуществлен переход от радиально-кольцевой к линейно-узловой структуре, развитие которой шло вдоль Днепра.
Новой качественной ступенью градостроительного развития можно считать распространение на левый берег Днепра общегородского центра. Непосредственно вслед за городом перешагнула на другую сторону реки и центральная часть. Это - важный и существенный момент в формировании современной планировочной структуры города.
Днепропетровск, начинавшийся на вершине высокого холма, затем известный как город на трех, потом на четырех холмах, сейчас расширил свои границы за счет освоения еще трех новых возвышенностей правого берега реки. Членение планировочной структуры совпадает с характерными особенностями рельефа местности, рождая неповторимое архитектурное качество. Каждый из районов имеет уже сложившуюся мощную композиционную ось - парную магистраль, которая включает общественную зону, протянувшуюся вдоль гребней холмов перпендикулярно к береговой линии. В настоящее время полностью завершены композиционные пары в районе второго, третьего и четвертого холмов, образованные улицами Либкнехта и Короленко, Чечерина и Рабочей, Орловской и Выборгской.
Теперь, когда массовая застройка стала многоэтажной, именно благодаря архитектуре стал зримым уникальный природный ландшафт города. Здесь сложилась редкая ситуация: значительная часть города, расположенная на наклонной поверхности береговых склонов, видна с акватории Днепра как на ладони. Двигаясь по руслу реки, можно увидеть Днепропетровск приблизительно в тех же ракурсах, в каких другие города доступны для обозрения только с борта самолета. В этом заключается его удивительная и уникальная градостроительная особенность.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Центральний ринок (Озерка), 1960-е гг. |