Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Гений места. Лоцманская столица


Герб пос. Лоцманская Каменка

Хоругва пос. Лоцманская Каменка

Днепровские пороги

Ненасытинские пороги

Днепровские пороги

Пороги

Кодакский порог

Кодакский порог на Днепре

Закат на Днепре. Лоцманская Каменка

Вид на Днепр в районе Старых Кодак. Остров Кодачек

На берегу Днепра. Возле ж/м Лоцманская Каменка

Справа - остатки укрепланий Кодакской крепости

Вид с Южного моста на Лоц-Каменку

Южный мост, ж/м Лоцманская Каменка

Балка между ж/м Лоцманская Каменка и Победа
Лоцманская Каменка, или просто Лоц-Каменка. Сейчас это небольшое село на южной окраине Днепропетровска. В прошлом - центр уникальной полулегендарной профессии. Лоцманы - знаменитые перевозчики через Днепровские пороги - известны со времен Средневековья. Несколько столетий здесь складывались особые профессиональные и культурные традиции, память о которых сохранилась и теперь.


ЛОЦМАНЫ - ПРОВОДНИКИ ПО ДНЕПРОВСКИМ ПОРОГАМ

Запорожский казак Никита Корж в "Устном повествовании" (опубликовано в Одессе в 1842 г.) утверждал, что слобода Лоцманская Каменка названа так в честь первого поселенца, некоего Лоцмана. Конечно же, это собирательный образ всей лоцманской общины перед днепровскими порогами. В названии слободы Лоцманская Каменка запечатлелись и сами Днепровские пороги, и название профессии тех, кто служил единственным проводником через эту природную преграду.

Лоцман - (голландское loodsman, от голландского loodsen - вести корабль) - специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия плавания. От этого же корня происходит и слово "лоция" - руководство для судовождения в определенном бассейне с подробным описанием его навигационных особенностей.

Сейчас уже трудно представить, что на протяжении тысячелетий рельеф Днепра между Днепропетровском и Запорожьем был совсем не таким, как сейчас. Днепровское водохранилище, "рукотворное море", воды которого свободно разлились на несколько десятков километров, существует всего чуть больше 70 лет. Оно образовалось в 1932 г., когда была достроена плотина Днепрогэса. А до этого тысячелетиями путь водам Днепра в этом месте преграждали знаменитые пороги - выходы скальной породы, которых начитывалось девять. Кодацкий, Сурский, Лоханский. Звонецкий, Ненасытецкий, Вовнигский, Будиловский, Лишний, Вильный. Первый порог - Кодацкий - находился напротив села Старые Кодаки в окрестностях Днепропетровска.

Писатель Виктор Шкловский сказал о порогах так: "Днепр при сотворении мира был перерезан порогами на 2 части, и поэтому большие пароходы на нем не жильцы". Перед порогами грузы приходилось вытаскивать из воды; сухопутным путем их транспортировали до острова Хортица, где они вновь могли следовать водным путем до самого устья Днепра. Участок перед порогами называли "ключом" к контролю над степным регионом. В Новое время здесь возникают казацкий город Самарь, польская крепость Кодак, а затем и российская "южная столица" - Екатеринослав.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСЕЛЕНИЕ ЛОЦМАНОВ

Еще после строительства Старого Кодака (1635 г.) на месте нынешней Лоц-Каменки возникли зимовники. Устойчивое заселение местности началось с 1750 г.

По приказу Запорожского Коша сюда перевели часть лоцманов из Ненасытецкой береговой стражи "гребной флотилии" (Ненасытецкий порог находился напротив современного села Войсковое).

Примечательно, что лоцманство как организация стало складываться уже после присоединения края к Российской империи. Экономическая активность требовала упорядочить и улучшить судоходство по Днепру. Строительство городов в нижнем течении Днепра требовало массы лесного материала с верховьев Днепра. Наместник князь Потемкин поручил заниматься вопросами судоходства своему помощнику, полковнику Леонтию Фалееву. Тот предложил проект устройства каналов в обход самых больших порогов, который был частично реализован. Но каналы эти вскоре обмелели. Фалеев также принялся формировать организацию лоцманов. В 1785 г. 42 человека вызвались постоянно проводить суда через пороги. А через два года в лоцманы "записалось" уже 120 человек. В 1787 г. произошло многократно описанное событие - лоцманы переправили через пороги флотилию императрицы Екатерины II в составе более 80 судов. Атаман Мусий Пивторак и его помощник Непокрытенко были щедро награждены царицей. После этого 19 декабря 1787 г. Потемкин "предложил" местной Казенной Палате поселить лоцманов в количестве 121 человек в Каменке под командой полковника Фалеева. Он приказал освободить лоцманов от казенных налогов и от рекрутской повинности. Обязанностью лоцманской общины было расчищать русло реки и проводить суда от Каменки до Кичкаса и Хортицы. Определили им и жалованье - 25 рублей в год. Скоро лоцманов было уже 673 человека. С течением времени лоцманская община расширялась. Указом 1811 г. в лоцманы были определены все поселяне Каменки и Старого Кодака от 20 до 60 лет. А еще всех лоцманов поделили на три "статьи": первой статьи - проводят суда и плоты; второй статьи - плоты; третьей - "при излишестве их поступают добавочными рабочими на суда и плоты по вольному найму".

Лоцманская община - наследница казачества - была основана на демократических началах. Дважды в год - перед открытием навигации и перед ее завершением - община поселка проводила общее собрание, решала основные вопросы и избирала атамана, его помощника, скарбника и писаря.

Постепенно оформилась и слобода лоцманов - Лоцманская Каменка. Первый "молитвенный дом" появился здесь в 1784 г., в 1794 г. построили церковь, а в 1874 г. возвели новую. Слобода - потому, что жители были освобождены от общих казенных повинностей. Лоцманы были самоуправляемой единицей, приписанной к Министерству путей сообщения, и только в 1879 г. их передали в подчинение "местным учреждениям".

Именно в Лоцманской Каменке с древнейших времен наши предки проводили водомерные наблюдения уровня воды Днепра. Водомерный пост на Каменоватом острове у Лоцманской Каменки известен еще со времен запорожцев. С середины XIX века водомерные наблюдения приобретают системный характер, а результаты их публикуются в научной литературе и используются географами России и зарубежья. Пост существует и сейчас. "Этот пост - древнейшая гидрометрическая реликвия на территории нашей страны и Европы" ("Зеркало недели". - 1996. - № 48).

Во второй половине XIX - начале XX вв. лоцманы зарабатывали тем, что проводили через пороги до острова Хортица торговые суда и плоты с древесиной. Большую часть грузовых перевозок взяли на себя железные дороги. В 1872 г. в Лоц-Каменке проживало 2022 человека "обоего пола". В 1908 г. на средства общины в Лоц-Каменке построили двухклассную земскую школу.

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК. "МИР… ЧРЕЗВЫЧАЙНО ИЗМЕНЯЕТСЯ…"

После установления Советской власти Лоц-Каменка жила вполне патриархальной жизнью. Очевидец в конце 1920-х гг.: "Поехали на лодке в Лоцманскую Каменку и тут на берегу нашли лоцмана. В доме разрисованный зеленый сундук на колесах 18 века, фольговая икона и бумажные венки на потолке; полы, посыпанные травой". В 1925 г. в селе жили 4405 человек.

Начало тридцатых годов ХХ века стало коренным переломом в жизни Лоцманской Каменки. Уже цитированный Виктор Шкловский (рассказ "60 дней без службы"): "Мир, в котором мы сейчас живем, чрезвычайно изменяется. И пороги, через которые я ехал - это пороги учреждений, которые ликвидируются; они сливаются по старому советскому обычаю и превращаются в Днепрострой с падением в 36 метров". В 1932 г. заработал на полную мощность Днепрогэс, и древняя профессия лоцмана оказалась не нужна - в одночасье. Поднявшаяся вода затопила не только пороги, но и близлежащую к реке часть самой Лоц-Каменки.

Григорий Омельченко, автор воспоминаний о днепровских лоцманах, вспоминал, как Дмитрий Яворницкий говорил его отцу, тоже лоцману, в 1930-е гг.: "Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава". И только один раз пороги снова показались из воды - в 1941 г., когда был взорван Днепрогэс. На короткое время профессия лоцмана снова оказалась востребованной, но после восстановления плотины и мирной жизни - отошла в историю, стала предметом сказаний и легенд.

Еще один "вызов" современности - к территории села все ближе подступала застройка промышленного мегаполиса. Во второй половине ХХ века расположенная на холме Лоц-Каменка стала свидетелем того, как на месте залива намыли огромный песчаный массив и быстрыми темпами принялись возводить жилые дома. К восьмидесятым годам древняя лоцманская слобода и вовсе оказалась на окраине огромного жилого массива "Победа", по соседству с кварталами многоэтажек.

Последний раз город активно "вторгся" в пределы слободы, когда потребовалось снести несколько усадеб для устройства транспортной развязки перед Южным мостом (открыт в 2000 г.).

РОДИНА ПАРТИЗАНСКИХ КОМАНДИРОВ И МИНИСТРОВ

В Лоцманской Каменке в 1901 г. родился легендарный генерал, дважды Герой Советского Союза Алексей Федорович Федоров (1901 - 1989). Строго говоря, в Лоц-Каменке Федоров воспитывался с самого раннего детства. Он происходил из "заведенских" - сироту подкинули в приют ("заведение") Екатеринославской земской больницы. Отсюда его взяла на воспитание семья лоцмана Максима Костыри. Федоров воевал в Красной Армии, в двадцатые работал на строительстве железных дорог. Перед войной Федоров работал уже первым секретарем Черниговского обкома КП (б) Украины.

Заслуга Федорова в том, что он стал одним из самых активных организаторов партизанского движения в оккупированной Украине. Федоров командовал Черниговско-Волынским партизанским соединением, был первым секретарем Черниговского и Волынского подпольных обкомов КП(б)У. Его отряды уничтожали живую силу противника, взрывали мосты, эшелоны, склады, заводы, использовавшиеся немецкими войсками, издавали большими тиражами листовки. Соединения Федорова сначала действовали в Черниговском Полесье, но с 1943 г. передислоцировались на Волынь. Здесь только за девять месяцев было уничтожено 549 эшелонов неприятеля. Гитлеровцы для борьбы с отрядами Федорова неоднократно снимали с фронта части, усиленные бронетанковой техникой и артиллерией, но тщетно… Дважды, в мае 1942 г. и в январе 1944 г. Федорову было присвоено звание Героя Советского Союза. На фронте в 1943 г. он получил звание "генерал-майор". Историю своей жизни военного периода Федоров изложил в книгах "Подпольный обком действует" и "Последняя зима".

В течение 22 лет (1957 - 1979), почти до 80-летнего юбилея, Федоров работал министром социального обеспечения Украины. Даже для советской эпохи это был своеобразный "рекорд министерского долгожительства". Федоров был скромен в быту, а, пребывая на министерском посту, способствовал созданию широкой системы социальных гарантий для населения страны. Министр Федоров много помогал землякам. До сих пор односельчане вспоминают, что "с любой проблемой шли не к местному начальству, а ехали прямо в Киев, к Федорову" (подробнее см.: Факты и комментарии. - 2003. - 02 апр.). По его инициативе построено новое здание школы № 107. Теперь здесь его музей, где хранятся экспонаты, подаренные самим Алексеем Федоровичем, его партизанская экипировка - гимнастерка, шапка-кубанка, безрукавка, унты и другие вещи. Памятник - бюст А.Ф. Федорова находится в парке Глобы.

В Лоцманской Каменке в 1918 г. родился видный руководитель советского периода Иван Павлович Казанец. Он был лидером Донецкой партийной организации (1953 - 1960), главой правительства Украины (1963 - 1965), а после этого двадцать лет (1965 - 1985) работал министром черной металлургии СССР.

ПАМЯТЬ О ЛОЦМАНСКОМ ПРОШЛОМ

Лоцманская профессия стала историей, но сохраняется в памяти потомков. Известна личность Григория Омельченко (1911 - 2003), которого в прессе называли "последний днепровский лоцман". Потомственный лоцман, педагог, он много лет добивался открытия специального музея, и такой музей открыли в 1994 г. в Лоц-Каменском Доме культуры. Он автор воспоминаний "Спогади лоцмана порогів Дніпрових", которые выдержали уже два издания. По его же инициативе в 1998 г. в поселке открыли каменную глыбу - памятник лоцманам.

Исторические традиции сохраняются и в символике. 22 апреля 2000 г. общее собрание жителей Лоцманской Каменки утвердило символы поселка - герб и хоругвь. Герб - на синем щите изображен запорожский казак с золотым лоцманским веслом в руке, окруженный девятью серебряными треугольниками. Хоругвь - синее квадратное полотнище, на котором изображены четыре перекрещенных лоцманских весла желтого цвета, а между ними - девять белых равнобедренных треугольников.

***

Девять треугольников на гербе и хоругви Лоцманской Каменки символизируют девять порогов Днепра. Пороги, которые преграждали путь по Днепру, но благодаря которым возникла и существовала несколько столетий уникальная профессия - лоцман.

Максим Кавун


Предоставлено: Недвижимость в движении

История города:

Выставка 1910 г. Павильон А.Г. Зильберман и сын-я,
1910
serega_82
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте