Мавринский майдан
Мавринский майдан
Мавринский майдан
Недалеко от города Павлограда (Днепропетровщина) по соседству с селом Маврино есть земляное сооружение - огромное, таинственное, непонятной конфигурации. С высоты дельтаплана оно представляет гигантский загадочный символ.
Сегодняшнее село Межиричи (Между-речное) несколько десятилетий тому назад состояло из двух сел: Маврино – в юго-восточной части, и Межиричи. Слово “майдан” для жителей было привычным.
Был Межирицкий майдан – за селом, на западе, и Мавринский – в восточном направлении. Межирицкий почти не сохранился, хотя эту местность продолжают называть "майданом". А Мавринский сохранился, который где-то десяток лет тому назад назвали Казацким. Именно интерес к истории Запорожского казачества привел меня к этой теме.
В июле 2001 года мне посчастливилось увидеть этот майдан с высоты птичьего полета. Это были видеокадры, снятые с дельтаплана и любезно представленные директором Независимого Павлоградского телевидения И.Д. Лединим.
Увиденное поражает непривычной формой, величием, неповторимостью и особой загадочностью:
- четкая, правильная геометрическая форма срезанного конуса с глубокой котловиной;
- верхушка конического земляного сооружения имеет выраженное кольцевое углубление и напоминает по кольцевой форме отверстие гончарного горшка, украинской макитры;
- вверху есть явная щербина (как оказалось – не одна);
- симметрично от конического сооружения отходят змеевидной формы земляные валы, по четыре с каждой стороны от щербины...
Первое визуальное впечатление от всего увиденного было: паук! С лапками...
Но возникли и вопросы:
- кто строил этот огромный земляной майдан?
- когда, в какие времена?
- с какой целью?
- почему он имеет такую странную конфигурацию?
Начались поиски. Музеи, библиотеки, встречи с людьми, изучение литературы. И некоторая информация нашлась.
СТЕПНЫЕ ПИРАМИДЫ НАШЕГО КРАЯ
Словарь иноязычных слов сообщает, что слово “майдан” восточного, тюркского происхождения и означает “площадь”, преимущественно в понимании: "базарная площадь".
В этой местности есть и другие древние сооружения вида курганов, которые здесь (как и в большинстве областей Украины), называют “могилами”. С детства помню огромную "могилу" над речкой в центре села Межиричи, в зимнее время заезженную санками. Самая отчаянная детвора после таких спусков оказывались на противоположном берегу замерзшей реки Волчьи. Были "могилы" и в степи, например, близ села Оженкивки со “сторожами” – каменными бабами, которые покорно сложив руки на своих животах, всегда смотрели на восток – на восход Солнца. Но они не сохранились, не дошли до нашего времени. Немало могил-курганов распаханы, уничтожены сослепу, сгоряча, от незнания или от нежелания задумываться...
Археологи говорят, что этим курганам, "могилам", “степным пирамидам” более 4-х тысяч лет, а возможно и 6 тысяч лет. В разные века отдельные погребения велись уже на старинных курганах-могилах. Их было много в левобережной от Днепра территории Украины.
ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ
Где-то лет 500 тому назад рядом с нашей местностью проходил Муравский путь (от Перекопа, пересекал речки Волчью, Самару, Орел и гнал аж ... к Туле). В историческом памятнике того времени “Книги большому чертежу” говорится: "от гнилой Орели до верх реки Терновки вёрст с 20,... а Терновка пала в Самару... от Муравского шляху. А на реке Терновке стоит человек-камень (каменный), а у него кладут из Беля-городу станичники, осматривавшие вверенное охранению их пространство и о состоянии онаго подававшие донесения, так называемые доездные памяти, а другие памяти кладут на Самаре у двух девок каменных. А от каменного человека до Самары вёрст с 30..."
“…а ниже Волчьих вод пала в Самару река Бык от Волчьих вод вёрст с 10. А меж Волчьих вод и Быком мечеть татарская каменная, сажень с 20. А лесу с тех мест до Перекопа нет. А вверх по Быку дорога Муравская…” (1584-1598р.р.)
Во тьме веков утеряно немало. Место, где речка Терновка подходила к речке Самаре, исчезло от подтопления шахтными водами. Где были каменные бабы – остается лишь догадываться и рассчитывать...
И все же далекие предки оставили немало своих памятников ...
В Павлоградском крае еще 14 лет тому назад насчитывалось 445 курганов и 236 курганных групп. В Новодачинском сельсовете – 35, Вербском – 31, Вязевском – 29, Богуславском – 22, Кочерезском – 19, Троицком – 18 и т.д. В том перечне упоминается и “курган с усами” и "острая могила" близ села Вязивки, и “курган-ромашка” возле Привовчанки.
Есть наклонившийся большой майдан в Вязевке, есть майдан меж селами Булаховка и Карабиновка, есть в Кочережках (в этих селах говорят: "мАйдан", с ударением на первом слоге, а не "майдАн"). Являются остатки майданов в Павлограде: в Сосновке, есть в Городище – около бывшей 5-й школы и при выезде на Малоалександровку. Что-то слышали о майданах в далеком детстве жители села Богуслав...
Удалось найти достаточно исчерпывающее определение о майданах у археологов:
“Майданы в простейшей “классической” форме – это земляные сооружения, которые состоят из кольцевого вала, входа, который ведет к кольцевому углублению, и боковых насыпей-крыльев. Часто встречаются значительно более сложные сооружения этого типа, как правило, с несколькими входами и соответствующим числом двойных или тройных крыльев. Некоторые майданы имеют посреди кольцевого углубления разнообразные выступы. Кое-где перед входом сохранились следы полузасыпанных ям. Это один тип майданов. Существуют десятки его вариантов. Другой тип – майдановидные сооружения, которые состоят из большого множества выступов и впадин...”
С поверхности земли Мавринский майдан особого впечатления не производит: на довольно большой территории виднеются чудные холмы и впадины. Но вид с дельтаплана заставляет задуматься.
В Павлоградском историко-краеведческом музее можно услышать две версии ИСПОЛЬЗОВАНИЯ этого сооружения. С некоторыми дополнениями они выглядят так:
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. МАЙДАН – ЭТО КАЗАЦКОЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ
Майдан с его удивительными валами (возможно) целиком использовался запорожскими казаками как сторожевая башня и как оборонительное сооружение.
Казаки всегда были готовы к боевым столкновеньям. С юга угрожали набегами турки и татары, с севера – литовские и польские феодалы. Отдельные историки высказывают предположение, что именно казаки строили это сооружение. Или же они использовали его, но которое после такого вмешательства теряло свою первоначальную форму.
Дмитрий Иванович Яворницкий в “Истории запорожских казаков” (том І, раздел “Охрана границ вольностей запорожских казаков”, издание 1892 г. и 1990 г.) отметил: “Могилы служили у запорожских казаков пунктами для наблюдения за движением тех же татар. Большинство могил существовало к появлению запорожцев: в них похоронены останки вождей известных народов или племен; таким образом запорожские казаки использовали уже готовые земляные насыпи и только приспосабливали их для своей стратегической цели. Но несомненно, что для этой цели они сооружали новые земляные насыпи...”
Однако, если бы майдан не удалась увидеть с высоты, то, возможно, не появились бы сомнения не только в оборонительном назначении смысла строительства майдана, но и по могильному назначению кургана. В частности:
- Чем объяснить странную симметричность змеевидных земляных валов, сориентированных в восточном и западном направлениях?
- Каково назначение кольцевого углубления наверху земляного конуса?
- Почему щербины-подковы наверху конуса имеют такой ориентир: восход, запад, юг?
- Сомнительно, чтобы храбрые, воинствующие запорожские казаки потратили много времени и труда на создание довольно больших земляных сооружений.
- И еще надо было иметь немалые геометрические знания: срезанный конус слишком правильной геометрической формы – излишней и непонятной, если речь идет только о фортификационном сооружении.
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. МАЙДАН – ЭТО СЕЛИТРОВАРНЯ
Есть мысль о том, что майданы образовались после грабительских раскопок обычных курганов, или после устройства в них селитровых разработок.
Оказывается, был когда-то такой промысел. Польские источники свидетельствуют, что в 1613 году поляки раскопали могилу Скоробир на Полтавщине и добывали в ней селитру.
Французский инженер Гийом Левассер де Боплан, который преданно служил польскому королю, прожил на Украине 17 лет и выстроил для поляков немало боевых укреплений. Он оставил бесценное для нас сокровище: свою работу, изданную во Франции в 1650 году, “Описание Украины, нескольких провинций королевства польского, что тянутся от границ Московии к границам Трансильвании, вместе с их обычаями, образом жизни и ведения войн”. В разделе “Об обычаях и занятии украинского люда” он писал: “...Случаются знатоки всех ремесел, необходимых человеку... Они очень хорошо изготовляют селитру, которой весьма много на этих землях, и делают из нее замечательный пушечный порох...”
Украина была богата на залежи самородной селитры. В восемнадцатом столетии селитровые заводы были почти во всех уездах Полтавщины, а также на Харьковщине. В дореволюционное время археологи, которые изучало майданы, допускало, что они – это разрушенные старинные курганы с целью использования земли, богатой на селитру. Отдельные исследователи указывали на то, что земляные валы образованы от раскопок курганов (вывозился грунт через отверстия-подковы). Селитру варили в чанах, больших котлах. Процесс ее добывания длится несколько лет.
Возможно, такая судьба была и у Мавринского майдана. Однако, ряд вопросов остается:
- четкая симметричность земляных валов;
- за объемом земляные валы превышают объем земли из котловины;
- сохранившееся четкое кольцевое углубление наверху конуса;
- отверстия-подковы оказываются довольно высоко над уровнем земли, чтобы согласиться с предположением, что через них вывозился грунт и складывался в симметричные бурты – земляные валы.
ДЫХАНИЕ ПРЕДКОВ
Но оказывается, что майданы и майдановидые сооружения были широко распространены на территории нынешней Украины и даже в сопредельных с Украиной областях нынешней России, в особенности в Воронежской области.
В.П. Андриенко (Харьковский университет) в работе “Майданы и майдановидные сооружения Украины” подчеркивал, что только в Царичанском районе Днепропетровской области насчитывалось свыше 40 майданов (сохранились ли они за эти годы?).
В девятнадцатом столетии на юге нынешней Украины и России велись планомерные работы по изучению курганов, преимущественно скифо-античных сооружений ІІІ-І тысячелетий до нашей эры.
Отдадим должное: археологи XIX столетия обратили внимание на конструктивные особенности земляных насыпей. В 1869 году на І Археологическом съезде России было предложено разделить курганы на могилы-захоронения и “простые” земляные насыпи, которые могло иметь разное назначение: как сторожевые пункты или маяки, границы или даже обсерватории. Тогда же были выделенные и курганы обрядовые, которые в лесостепной зоне Украине назывались “майданами”. Было отмечено, что они отличаются от других земляных сооружений изысканными формами и напоминают какие-то гигантские символы.
Обратим внимание на “Инструкцию для научного исследования курганов” того времени, в которой были предложенные стандарты для описания форм земляных насыпей: “полусферической, конусообразная, продолговатая, с вершиной остр, тупой или запавшей”. В этой же инструкции подчеркивалось: “раскопка, неверно и неполно описанная, не только не имеет пользы для науки, но и вредна: разрушая исторический памятник, она может привести к неверным в науке выводам”.
Тем не менее, в те времена археологи-копатели интересовались преимущественно курганами, которые имели захоронение и вещевые ценности. Конфигурация, чудная архитектура земляных насыпей копателей не интересовала. Известные к тому времени “курганы с усами” (дугообразными валами), а также “длинные курганы” считались отклонением от нормы, “отдельными казусами”.
Но археологи дореволюционного периода все же оставили немало работ по изучению майданов. Одни предполагали, что это разрушенные курганы (которые использовалось для добывания селитры) или как фортификационные сооружения (у запорожских казаков). А отдельные исследователи предлагали гипотезу про культовое, обрядовое назначение майданов. Археолог А.А. Бобринский обратил внимание на майдан Бурта возле села Цветна Чигиринского уезда Киевской губернии. Еще в1898 году в своей публикации он отмечал; “С высоты птичьего полета все насыпи майдана должны представлять что-то похожее на огромного паука... Отсутствие могил под майданом, его своеобразная форма..., все это оправдывает предположение, что такие сооружения необходимо относить к насыпям которые должны были служить не как захоронения, а как обрядово-религиозные”.
Эту же мысль вполне можно отнести и к Мавринскому майдану!
И можно удивиться тому, что свое наблюдение и описание майдана Бурты Бобринский осуществил более 100 лет назад, когда самолеты и дельтапланы еще не летали. А для сравнения можно обратить внимание на такие особенности майданы Бурты, зафиксированные Бобринским:
- основные земляные отростки майдана ориентированы между странами света (наверное, фиксировали восход и заход солнца в периоды зимнего и летнего солнцестояния);
- наиболее сложный отросток крестообразного “паука” (его челюсти) обращены на северо-запад, на заход Солнца в день летнего солнцестояния.
А вот в ХХ столетии ученые мало интересовались майданами. Уникальный майдан Бурта погиб под бульдозерами. О предположении археолога А.А. Бобринского если кто-то и вспоминал, то как о чудаковатости.
Таким образом, Мавринский майдан имеет большую историческую ценность, будучи чудом сохраненным на протяжении веков и тысячелетий древним земляным сооружением.
МАЙДАН ВБЛИЗИ
Снизу он напоминает простой холм, достаточно высокий, и не вызывает особых эмоций. Но поражает огромная котловина срезанного конуса. Кольцевое углубление по верху котловины не так рельефно обрисовывается вблизи, как с высоты. Внизу, в котловине – непонятные холмы, смещенные от центра. Две больших отверстия-щербины по верху котловины смотрят на северо-восток и северо-запад. Еще одна щербина, меньшая – на юг. От щербины на восходе (которая хорошо вошла в видеокадры с дельтаплана) внизу от основы по четыре идут полукольцом большие земляные валы.
Более близкое к щербине на западе также от основы идут полукольцом четыре земляных вала. Слева – какое-то чудное накопление змеевидных валов. Наиболее длинный земляной “ус” – 65 метров. Другие размеры (ориентировочно):
- длина круга основы майданы (срезанного конуса) – около 250 метров;
- длина круга по верху – 120 метров;
- диаметр котловины вверху – 40 метров;
- длина ребра от основы к вершине – 25 метров;
- глубина котловины – 6 или 10 метров;
- угол наклона – от 37° до 45°.
ТРЕТЬЯ ВЕРСИЯ. МАЙДАН – СВЯТИЛИЩЕ И (ОДНОВРЕМЕННО), ОБСЕРВАТОРИЯ (ДЛЯ ОПЕРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ГОДА).
Таким образом, вполне явно видна связь конструкции валов майдана с положением Солнца в разные дни года, особенно, в важные дни солнцестояний и равноденствий. И из этого возникает третья версия, что майдан – это своеобразным храм, религиозно-культовое сооружение, окутанное тайной священных знаний.
Возможно, здесь собирались древние жители, чтобы проводить какие-то праздники и чтобы у Солнца, Луны, звезд просить своевременных дождей, тепла, урожая, приплода, здоровья, благосостояния.
А также возможно, что майдан – это грандиозный, неповторимый календарно-обсерваторный комплекс. Тем более, что подобные сооружения известны и в других странах.
Наиболее известен из них английский Стоунхендж (“каменный сарай”, “висящий камень”). Но не только он. Подобный объект обнаружен и в Германии – раскопан старинный храм, которому 7 тысяч лет. При аэрофотосъемке четко виднеются два набора концентрических кругов. Диаметр наибольшего – 120 метров. Есть двое ворот: северо-восточные и юго-восточные. Камни культового сооружения четко ориентированны по Солнцу в момент летнего солнцестояния. Есть подобное сооружение и на территории Румынии в виде каменных кругом и квадратов. Есть и в Израиле. На высочайшем холме Голландских высот в 1968 году случайно был выявлен интересный объект. Впервые его увидел военный летчик с самолета. Он представляет собой пять концентрических колец с наибольшим диаметром 152 метра, составленных из больших каменных валунов. В центре курган диаметром 20 метров. Есть два выхода; на северо-восток и юго-восток. Ученые, которые заинтересовалось этим, объектом лет семь тому назад, определили, что в 3000 году до нашей эры первые лучи Солнца во время летнего солнцестояния светили через северо-восточные ворота в центр кургана. В тот же момент юго-восточные ворота показывали на Сириус. Этому сооружению больше 6 тысяч лет. Называют его “кругами рефаимов” (рефаимы – библейское племя богатырей-гигантов). Вероятно, что это тоже была астрономическая обсерватория и небесный календарь. Ученые стараются разгадать: зачем для календаря или обсерватории такое массивное, грандиозное сооружение, которое можно рассмотреть только лишь со значительной высоты? И идут поиски разгадки другого назначения этого сооружения. Стрелка компаса в этом месте ведет себя беспокойно, но пласты железной руды не выявлены.
Возвращаясь к Мавринскому майдану, можно отметить, что по карте геологических полей вокруг Павлограда видно, что майданы и курганы строились по тому же принципу, что и шахты - в центре геологического поля (где нет никаких разломов) или на возвышенности. Возможно, это связано с определенной энергетикой местности.
Автор: Охотник Лариса Михайлівна (mailto:astropavlograd@narod.ru ), журнал “БОРИСТЄН”
(
borysten.dp.ua ), №№2-3 за 2002р.
(
astropavlograd.narod.ru/region ) (перевод на рус. с сокращениями - zhistory)